Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона.
По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.
К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.
Конституция России
1. Законы: ФКЗ, Кодексы, ФЗ
2. Подзаконные правовые акты: Указы Президента России, Постановления Правительства России,
Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств)
3. Локальные нормативно-правовые акты
Существует 4 основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный, ссылочный
• При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье.
• При ссылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта.
• Отсылочный – способ, при которой норма права отсылает к другой норме права
• При бланкетном способе изложения в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, в те правила, которые нарушены, в статье не изложены
(143 УК РФ нарушение правил ТБ или правил охраны труда)
51. Предмет и метод правового регулирования
Предмет правового регулирования – сфера или область однородных отношений, которые регулируются нормами права.
Метод правового регулирования - установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.
Существует 2 главных метода правового регулирования:
-
Императивный (властный, авторитарный, административно-правовой, гос-правовой): а) подчиненность субъектов общественных отношений; б) содержит точные предписания о поведении, не предоставляет возможности выбора варианта поведения; в) характерен для уголовного, административного, налогового права; -
Диспозитивный (автономный): а) равенство субъектов; б) возможность выбора варианта поведения или действия в пределах нормы; в) присущ гражданскому семейному праву.
52. Правовой институт
Правовые институты – это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.
Признаки:
1. Юридическое единство норм: нормы, составляющие содержание правового института, выступают единым комплексом, то есть являются единой, но не автономной устойчивой группой, и также могут состоят из субинститутов;
2. Однородность фактического содержания: нормы, входящие в содержание правового института, регулируют строго определенную разновидность (сторону, вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования определенной отрасли права) общественных отношений;
3. Имеет в своем содержании меньший, чем в содержании отрасли права, объем норм;
4. Может быть обособлен законодателем в виде главы, раздела или параграфа.
Классификация правовых институтов:
1. В зависимости от характера норм, входящих в содержание правового института, различают: материальные институты (договор дарения) и процессуальные (институт мирового соглашения, внесудебного обращения взыскания);
2. В зависимости от предмета правового регулирования норм, входящих в содержание правового института, различают: гражданские, административные, уголовные, конституционные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, и. др.;
3. В зависимости от сферы распространения различают: отраслевые (договор дарения) и межотраслевые или смешанные (институт исполнительной надписи нотариуса, институт государственной регистрации юридических лиц);
4. В зависимости от функций, которые выполняют нормы, входящие в содержание правового института, различают: регулятивные институты, направленные на регулирование общественных отношений (договор поставки), охранительные институты, направленные на охрану и защиту общественных отношений (институт
неосновательного обогащения, возмещения вреда) и учредительные или закрепительные – институты, направленные на закрепление, учреждение, определения правового положения (статус) органов, организаций, должностных лиц или граждан.
53. Материальное и процессуальное право
Материальное право - регулирует общественные отношения, направленные на удовлетворение общественных потребностей. Вступают в общественные отношения в случае наличия интересов.
К материальному праву относятся нормы, институты и отрасли, которые непосредственно регулируют общественные отношения.
Процессуальное право – также регулирует общественные отношения, но они устанавливают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также процедуру привлечения к юридической ответственности за нарушение материальных прав (процедуру устанавливает регламент Государственной Думы).
К процессуальному праву относятся: гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, конституционно-процессуальное право. Ряд нормативных актов прямо направлен на регулирование процессуальных отношений и, следовательно, содержит процессуальные нормы: Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и др.
54. Публичное и частное право
Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества. К публичному нраву относятся, в частности, нормы и институты таких отраслей, как конституционное, уголовное, административное, финансовое право и др.
Характерные черты:
императивность норм; ориентация на удовлетворение гос. и общ. потребностей;иерархические отношения субъектов публичных отношений; одностороннее волеизъявление субъектов.
Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями.
Характерные черты: равенство субъектов правоотношений; свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; ориентация на удовлетворение частных интересов.