Файл: Игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разговоре смотрит собеседнику в глаза, но не постоянно. Может высказать свое мнение но отстаивать его не будет. Самостоятельно трудно принимает решения. Играет в игры в которые ему хорошо знакомы но не со всеми детьми.
Низкий уровень: оценивает себя хорошо, тревога возникает, но редко. Общается с близкими, может вступать в контакт с малознакомыми людьми, но не долгое время. Может высказать свое мнение начать его отстаивать, но не отстоит. Оказавшись в центре внимания, будет находиться, но не долгое время, может обратиться за помощью к взрослому или задать вопрос, но не всегда. В играх играет с детьми, но не долгое время.
На этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики направленные на выявление признаков застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
1.Стандартизированное наблюдение (С.М. Валявко и А.А. Князева). Целью которого является выявление застенчивости детей (Приложение 2).
2.Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Целью, которого является исследование характерной для ребенка тревожности в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми (Приложение 3).
3. «Рисунок человека» А.Л. Венгера. Целью, которого является выявление личностной застенчивости детей (Приложение 4).
Данные методики подобраны с учётом психологических и возрастных особенностей детей. Обследование проводилось в индивидуальной форме. Для работы была отведена специальная комната, где ребёнка ничего не отвлекало и было комфортно.
На начальном этапе было проведено стандартизированное наблюдение. Мы наблюдали за испытуемыми в естественных для них условиях во время нахождения их группе детского сада, на прогулке, занятиях. Сравнивали каждый показатель в разных условиях. Регистрировали данные в таблицу 1 (Приложение 5). Затем мы подсчитали все баллы, и в результате подсчета получили суммарный показатель. Чем больше получилась сумма баллов, тем больше застенчивым является ребенок.
Исходя из показателей зафиксированных в таблице, можно отметить, что у всех детей отмечается неуверенность в себе и нерешительность. Практически все дети при разговоре с незнакомым человеком, со взрослым опускают глаза вниз. Многие проявляют скованность, не могут расслабиться, иногда краснеют.
Отметим, что у четверых детей - Савелий В., Екатерина В., Саша К., Паша Б. получили наибольшее количество баллов, исходя из этого можно сделать вывод о том, что они являются застенчивыми (Высокий уровень - 40%). Остальных детей можно отнести к среднему уровню (60%), т.к. дети в течение дня шли на контакты как с детьми так и взрослыми, они играли со всеми детьми,
иногда вступали в ссоры или были их инициаторами, отвечали на занятиях без робости и др. Данные мы обозначили на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты стандартизированного наблюдения. Констатирующий эксперимент.
Следующим этапом в нашей работе, было проведение теста тревожности, с каждым ребенком индивидуально. Тест проводили в комнате сон часа, за столом. Ребенку по очереди давались иллюстрации, для мальчиков и девочек разные. Ребенку задавался вопрос и на картинке он должен был указать на соответствующее лицо.
Каждый ответ ребенка анализировался отдельно. Делались выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Результаты каждого ребенка фиксировались в протокол (Приложение 6).
Далее на основании данных протокола мы вычисляли индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3
группы:
-высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
-средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
-низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Анализ данных протоколов показал, что большинство детей смотря на картинки, где дети выражают агрессию, отбирают игрушки, игнорируют ребенка выражают печальное настроение, говорят что мальчику/девочке было бы грустно, иногда принимают ситуация на себя и говорят: «я бы тоже ударил», «мама говорит нельзя обижать» и др., рассматривая картинки «Ребенок с родителями» дети выбирали веселые лица, выражали счастье и любовь, говорили как бы они гуляли с родителями, куда-нибудь ходили и др.
Таким образом, анализ данных показал, что низкого уровня тревожности не обнаружено ни у одного ребенка. У шестерых детей, это у Стас Б., Полины К., Витя В., Захар Л., Артема Г., Тимофея З., уровень тревожности находится на среднем уровне (60%). Высокая тревожность определилась у оставшихся четверых детей (40%) - Гордей М., Вова Ф., Витя И., Данил Б. наглядно результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты теста тревожности. Констатирующий эксперимент.
Последним этапом констатирующего эксперимента было проведение теста «Рисунок человека». Данный тест мы проводили во второй половине дня с детьми экспериментальной группы, в спокойной обстановке. Каждому ребенку перед проведением теста мы положили вертикально лист бумаги. Далее дали инструкцию к тесту. Во время теста дети практически не отвлекались, сидели спокойно. Некоторые дети задавали вопросы, что можно нарисовать, кого, одного или нескольких людей, но несмотря на вопросы все дети нарисовали людей.
После окончания работы мы провели обсуждение рисунка с каждым ребенком отдельно (Приложение 7). Мы спрашивали у детей, кто этот человек, кем работает, что любит и т.д. Не все дети отвечали на вопросы, отвечали отдельными словами, некоторые испытуемые говорили полными предложениями, рассказывали про нарисованного человечка, чем он занимается. Затем после обсуждений, мы проанализировали каждый рисунок отдельно, в начале мы оценили особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Рисунки мы характеризовали по показателям: руки, голова, поза, резкая преувеличенность кистей, грубые искажения пропорций фигуры человека. После анализа каждого рисунка мы определили уровни застенчивости опираясь на стандартизированную шкалу оценки возрастных норм в изображении человека для детей разработанную А.Л. Венгером.
Итак, результаты проведенного теста, представлены нами на рисунке 3. Мы определили, что у Гордей М., Вова Ф., Витя И., Данил Б. (50%) был выявлен высокий уровень личностной застенчивости, рисунок был изображен примитивно, с туловищем, конечности нарисованы простыми линиями, рисунок малодетальный.
У Стас Б., Полины К., Витя В., Захар Л., Артема Г., Тимофея З.,(40%) выявили средний уровень, в их изображениях есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. На некоторых отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы, ступни и др.
Низкий уровень был выявлен лишь у одного ребенка - Савелий В. (10%), синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем. На голове – волосы, уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды. Некоторые детали отсутствуют (один палец).
Рис. 3. Результаты теста «Рисунок человека». Констатирующий эксперимент.
После проведения всех методик и обработки результатов, мы занесли данные исследования в сводную Таблицу 3.
Таблица 3- Уровень застенчивости детей на констатирующем этапе
Таким образом, как видно из данных отраженных в таблице, было определено 4 (40%)детей, которые проявляют признаки застенчивости: смущение от внимания взрослого, его оценки, испытывают робость, проявляют двигательное беспокойство, испытывают трудности в общении.
На основании полученных результатов, нами был выявлен общий для трех методик уровень застенчивости детей: высокий уровень - 4 детей (40%)участвующих в эксперименте, средний уровень – 6 детей (60%), низкого уровня не выявлено.
На основании результатов, полученных в констатирующем эксперименте, была построена диаграмма (рис. 4), на которой было отражено процентное соотношение детей старшего дошкольного возраста с симптомами застенчивости.
Рис. 4 Соотношение симптомов застенчивости в группе детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.
Итак, на данной диаграмме наглядно видно распределение детей по уровням застенчивости: большинство детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе имеют средний и высокий уровень застенчивости, данным детям присуще следующее: высокий уровень самооценки ребенка и его представления об оценке его взрослым; имеющийся у него эмоциональный дискомфорт, тревожность; избирательность в контактах с людьми: предпочтения общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.
Таким образом, на основании данных полученных на этапе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что дети являются застенчивыми, поэтому на следующем этапе формирующего эксперимента мы будем проводить работу по преодолению застенчивости с использованием комплекса игр.
2.2. Реализация комплекса игр по преодолению застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. В своей работе мы взяли игру, как один из основных методов работы с застенчивыми детьми, так как игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того взрослый в игре с ребёнком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребёнок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции на чувства. На основании результатов констатирующего эксперимента и учётом анализа психолого-педагогической литературы, нами были подобраны разнообразные игры, направленные на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент проводился с февраля по апрель 2023г. во время самостоятельной деятельности детей, свободного общения и на прогулках. В нём участвовали дети экспериментальной группы.
Суть формирующего эксперимента заключалась в поэтапном проведении игр, где на каждом этапе осуществлялся отбор методов и приёмов с позиции целесообразности.
На начальных этапах работы с застенчивыми детьми мы руководствовались следующими правилами:
Работа проводилась 1-2 раза в неделю. Игры и упражнения проводились в течении3-х месяцев, утром и вечером на прогулке, а так же в разное время дня, в условиях детского сада. Поскольку у всех застенчивых детей присутствуют такие признаки, как робость, смущение, мы постарались, чтобы во время выполнения работы их ничего не отвлекало. Все материалы, игрушки, картинки мы готовили заранее, потому что могли потерять время и внимание ребёнка. Игры мы проводили регулярно, так как при систематической работе вероятность результата выше. В начале своего эксперимента мы снизили требования к аккуратности работы, чтобы сформировать чувство успеха. Использовали тактильный контакт (прикосновения, поглаживание). Поощряли ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. Говорили с детьми в спокойном мягком тоне. Предоставляли ребёнку право выбора.
Работая с застенчивыми детьми, мы помнили, что у данной категории детей состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения были включены нами в работу, так как являются просто необходимы.
Низкий уровень: оценивает себя хорошо, тревога возникает, но редко. Общается с близкими, может вступать в контакт с малознакомыми людьми, но не долгое время. Может высказать свое мнение начать его отстаивать, но не отстоит. Оказавшись в центре внимания, будет находиться, но не долгое время, может обратиться за помощью к взрослому или задать вопрос, но не всегда. В играх играет с детьми, но не долгое время.
На этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики направленные на выявление признаков застенчивости детей старшего дошкольного возраста.
1.Стандартизированное наблюдение (С.М. Валявко и А.А. Князева). Целью которого является выявление застенчивости детей (Приложение 2).
2.Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Целью, которого является исследование характерной для ребенка тревожности в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми (Приложение 3).
3. «Рисунок человека» А.Л. Венгера. Целью, которого является выявление личностной застенчивости детей (Приложение 4).
Данные методики подобраны с учётом психологических и возрастных особенностей детей. Обследование проводилось в индивидуальной форме. Для работы была отведена специальная комната, где ребёнка ничего не отвлекало и было комфортно.
На начальном этапе было проведено стандартизированное наблюдение. Мы наблюдали за испытуемыми в естественных для них условиях во время нахождения их группе детского сада, на прогулке, занятиях. Сравнивали каждый показатель в разных условиях. Регистрировали данные в таблицу 1 (Приложение 5). Затем мы подсчитали все баллы, и в результате подсчета получили суммарный показатель. Чем больше получилась сумма баллов, тем больше застенчивым является ребенок.
Исходя из показателей зафиксированных в таблице, можно отметить, что у всех детей отмечается неуверенность в себе и нерешительность. Практически все дети при разговоре с незнакомым человеком, со взрослым опускают глаза вниз. Многие проявляют скованность, не могут расслабиться, иногда краснеют.
Отметим, что у четверых детей - Савелий В., Екатерина В., Саша К., Паша Б. получили наибольшее количество баллов, исходя из этого можно сделать вывод о том, что они являются застенчивыми (Высокий уровень - 40%). Остальных детей можно отнести к среднему уровню (60%), т.к. дети в течение дня шли на контакты как с детьми так и взрослыми, они играли со всеми детьми,
иногда вступали в ссоры или были их инициаторами, отвечали на занятиях без робости и др. Данные мы обозначили на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты стандартизированного наблюдения. Констатирующий эксперимент.
Следующим этапом в нашей работе, было проведение теста тревожности, с каждым ребенком индивидуально. Тест проводили в комнате сон часа, за столом. Ребенку по очереди давались иллюстрации, для мальчиков и девочек разные. Ребенку задавался вопрос и на картинке он должен был указать на соответствующее лицо.
Каждый ответ ребенка анализировался отдельно. Делались выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Результаты каждого ребенка фиксировались в протокол (Приложение 6).
Далее на основании данных протокола мы вычисляли индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3
группы:
-высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
-средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
-низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Анализ данных протоколов показал, что большинство детей смотря на картинки, где дети выражают агрессию, отбирают игрушки, игнорируют ребенка выражают печальное настроение, говорят что мальчику/девочке было бы грустно, иногда принимают ситуация на себя и говорят: «я бы тоже ударил», «мама говорит нельзя обижать» и др., рассматривая картинки «Ребенок с родителями» дети выбирали веселые лица, выражали счастье и любовь, говорили как бы они гуляли с родителями, куда-нибудь ходили и др.
Таким образом, анализ данных показал, что низкого уровня тревожности не обнаружено ни у одного ребенка. У шестерых детей, это у Стас Б., Полины К., Витя В., Захар Л., Артема Г., Тимофея З., уровень тревожности находится на среднем уровне (60%). Высокая тревожность определилась у оставшихся четверых детей (40%) - Гордей М., Вова Ф., Витя И., Данил Б. наглядно результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты теста тревожности. Констатирующий эксперимент.
Последним этапом констатирующего эксперимента было проведение теста «Рисунок человека». Данный тест мы проводили во второй половине дня с детьми экспериментальной группы, в спокойной обстановке. Каждому ребенку перед проведением теста мы положили вертикально лист бумаги. Далее дали инструкцию к тесту. Во время теста дети практически не отвлекались, сидели спокойно. Некоторые дети задавали вопросы, что можно нарисовать, кого, одного или нескольких людей, но несмотря на вопросы все дети нарисовали людей.
После окончания работы мы провели обсуждение рисунка с каждым ребенком отдельно (Приложение 7). Мы спрашивали у детей, кто этот человек, кем работает, что любит и т.д. Не все дети отвечали на вопросы, отвечали отдельными словами, некоторые испытуемые говорили полными предложениями, рассказывали про нарисованного человечка, чем он занимается. Затем после обсуждений, мы проанализировали каждый рисунок отдельно, в начале мы оценили особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Рисунки мы характеризовали по показателям: руки, голова, поза, резкая преувеличенность кистей, грубые искажения пропорций фигуры человека. После анализа каждого рисунка мы определили уровни застенчивости опираясь на стандартизированную шкалу оценки возрастных норм в изображении человека для детей разработанную А.Л. Венгером.
Итак, результаты проведенного теста, представлены нами на рисунке 3. Мы определили, что у Гордей М., Вова Ф., Витя И., Данил Б. (50%) был выявлен высокий уровень личностной застенчивости, рисунок был изображен примитивно, с туловищем, конечности нарисованы простыми линиями, рисунок малодетальный.
У Стас Б., Полины К., Витя В., Захар Л., Артема Г., Тимофея З.,(40%) выявили средний уровень, в их изображениях есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. На некоторых отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы, ступни и др.
Низкий уровень был выявлен лишь у одного ребенка - Савелий В. (10%), синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем. На голове – волосы, уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пальцами. Ноги снизу загнуты. Приведены детали одежды. Некоторые детали отсутствуют (один палец).
Рис. 3. Результаты теста «Рисунок человека». Констатирующий эксперимент.
После проведения всех методик и обработки результатов, мы занесли данные исследования в сводную Таблицу 3.
Таблица 3- Уровень застенчивости детей на констатирующем этапе
№ | Ф.И. ребенка | Тест тревожности | Стандартизированное наблюдение | Рисунок человека | Общий уровень застенчивости |
1 | Стас Б.. | средний | средний | средний | Средний |
2 | Полины К. | средний | средний | средний | Средний |
3 | Гордей М. | высокий | высокий | высокий | Высокий |
4 | Витя В. | средний | средний | средний | Средний |
5 | Вова Ф. | высокий | высокий | высокий | Высокий |
6 | Захар Л. | средний | средний | средний | Средний |
7 | Виталя И.,. | высокий | высокий | высокий | Высокий |
8 | Данил Б | средний | средний | низкий | Средний |
9 | Тимофея З | высокий | высокий | высокий | Высокий |
10 | .Артема Г | средний | средний | высокий | Средний |
Таким образом, как видно из данных отраженных в таблице, было определено 4 (40%)детей, которые проявляют признаки застенчивости: смущение от внимания взрослого, его оценки, испытывают робость, проявляют двигательное беспокойство, испытывают трудности в общении.
На основании полученных результатов, нами был выявлен общий для трех методик уровень застенчивости детей: высокий уровень - 4 детей (40%)участвующих в эксперименте, средний уровень – 6 детей (60%), низкого уровня не выявлено.
На основании результатов, полученных в констатирующем эксперименте, была построена диаграмма (рис. 4), на которой было отражено процентное соотношение детей старшего дошкольного возраста с симптомами застенчивости.
Рис. 4 Соотношение симптомов застенчивости в группе детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент.
Итак, на данной диаграмме наглядно видно распределение детей по уровням застенчивости: большинство детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе имеют средний и высокий уровень застенчивости, данным детям присуще следующее: высокий уровень самооценки ребенка и его представления об оценке его взрослым; имеющийся у него эмоциональный дискомфорт, тревожность; избирательность в контактах с людьми: предпочтения общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.
Таким образом, на основании данных полученных на этапе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что дети являются застенчивыми, поэтому на следующем этапе формирующего эксперимента мы будем проводить работу по преодолению застенчивости с использованием комплекса игр.
2.2. Реализация комплекса игр по преодолению застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. В своей работе мы взяли игру, как один из основных методов работы с застенчивыми детьми, так как игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Кроме того взрослый в игре с ребёнком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребёнок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции на чувства. На основании результатов констатирующего эксперимента и учётом анализа психолого-педагогической литературы, нами были подобраны разнообразные игры, направленные на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент проводился с февраля по апрель 2023г. во время самостоятельной деятельности детей, свободного общения и на прогулках. В нём участвовали дети экспериментальной группы.
Суть формирующего эксперимента заключалась в поэтапном проведении игр, где на каждом этапе осуществлялся отбор методов и приёмов с позиции целесообразности.
На начальных этапах работы с застенчивыми детьми мы руководствовались следующими правилами:
-
Включение ребенка в любую новую игру проходило поэтапно. Сначала мы ознакомили с правилами игры, если ребёнок не проявлял желания сразу играть, давали ему возможность посмотреть, как в нее играют другие дети, и лишь потом, при желании, он становился ее участником. -
При проведении игр избегали в ней соревновательных моментов, в которых учитывается скорость выполнения задания. -
При введении новой игры, то для того чтобы застенчивый ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, проводили ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Использовали часть инструкций или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. -
Игры с закрытыми глазами использовали только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Работа проводилась 1-2 раза в неделю. Игры и упражнения проводились в течении3-х месяцев, утром и вечером на прогулке, а так же в разное время дня, в условиях детского сада. Поскольку у всех застенчивых детей присутствуют такие признаки, как робость, смущение, мы постарались, чтобы во время выполнения работы их ничего не отвлекало. Все материалы, игрушки, картинки мы готовили заранее, потому что могли потерять время и внимание ребёнка. Игры мы проводили регулярно, так как при систематической работе вероятность результата выше. В начале своего эксперимента мы снизили требования к аккуратности работы, чтобы сформировать чувство успеха. Использовали тактильный контакт (прикосновения, поглаживание). Поощряли ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. Говорили с детьми в спокойном мягком тоне. Предоставляли ребёнку право выбора.
Работая с застенчивыми детьми, мы помнили, что у данной категории детей состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения были включены нами в работу, так как являются просто необходимы.