Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование игры с куклой - это частный раздел арттерапии использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия, куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.
Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.
В своих трудах Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут способствовать развитию личностных качеств ее участников. Игра с куклой представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка, давая ему возможность вступить в значимую личностную связь с взрослыми другими детьми. В таких играх происходит социализация детей, развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более адекватная адаптация детей[26].
Исследователи А.И. Захаров, А. Спиваковская, А. Осипова, отмечали, использование игры с куклой, как часть игровой терапии имеет большие возможности в работе с детьми в целях профилактики дезадаптивного поведения. Такая коррекция, достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, в которых оказываются дети [9].
Выделяют основные функции игры с куклой:
- коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную — снятие эмоционального напряжения;
- воспитательную— психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающую — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
- обучающую — обогащение информацией об окружающем мире[26].
Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Коррекцию проявлений застенчивости в поведении детей лучше проводить групповым методом работы. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и скорректировать самооценку, помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в группе.
Так же, помимо игры с куклой, в преодолении застенчивости помогают подвижные игры. По мнению исследователей, застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.
Не маловажным средством по преодолению застенчивости могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков[19].
Для повышения детской самооценки могут применяться игры, которые побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости. Эти игры учат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважительность, сопереживание, сочувствие. Они помогут детям научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками, воспринимать себя равными другим людям.
Игры, которые учат детей мгновенному перевоплощению из слабого в сильного, из доброго в злого, из трусливого в уверенного, помогают застенчивым детям почувствовать себя уверенней. Застенчивые дети часто теряются, если к ним неожиданно обращаются с вопросом. Успешное участие в игре позволяет малышам снять эмоциональное напряжение, возникающее у застенчивых детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения. В процессе проведения игры педагог должен внимательно следить за тем, чтобы застенчивые дети не отставали от остальных, иначе смысл игры теряется.
Очень помогают в преодолении застенчивости различные ролевые игры и игры-фантазии. Родитель или педагог может предложить ребенку рассказ о вымышленном герое – это может быть сказочный персонаж или просто придуманный ребенок. Герой вашей истории должен обладать такими же чертами характера, что и ваш ребенок. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок максимально раскрепостился и вошел в игровую роль, тогда вы можете узнать, что беспокоит вашего ребенка и принять меры[19].
Итак, по нашему мнению, коррекционные игры и упражнения позволяют в определённой степени преодолевать проблемы застенчивости, стеснения, страха. Подобные игры насыщенны, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры. Ещё одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование отдельных коррекционных игр и включать их в повседневную деятельность старшей дошкольной группы. Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством коррекции застенчивости у старших дошкольников.
Вывод по 1 главе
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом мы убедились в нашей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие.
В ходе теоретического анализа по проблеме исследования, мы рассмотрели множество трактовок понятия «застенчивость» и составили на основе их свое определение. Под застенчивостью мы понимаем свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности.
Анализ литературы позволил выявить, что замкнутость, как и другие показатели, такие как страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, является особенностью проявления застенчивости у детей дошкольного возраста.
Застенчивость рассматривали многие зарубежные и отечественные исследователи. Одна из самых ярких работ по проблеме, была проведена американским психологом Ф. Зимбардо, он посвятил книгу проблеме застенчивости.
Мы определили, что застенчивость проявляется внутренне и внешне. Существуют три основных вида проявления застенчивости это внешнее поведение человека, физиологические симптомы и внутренние ощущения. Исследователи застенчивости, в процессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости. Анализ теоретических источников показал, что, рассматривая застенчивость, психологи различных направлений убеждены, что она возникает в детстве.
Возникновение застенчивости во многом зависит от родителей, школы и социальной среды. В дошкольном возрасте чаще причиной застенчивости становится чрезмерная опека родителей над ребенком.
Застенчивость проявляется следующим образом, дети скромны и нравственны, робки и скованны, не нарушают правил поведения и не доставляют неудобства родителям и воспитателям, малоактивны и практически не контактирую с другими.
Проблема преодоления проблем застенчивости у ребёнка посредством игры широко изучалась отечественными и зарубежными исследователями. Анализ литературы также позволил выявить наиболее эффективные способы преодоления застенчивости: организация совместной деятельности, эмоционально развивающие игры. Для преодоления застенчивости организуются игры разной направленности: чаще всего используются игры и упражнения, направленные на повышение самооценки, развитие творческого мышления, формирующие коммуникативные навыки. Используются театрализованные игры, развивающие мимическую, двигательную активность, широко используется игра с куклой, подвижные игры, игры-пантомимы, игры-фантазии. Подобные игры обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники.
Поэтому, по нашему мнению, коррекционные игры позволяют преодолевать проблемы застенчивости, расслабляться, раскрепощаться, учиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, примерять на себя другие роли и другие. Они разнообразны и многофункциональны, доставляют большую радость детям. Поэтому необходимо использовать и включать их в повседневную деятельность детей. Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством коррекции застенчивости у старших дошкольников. Мы считаем, что цель нашей работы над теоретическим анализом достигнута, а задачи решены.
Глава II. Использование игры для преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня застенчивости детей старшего
дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 279 г. Новокузнецка, проходило с сентября 2022 г. по апрель 2023 г.
В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет старшей группы.
В эксперименте участвовали мальчики и девочки одного возраста, все дети прошли адаптацию и регулярно посещали ДОУ. Дети отбирались с учётом одновременного посещения детского сада. Список группы представлен в таблице 1 (Приложение 1).
Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов.
1 этап констатирующий эксперимент. Его цель: выявление детей с признаками застенчивости.
2 этап формирующий эксперимент – подбор и реализация комплекса игр, направленных на преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста;
3 этап констатирующий эксперимент – сравнительная характеристика результатов исследования констатирующего и контрольного экспериментов, определение изменений проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогический анализ литературы позволил нам выявить показатели, на основе которого мы разработали уровни:
Высокий уровень: всегда низкая самооценка, высокая тревожность, всегда оценивает себя плохо? не умеет и не решается вступать в контакты с малознакомыми и не знакомыми за исключением близких и родственников. Всегда пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит, всегда больше слушает, чем говорит сам и не смотрит собеседнику в глаза. Общается только с близкими. Самостоятельно не принимает решения. Не высказывает и не отстаивает свое мнение, никогда не задает вопросов, не попросит помощи, не играет с детьми, а всегда сам по себе, где то в сторонке.
Средний уровень: иногда оценивает себя хорошо, тревога возникает, но не постоянно, самостоятельные решения принимает редко, переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания. Общается с близкими и иногда может в ступить в контакт с малознакомыми людьми. Отвечает на вопросы взрослого, но иногда может смутится, может задать вопрос или обратится за помощью взрослого но редко, при