Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
39. Понятие права
39.1. Объективное право
39.1.1. Общие положения
Как известно, содержание права составляют нормы права, т. е. правила поведения. При этом определяющим, ключевым моментом в содержании права является волевая сторона, т. е. запрограммированность на воплощение в жизнь конкретных моделей поведения участников общественных отношений.
Воля – сложная психологическая категория, субъектами которой выступают отдельный человек, объединение людей, т. е. коллектив, класс, общество в целом. Воля в праве имеет государственный характер, поскольку правовые нормы создаются специальным аппаратом государственной власти, а содержание права закрепляется в формализованном виде – в текстах нормативных правовых актов, а также в других юридических источниках.
Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.
39.1.2. Характеристика
Как объективное явление объективное право обладает качествами:
а) всеобщности, т. е. оно устанавливает общий для всех порядок;
б) общеобязательности, т. е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;
в) способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;
г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.
39.2. Субъективное право
39.2.1. Общие положения
Под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т. е. норм права, закрепленных в законах и других нормативных правовых актах.
Таким образом, субъективные права являются результатом претворения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями.
Объективное право еще называют позитивным
, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, так как формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.
39.2.2. Характеристика
Для субъективного права характерны:
а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;
б) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;
в) возникновение в результате правоотношения как его содержания;
г) защита и охрана государством.
39.3. Взаимовлияние субъективного и объективного права
Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.
40. Сущность и социальное назначение права
40.1. Сущность права
В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.
-
Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.
При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
-
Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но одновременно и
общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.
С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.
Аналогичное определение сущности права формулирует проф. О.Э. Лейст.
Он пишет, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением.
По мнению О.Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое перемирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, стабильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный правопорядок, который обеспечивается судебными и другими правоохранительными органами.
40.2. Социальное назначение права
Социальное назначение права – урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.
41. Понятие «тип права». Историческая типология
41.1. Понятие «тип права»13.
Под типом права мы понимаем качественное состояние права в отдельных институционализированных сферах общественных отношений, определяющееся проявлением в данных сферах своеобразия природы (первоначального состояния) и логики правового регулирования (соответствующего типа мышления).
41.2. Историческая типология права14
Сегодня в науке появляются новые наработки в сфере позитивистской типологии права, как например: право сильного — кулачное право — право власти — право гражданского общества (С.С. Алексеев); сословное право — формальное (абстрактно равное) право — социальное право (О.Э. Лейст); символическое право — устная (светско-религиозная) юриспруденция — письменная (церковная) юриспруденция — законотворческая юриспруденция — университетская юриспруденция (как особая юридическая наука) (В.А. Томсинов).
Либертарная типология исходит из классификации основных исторических форм признания и организации свободы людей, выражающих этапы прогресса человеческой свободы на пути от древности к современности. Таким образом, описывается исторический переход от привилегий для высших групп — через всеобщее формальное равенство — к привилегиям для низших групп. Можно вспомнить в качестве иллюстрацию следующие типологии: этнический — сословный — индивидуально-политический — гуманитарно-правовой этапы (В.С. Нерсесянц); доиндустриальный — индустриальный — постиндустриальный этапы (В.А. Четвернин).
Наконец, последний тезис, в основе которого лежит схема периодизации истории форм права и собственно прогрессивного развития идеи кодификации. В этой периодизации мы предлагаем выделять три большие исторические эпохи развития формы права как системного социокультурного явления. Так, первая эпоха охватывает процесс развития ритуально-символической (устной) формы права. Затем вторая эпоха включает эволюцию письменной (собственно текстуальной) формы права, распадающуюся на несколько периодов: 1) период клинописно-иероглифических кодексов (шумерскоаккадские кодексы, древнеегипетские, древнекитайские, месоамериканские своды законов); 2) период сакрально-жреческих кодексов (например, сеферные кодексы Торы, брахманско-ведические кодексы древней Индии); 3) период полисных кодексов (республиканские греко-латинские кодификации); 4) период византийской кодификации; 5) период варварских кодексов; 6) период партикулярных (сословно-корпоративных) кодексов. И, наконец, третья эпоха развития кодификации права охватывает различные этапы создания национальных (имперских) и транснациональных (международно-правовых) кодификаций.