Файл: Пермский государственный национальный исследовательский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, предневрастенических, субдепрессивных состояний).

Таким образом,психологическая устойчивость— это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

В своих исследованиях Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Сирота к стрессоустойчивости относят совладеющее поведение (копинг – стратегии). Под копинг – стратегиями понимается индивидуальное взаимодействие со стрессовой ситуацией, в основе которого лежат психологические особенности и возможности личности, степень значимости определенной ситуации в жизни человека, а также постоянно меняющиеся эмоциональные, когнитивные и поведенческие попытки справиться с внешними или внутренними требованиями, которые воспринимаются как напряжение [42].

Стратегии совладения со стрессом могут быть функциональными и продуктивными, а также деструктивными и дисфункциональными. Реакции совладения индивида ориентированы на возможность влияния на реальный мир, либо на самого индивида или же на то и другое одновременно. Таким образом, к данному поведению относятся два вида совладеющего поведения. К ним относятся копинг, ориентированный на проблему и копинг, сфокусированный на эмоциях. Также были выделены некоторые базовые копинг – стратегии, например, стратегии разрешения проблем, стратегии поиска социальной поддержки и стратегии ухода, избегания [2].

Кроме сознательной переработки стрессовой ситуации, для ее преодоления включаются бессознательные защитные механизмы. В попытках устранения возникших разрушающих дезорганизующих переживаний, человек сам вырабатывает у себя защитные механизмы, которые «ограждают» сферу сознания личности от травмирующих эмоций, спровоцированных конфликтами, ставящих под угрозу целостность психики человека. Эти конфликты могут быть детерминированы и противоречивыми установками человека и рассогласованием образа «Я» и поступившей информации из окружающего мира. Наиболее негативно отражаются на психике примитивные защитные механизмы.

Оценка собственных способностей совладать и справляться с проблемами имеет под собой основу предшествующего опыта поведения в аналогичных ситуациях, на вере в себя и свои силы, на помощь окружающих вокруг индивида людей, самоуверенности, стрессоустойчивости.


В сложных проблемных ситуациях адаптивные личностные процессы протекают с участием адаптивных комплексов. Они закрепляются в структуре характера личности с частой актуализацией.

В теории социально-психологической адаптации личности вводится понятие социально-психологической дезадаптации, которая проявляется в том, что личность неспособна адаптироваться. В то же время человек, имеющий отклонения в адаптации, а также имеющий полную дезадаптацию, не может успешно двигаться навстречу требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему социальным окружением, собственной социальной ролью, профессиональной деятельностью.

Ключевым показателем социально-психологической дезадаптации личности является переживание внутренних и внешних конфликтов, растянутых во времени, которые остаются неразрешенными из-за неспособности найти подходящие психические механизмы и модели поведения [27].

Адаптационные возможности человека не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями. Психологическими характеристиками адаптивного потенциала личности, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, чувство социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации.

Стрессоустойчивость определяется как набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов. Стрессоустойчивость состоит из трех, связанных между собой компонентов:

1) ощущение важности своего существования;

2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь;

3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития [14].

А.А. Баранов в своем исследовании предполагает, что стрессоустойчивость – это частный случай психической устойчивости, которая проявляется при воздействии различных стрессовых факторов [3].

Ряд ученых связывают стрессоустойчивость со свойствами темперамента – эмоциональной устойчивостью. Говоря об устойчивости, П.Б. Зильберман отмечает ее как некое неразумное явление, характеризующееся отсутствием адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующее о недостаточной гибкости, приспособляемости [11].



В.Л. Марищук эмоциональную устойчивость рассматривает, как способность личности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения во время выполнения сложной деятельности [28].

По мнению Ю.В. Щербатых, каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – уровень напряженности, при котором наступает эустресс, т.е. эффективность деятельности повышается, а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается и наступает дистресс. По мнению автора, дать определение стрессоустойчивости, которое охватило бы все аспекты жизнедеятельности человека достаточно трудно [44]. Определить «границы перехода» в дистресс можно по объективным и субъективным критериям, для этого используются биохимические, физиологические или поведенческие показатели.

Традиционными показателями стрессоустойчивости человека на социально-психологическом уровне являются следующие: сохранение способности к социальной адаптации, сохранение значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации, достижение жизненных целей, сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности, сохранение здоровья [9].

К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся: активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности личностного роста, сила Я - концепции, самоуважение, самооценка, активная жизненная установка, позитивность и рациональность мышления, эмоционально-волевые качества, физические ресурсы [9].

Жертвами профессионального стресса также становятся люди впечатлительные, способные к эмпатии. Воспринимая чужую боль, как собственную, они быстро разрушают собственную психику.

Выделяют три фазы профессионального стресса у медиков [2]:

  • Фаза напряжения. Преобладают острые переживания, неудовлетворенность собой, тревожность.

  • Фаза резистенции. Отмечается уменьшение эмоциональной отдачи, предпринимаются попытки сократить перечень своих функциональных обязанностей. В семье, при общении с друзьями врач также становится менее эмоциональным.

  • Фаза истощения. Дефицит эмоций, резкость, грубость, отсутствие сочувствия, обидчивость, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства.

Профилактика профессионального выгорания

К сожалению, в большинстве лечебных учреждений не уделяют должного внимания профилактике профессионального выгорания. Именно поэтому так много жалоб на медицинских работников поступает со стороны пациентов. Постоянным стрессом обусловлен и уход многих специалистов в другие сферы деятельности.


За рубежом для медиков проводятся специальные тренинги, позволяющими медикам выразить свои эмоции, найти понимание и поддержку, разрешить внутренние конфликты, снять напряжение. В некоторых странах профилактика выгорания закреплена на законодательном уровне. В нашей стране в последние годы также разрабатываются и внедряются программы психологической реабилитации медицинского персонала.

Профессиональный стресс оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи и жизни медицинских работников. Именно поэтому данной проблеме нужно уделять должное внимание. Профессия врача и медсестры сопряжена с ежедневным стрессом, поэтому групповая и индивидуальная работа психологов с медицинскими работниками является важным аспектом профилактики психосоматических расстройств. Постоянные психические нагрузки на работе приводят не только к поведенческим расстройствам, но и вызывают серьезные нарушения в работе нервной и сердечнососудистой системы. Лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями - профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников [12].

1.3. Исследования стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников


Медицинские сотрудники подвержены риску возникновения синдрома профессионального выгорания. В работе врачей и медсестер разных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы, большая ответственность за каждое принятое решение.

В.В. Валетов и Л.Н. Лаптиева отмечают, что медицинские работники часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, они каждый день видят страдания и смерть других людей, власти часто предъявляют к ним повышенные требования, а условия труда и его заработная плата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый врач.

Профессиональный стресс у медицинских работников характеризуется следующими проявлениями: чувство усталости, истощения; головные боли; колебания артериального давления; нарушения сна; негативное отношение к работе; раздражительность; беспокойство; негативное отношение к себе; чувство вины; потеря памяти; низкая производительность труда; цинизм; чувство собственного некомпетентности [6].

Подверженность профессиональному стрессу зависит от индивидуальных физиологических особенностей и типа личности.

С.А. Киреева, О.С. Гусева, А.В. Дерунов отметили, что несколько категорий медицинских работников наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. Добросовестные, аккуратные, стремящиеся к порядку люди очень переживают из-за каждой неудачи. Ухудшение состояния, а тем более смерть пациента, вызывает у них глубокое чувство вины, даже если они все сделали правильно. Это провоцирует постоянные внутренние переживания, которые в конечном итоге приводят к тяжелым психосоматическим расстройствам. Сотрудники, которые стремятся всегда быть лучшими, болезненно реагируют на критику. Кроме того, они не в состоянии выполнять монотонную работу в течение длительного времени. Деятельность в таких условиях довольно быстро приводит к выгоранию, что существенно влияет на снижение работоспособности людей, качества и продуктивности профессиональной деятельности, тем самым требуя повышенных усилий по стабилизации психических и физиологических качеств сотрудников.