Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 556
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).
Специальные:
Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту).
Правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общ отношений, кот выражается в правомерном поведении и действиях их участников.
Признаки правопорядка.
• Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
• Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
• Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
• Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
• Единство.
71. Правовая система: понятие и виды
Правовая система - это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.
Виды правовых семей:
романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.
три типа правовых систем (правовых семей):
правление профессионального права; правление политизированного права; правление религиозного права.
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
Сложилась на основе рецепции (заимствования, восприятия)римского права в 12-16 вв. и в получила распространение в континентальной Европе.
Особенности:
1) Основным источником права служит НПА
2) Существует единая иерархическая система источников права
3) Признается деление на публично и частное право, а также на отрасли права
4) Относительно единая система правовых принципов
5) В зак-ве ведущая роль принадлежит конституции
6) Большое значение придается международному праву,
(россия, германия, латинская америка, значительная часть африки, страны ближнего востока, япония)
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
Особенности:
1) Главным источником является судебный прецедент (норма, сформулированная судьей в процессе рассмотрения дела.)
2) Нормы права носят казуистичный характер
3) Специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; б) право справедливости; в) статутное право.
4) Некодифицированное зак-во
5) Большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти.
(великобритания, канада, США, новая зеландия, австралия, бывшие английские колонии)
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
Религиозная правовая система – это определенная, исторически сложившаяся совокупность правовых норм, практики их применения и господствующей юридической идеологии, источником которых выступает выраженная в священных писания воля божества.
Виды:
1) Мусульманское право
2) Индусское право
3) Право восточных государств
Мусульманская правовая система
Особенности:
Относится к религиозным правовым системам, т к основана на исламе
Норма права воспринимается, как правило, адресованное всем мусульманам аллахом, который открыл его через свеого пророка муххамеда.
Выделяют 4 главных источника мусульманского права:
а) коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка мухаммеда
б) сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий
в) иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина
г) кияс – суждение по аналогии, т е применение к новым сходным случаям правил, установленных коранной сунной и иджмой
4) закон играет второстепенную роль, который не может противоречить исламу
5) в структуре отсутствует деление на публичное и частное право, однако в современный период выделяются отрасли
(ирак, иран. Пакистан, саудовская аравия, ливан, судан…)
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
Этико-правовая система создается ноосферой и социосферой человечества или соответствующими структурами конкретного общества (государства). Этический (нравственный) миропорядок, создающий этическое (нравственное) бытие человека в социальной среде, есть основа создания макрообъектов, в которых обеспечивается устойчивое развитие интеллектуально-энергетического потенциала
общества. Этический макропорядок создается ноосферой, а правовой макропорядок — социосферой.
Структура системы включает подсистемы:
1) подсистему, реализующую целеполагание посредством разума, творящего духовно - логическое мышление, формируя необходимый уровень этики и нравственности;
2) интеллектуальную, реализующую целедостижение в рамках социальной системы,
формируя право, методы целедостижения
3) потребительскую, осуществляющую целереализацию в
рамках социальной системы, направленную на удовлетворение материальных потребностей общества, формируя законы;
4) оценочную — оценка нравственных и правовых норм поведения людей в обществе и выполнения норм законов.
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
Система обычного права - форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).
Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни
обычаями.
В обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права – семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.
Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.
Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы, уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм, неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.