Файл: Й договора Вопросы защиты прав предпринимателе й по обязательствам, присужденным к исполнению в натуре.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что до настоящего времени не искоренены факты проведения плановых проверок, не включенных в сводный план, размещенный на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подобные нарушения выявлены прокурорами Челябинской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.
Органы контроля допускали проведение внеплановых проверок без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа, посредством направления в адрес хозяйствующих субъектов запроса о предоставлении информации.
В ряде случаев контролирующие органы проводили внеплановые проверки по вопросам, не относящимся к их компетенции. Нередко прокурорами выявлялись факты проведения контролирующими органами проверочных мероприятий с грубыми нарушениями, обозначенными в ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, ведущими к признанию результатов такой проверки недействительными. По-прежнему имеют место случаи проведения внеплановых проверок под видом административного расследования.
Вышеупомянутые решения Коллегии Генеральной прокуратуры, а также информация, изложенная в информационных письмах, приняты к сведению прокурорами субъектов Российской Федерации и реализованы в практической деятельности.
Органы прокуратуры последовательно осуществляют надзор за соблюдением прав предпринимателей при прохождении ими разрешительных процедур и проведении в отношении их контрольно-надзорных мероприятий. Принимая во внимание существенные изменения земельного законодательства, вступившие в силу в 2015 г., Генеральная прокуратура Российской Федерации организовала проверку исполнения во всех регионах законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении контроля и предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений. Проверка нацелена на оценку законности исполнения территориальными органами Росимущества, Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по указанным вопросам. Усилия прокуроров сосредоточены на выявлении и пресечении на местах нарушений в нормативном правовом регулировании земельных отношений, а также в правоприменительной деятельности уполномоченных органов при предоставлении земельных участков хозяйствующим субъектам. Пристальное внимание уделено соблюдению прав предпринимателей при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля
88.
Основная масса выявленных прокурорами нарушений связана с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, касающихся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
В целях совершенствования практики прокурорского надзора в указанной сфере Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 августа 2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности", в котором в первую очередь указывается на необходимость усиления надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, при этом перед органами прокуратуры поставлена задача добиваться отмены противоречащих закону нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд89.
Надзор за законностью правовых актов как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности определен и в Приказе Генпрокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".
Достаточно сказать, что в 2015 - 2016 гг. выявлено свыше 50 тыс. незаконных актов органов контроля (надзора), содержащих ограничения прав и свобод субъектов экономической деятельности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных правонарушений.
Всего за указанный период времени поступило в органы прокуратуры из контролирующих органов 76 346 заявлений о согласовании внеплановой проверки в отношении малого и среднего бизнеса, проведено 61 050 проверок законности деятельности органа, осуществляющего проверки работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в отношении субъектов малого и среднего бизнеса), по результатам проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса выявлено 116 294 нарушения законов
90.
Действительно, росту количества малых и средних предприятий сопутствовало увеличение и совершенствование правовой базы, в связи с чем активизирована работа органов прокуратуры.
Практика прокурорского надзора показала наличие большого количества правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. По требованиям прокуроров некоторых субъектов Федерации отменены правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые с превышением полномочий, устанавливающие неравные условия для осуществления предпринимательской деятельности и не предусмотренные законом сборы и обязанности, пресечены действия (бездействие), которые привели или могли привести к ограничению и устранению конкуренции91. Указанное направление прокурорского надзора является в числе прочих одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры92.
Таким образом, на сегодняшний день с введением полномочий органов прокуратуры по согласованию проведения плановых и внеплановых проверок органов государственного контроля появился реальный механизм защиты прав субъектов предпринимательства при проведении таких проверок, в то же время деятельность самих органов прокуратуры в настоящее время должна быть направлена на усиление эффективности надзора в указанной сфере и недопущение прокурором подмены полномочий органов государственного контроля.
2.3. Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)
В литературе указано о том, что корреляция деятельности властвующих субъектов и предпринимательских структур является основополагающим условием процветания государства с рыночной экономикой. Как верно отмечено Б.В. Россинским, реализация надзорных полномочий органов исполнительной власти - один из действенных рычагов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов93.
В связи с этим необходимость совершенствования института государственного управления в сфере предпринимательской деятельности можно справедливо признать одним из важнейших направлений современного российского государства.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля и надзора, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении данной государственной функции в настоящее время регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Анализ положений указанного Закона позволяет выделить два пути защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении публичными органами контрольно-надзорных мероприятий: судебный и внесудебный (административный) порядок защиты и обеспечения законных интересов организации и индивидуальных предпринимателей при проведении проверочных мероприятий.
Федеральный закон о защите прав предпринимателей предусматривает несколько случаев обращения в суд за защитой нарушенных прав.
Пунктом 3 статьи 23 названного Закона закреплено право на оспаривание действительности нормативно-правовых актов органов государственного контроля (надзора) или муниципальных правовых актов органов муниципального контроля, нарушающих права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Право на оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти может быть реализовано в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) путем подачи искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим, а также путем подачи в Суд по интеллектуальным правам заявления заинтересованного лица по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) с требованием о признании оспариваемого акта недействующим.
Как следует из изложенного, существует несоответствие базовых понятий (недействительность, отсутствие юридической силы), содержащихся в указанных Законах.
Кроме того, в части 2 статьи 46 Конституции РФ выражено основополагающее правило: "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд"94.
Конкретизируя положения Конституции РФ, Федеральный закон о контроле и надзоре в статье 21, пункте 2 статьи 23 закрепляет за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями право обжаловать действия (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав хозяйствующих субъектов.
При этом вопреки содержанию названных статей действующее законодательство предусматривает возможность обжалования не только деяний, но и решений, а также ненормативных актов органов власти и их должностных лиц. Анализ процессуального законодательства позволяет выделить три способа судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти.
Во-первых, это возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренная статьей 30.1 КоАП РФ, по результатам которого постановление органа власти может быть отменено, изменено или оставлено без изменения.
Во-вторых, с 15 сентября 2015 года действует возможность оспаривания решения, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в порядке административного судопроизводства путем подачи административного искового заявления. Этому посвящена глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, которая заменила действовавший ранее Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 09.02.2009). Решением суда по данной категории дел оспариваемый акт может быть признан незаконным.
В-третьих, оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предусмотрено главой 24 АПК РФ. Арбитражный суд согласно АПК РФ имеет полномочия на признание ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как видно, полномочия суда по результатам рассмотрения дел об оспаривании актов органов власти разнородны: акт может быть признан незаконным, недействующим или недействительным.
В целях установления гарантированности судебной защиты прав организаций и граждан при осуществлении в отношении их контрольно-надзорных мероприятий важно отметить следующее.
Как верно отмечено О.М. Зуевым, "незаконность" включает в себя и "признание акта недействительным", и "признание акта недействующим"95.
Под недействительностью нормативного акта в правовой науке понимается присутствие в нем неустранимых пороков, при наличии которых он не может иметь юридическую силу (принятие некомпетентным органом, с нарушением установленного порядка, в ненадлежащей форме, нарушение правил его опубликования)96.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 года N 6-П признание акта недействующим означает, что акт не подлежит применению с момента вступления решения суда в силу97.
При этом Конституционный Суд РФ указывает на необходимость различать понятия: признание нормативного акта недействующим (не подлежащим применению) и признание нормативного акта недействительным (отмененным, не имеющим юридической силы).