Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Вертикальное разделение труда (кто-то должен координировать работу группы: «согласовывать действия у штурвала и у парусов»). Работа по координированию действий отделяется от самих действий.

Необходимость управления (во всех организациях, кроме самых мелких, управление занимает так много времени, что его все труднее осуществлять мимоходом).

Концептуальные навыки – это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию.

Человеческие навыки. Под ними понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды. Эти навыки проявляются в отношениях менеджера к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты.

Технические навыки – это специальные знания и умение, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимые при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы.

Движущие силы управленческой революции. В течение ближайших нескольких лет менеджеры должны будут полагаться в основном на человеческие и концептуальные навыки, но применять они их будут по-новому.

Изменение парадигмы. Новая парадигма предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров своих подчиненных. Они должны уметь идти на осознанный риск и помогать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

Теория Хаоса. Теория хаоса призывает к изменению еще одной парадигмы: от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над ними со стороны менеджмента к утверждению необходимости повышения гибкости организаций, развития их способностей к адаптации без утраты связей с покупателями и внешней средой. Отсюда следует вывод, что необходима ориентация менеджмента уже не на тщательное планирование и жесткий контроль, а на командную работу и управление общими процессами, а не рутинными делами.


Многообразие рабочей силы. Возрастающее многообразие сотрудников организации является результатом нескольких тенденций. Выходцы из различных этнических и культурных групп придерживаются определенных стилей мышления и поведения, решения проблем и взаимодействия, поэтому организации должны усвоить науку положительного восприятия многообразия и его использования на всех уровнях (даже высших). Менеджерам так или иначе придется научиться мотивировать и руководить действиями лучших представителей самых разных сообществ.

Глобализация. Глобализация, пожалуй, важнейший фактор развития бизнеса в ближайшем будущем. Устраняются торговые барьеры между странами, открываются новые рынки, конкуренты растут как грибы после дождя, и в один прекрасный день может оказаться, что вашу работу гораздо более качественно выполняет кто-то другой. Товары, деньги, люди перемещаются через границы между странами с небывалой скоростью.
Список литературы по теме:

Основной

1. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Гардарика, 2005.

2. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов. – 5-е изд. / А. И. Кравченко. – М. : Академический Проект : Трикста, 2005.

3. Мазур, И. И. Всеобщая история менеджмента / И. И. Мазур, В. Т. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. – М. : Элима, 2007.

4. Уткин, Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин. – М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» : Изд-во ЭКМОС, 2007.

Дополнительный

5. Мескон М. Х. Основы менеджмента : [учебное пособие] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М. : СПб : Киев : Вильямс, 2008. - 665 с.

6. Маршев, В. И. История управленческой мысли / В. И. Маршев. – М. : ИНФРА-М, 2005.
Тема 1.2. Школы менеджмента

Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Современная школа управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- представителей каждой школы управления;

- принципы управления каждой школы;

- методы управления каждой из школ;

- подходы управления современной школы.

Изучение истории имеет огромное значение для всех руководителей, т.к. прослеживаются взаимосвязи между происходящими событиями и оценивается возможность их повторения в будущем.



Новейшие исторические тенденции.

1) Глобализация. Современные компании работают уже не на региональные или национальные рынки, а на глобальный. Глобализация предполагает постоянные инновации и повышение уровня обслу­живания потребителей. Компании обязаны сокращать время разработки новых продуктов, причем новинки должны приносить основную массу доходов фирмы, ведь международные конкуренты каждый день предлагают те или иные усовершенствования.

2) Управление качеством. Управление тотальным качеством (или комплексное управление качеством) включает в себя методы менеджмента, направленные на предоставление потребителям возможности приобретать наиболее качественные продукты (если качество рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками, всеми функциями внутри компании). При этом работники, непосредственно контактирующие с клиен­тами, являются наиболее активными участниками процесса.

Классическое направление менеджмента.

В классическом направлении менеджмента принято выделять три незначительно различающиеся области: научный менеджмент, концепции бюрократических организаций и концепции административных принципов.

Научный менеджмент (период 1885–1920) Тейлор, Гильберт, Гантта. Школа предполагала, что, используя наблюдения, замеры, логику, анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более их эффективного выполнения. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором, систематически использовалось стимулирование труда.

Использование данного подхода предполагало разработку стандартных процедур для каждого вида деятельности, предварительный отбор работников, обладающих соответствующими способностями, обучение наиболее эффективным методам труда, обеспечение процесса выполнения рабочих заданий и устранение возможных препятствий, обеспечение материального стимулирования.

Бюрократическая организация. Научная школа классического направления менеджмента, разработанная европейским ученым Максом Вебером (1864–1920), систематическая, предполагающая анализ организации как единого целого – концепция бюрократических организаций. В конце XIX в. многие европейские компании управлялись на «личной», семейной основе, т.е. работники трудились на определенного человека, а не на организацию. М. Вебер отстаивал мнение, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, и определил эту организационную форму как бюрократию.
M. Вебер считал, что основанная на рациональной власти организация отличается более высокой эффективностью и гибкостью, быстрее приспосабливается к переменам, поскольку она в меньшей степени зависит от воли и желаний конкретных людей, каждый их которых может отойти от дел или умереть.

Административные принципы (1920–1950). «Классики» старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности. Цель – создание универсальных принципов управления. Файоль рассмотрел управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация, структура организации и управление работниками.

Гуманистический менеджмент. Мы рассмотрим три области гуманистического направления менеджмента: движение человеческих отношений, концепцию человеческих ресурсов и научный бихевиоризм.

Движение человеческих отношений. В самых ранних интерпретациях результатов исследований ученые соглашались в одном: деньги являются фактором роста производительности труда. Но деньги являлись не единственным фактором, влияющим на производительность труда. Здесь групповая динамика взаимоотношений рабочих также имела сильное влияние. Ряд так называемых «Хоторнских экспериментов» положил начало этому движению.

Концепция человеческих ресурсов. Наблюдая за пациентами, практикующий физиолог, психолог, психоаналитик и ученый-теоретик А. Маслоу (1908–1970) пришел к выводу, что многие их проблемы связаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и обобщение результатов наблюдений позволили А. Маслоу построить иерархию человеческих потребностей, основу которой образуют физиологические потребности, на которых «покоятся» потребности в безопасности, принадлежности, самоуважении и, наконец, самоактуализации.

Бихевиористский научный подход. Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менедж­мента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. В соответствии с бихевиористским научным подходом отношение современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникации, лидерство, а так­же общие принципы управления людьми.

Список литературы:

Основной

1. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Гардарика, 2005.

2. Коротков, Э. М. Концепция менеджмента / Э. М. Коротков. – М. : Дека, 2003.

3. Мескон М. Х. Основы менеджмента : [учебное пособие] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М. : СПб : Киев : Вильямс, 2008. - 665 с.

4. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов. – 5-е изд. / А. И. Кравченко. – М. : Академический Проект : Трикста, 2005.

Дополнительный

1. Карлеф, Б. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели / Б. Карлеф, Ф. Х. Левингсон. – СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2007.

2. Мазур, И. И. Всеобщая история менеджмента / И. И. Мазур, В. Т. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. – М. : Элима, 2007.

3. Оучи, У. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Оучи. – М. : Экономика, 1990.

4. Тейлор, Ф. Принципы научного управления / Ф. Тейлор. – М. : Контроллинг, 1991.

5. Файоль, А. Общее промышленное управление / А. Файоль. – М. : Экономика, 1989.

6. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения / Г. Форд. – М. : Финансы и статистика, 1989.

7. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации : пер. с англ.; под ред. В. А. Спивака. – СПб. : Питер, 2001.
Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Планирование как функция менеджмента. Организация как функция менеджмента. Мотивация как функция менеджмента. Контроль как функция менеджмента. Стратегическое планирование.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- функции менеджмента;

- особенности и этапы планирования;

- сущность организации как функции менеджмента;

- виды мотивации;

- принципы осуществления контроля.

Современная литература выделяет следующие функции менеджмента: планирование, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров.

Мы будем рассматривать 4 основных функции менеджмента – планирование, организацию, мотивацию и контроль.



Кроме этого существуют связующие процессы:

Принятие решений – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.