Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



равноправие

неотчуждаемость прав и свобод

непосредственное действие прав и свобод

гарантированность прав и свобод

признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

запрещение злоупотребления правами и обязанностями

запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

Основные международные акты о правах человека

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.)

81. Теория правового государства


Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом разделения власти

2. Верховенство закона и права, что означает

3. Взаимная ответственность государства и личности:

4. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

5. Реальность, действенность эффективность контроля и надзора за осуществлением законов,

6. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму"

7. наличие развитого гражданского общества
Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Цели:
1) Ограничение и направление процесса осуществления власти.
2) Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.

3) Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям.
Развитие учение о правовом государстве:
1) К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества.
2) На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.
3) Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).



И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у Канта было тесно связано с моралью.
4) Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления.

82. Социальное государство: понятие и функции


Социально государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека(ст 70)
Признаки: социальное государство предполагает

обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

установление минимальною размера оплаты труда;

поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;

развитие системы социальных служб;

установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

недопущение резкою имущественною расслоения;

осуществление перспективной демографической политики.

Социальное государство

Внутренние функции

Внешние функции,

1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей)

1. Защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности

2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет

2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций

3. Управление образованием, наукой, культурой

3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами

4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция)

4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров

5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан

5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира

6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки

6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем


83. Модели социального государства: история и современность


Основные модели:
1) Скандинавская модель. Значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. Оно же перераспределяет доходы населения через бюджет. На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т. д.). Организатором этих услуг являются в большинстве случаев муниципалитеты. Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально-страховые фонды. Этой модели придерживаются такие государства, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
2) Континентальная модель. Государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий нуждающимся, но не организует оказание социальных услуг населению. Социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов работника и работодателя, при этом социальные расходы государства и страховые взносы примерно одинаковы. Следовательно, социальные расходы несут как государство, так и частные социально-страховые фонды. Последние же находятся под контролем государства. Данная модель присуща Германии, Австрии, Бельгии, Франции.
3) Американо-британская модель. Минимальное участие государства в социальных расходах. Финансовую основу социальной политики составляют прежде всего частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов своих граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Вместе с тем государство максимально стимулирует развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов повышения гражданами своих доходов. Рассмотренная модель присуща таким государствам, как Англия, США, Ирландия.
Также:
1) либеральная, к которой относятся Австралия, Англия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США;

2) консервативная, охватывающая Германию, Италию, Францию, Швейцарию и другие страны;
3) социально-демократическая (Швеция, Норвегия, Нидерланды и др.).

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации