Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
За сравнительно небольшой промежуток времени термин «суверенитет» потерпел значительные изменения в зарубежной и отечественной теоретико-правовой мысли. XX в. стал веком глобализации и интеграции, распада суверенных государств, образования новых, подчас не жизнеспособных стран.
Существует несколько подходов к осмыслению сущности государственного суверенитета в период современных глобализационных процессов. Наиболее значимыми считаются теории ограниченного суверенитета и теория несуверенного государства.
В рамках первого подхода стоит выделить два основных направления: снижение до минимума роли государства и полное отрицание государства в его привычном понимании. Представители данного подхода, подобно Р. Хаасу, считают, что государства неспособны самостоятельно справиться с глобальными проблемами. Из-за этого государства добровольно передают часть своих полномочий в разных сферах международным организациям и региональным интеграционным объединениям.
Второй подход говорит о том, что мир уже сейчас пронизан во многих сферах глобальным гражданским обществом. Схожей точки зрения придерживается Д. Дж. Элазар, высказавший предположение, что государство обрамляет общество, но при этом понятия «государство» и «общество» отделены друг от друга. При подобной расстановке сил гражданское общество ограничивает внутренний суверенитет государства, действуя как ведущая сила.
Также необходимо отметить значительную роль в глобализационных процессах неправительственных организаций и транснациональных корпораций (ТНК).
Именно под их воздействием государство ограничивает пределы своей компетенции.
Несмотря на многочисленные дискуссии об отмирании государственного суверенитета, и как следствие исчезновения государства, его растворении в более глобальном интеграционном объединении, ни одно государство мира не высказало желания отказаться от него. Более того, в конституции каждой страны принцип суверенитета является приоритетным. В связи с растущей тенденцией сепаратизма, столь активизирующейся в XXΙ веке, каждое государство, даже порою не способное к самостоятельному существованию объявляет себя сувереном, хотя фактически таковым не является.
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
Французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.
Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди - члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека.
Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты.
В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.
87. Основные тенденции развития государства
1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства.
2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету.
3. Тенденция децентрализации государственной власти.
4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
5. Важная тенденция в развитии современного государства –
стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество.
6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.
А также:
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.
88. Основные тенденции развития права
Тенденции:
1. Размывание грани между публичным и частным правом.
2. Стремление к межгосударственной унификации национальных норм гражданского и торгового права.
3. Формирование новых отраслей права. (ечь идет о трансформации основных институтов гражданского права, их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, создания новых механизмов правового регулирования.)
4. Изменение источников права. В странах англосаксонского права, где судебный прецедент играет исключительную роль, возросла роль законов и подзаконных актов.
5. Демократизация статуса физических лиц.
6. Активное развитие законодательства о юридических лицах. Основная тенденция здесь — проработка в нормативных актах правового статуса различных организационных структур, имеющих собственную правосубъектность и имущественную обособленность.
89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство
1) Кастовое гос-во. Традиционно в обществе легко выделить три основных социальных типа, которые в древности, как правило, были возведены в ранг каст («варн» в индуизме) и формировали кастовую систему, а в более современные эпохи выступали в качестве сословий. Эти социальные типы представляют собой жрецов, воинов и тружеников.
2) Цензовое государство. С именем Солона связана цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т.д.
Каждый разряд имел определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) – только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый, низший разряд, этих прав были лишены, но могли участвовать в народном собрании. Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии.
3) Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
4) Классовое гос-во. Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
90. Гражданское общество и государство
Гражданское общество - совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно не зависимых от государства.
В идеале обязанности граждан перед государством ограничиваются двумя сферами: законопослушанием и уплатой налогов.
Разграничение между обществом и государством проводится с целью показать сферу деятельности государства – это прежде всего политика (внутренняя и внешняя). Главное же назначение государства – служить обществу, создавать необходимые условия для функционирования последнего и комфортного проживания в нем личности.
Критерии гражданского общества:
1) экономическая и социальная свобода членов общества
2) признание и реальная обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность гарантированной юридической защиты этих прав на основе законов
3) самоуправляемость, самоорганизованность.
4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов; в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями
5) режим законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений
6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.
В нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества.
а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;
б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально не защищенных слоев общества, вмешивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения
в) активизируется проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной собственности.
1 Мархиев М. С. Тоталитарные режимы: сходства и различия // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №8.