Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
18. Республиканская форма правления
Республика- форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире.
Различают две основные разновидности республиканской формы правления – президентскую
и парламентарную республики.
Для президентской республики характерно:
а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентской республики — США.
Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением
;
б) президент является главой государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед парламентом;
д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Смешанные республики (полупрезедентские)
Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
–Франция, Финляндия, Россия
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти.
Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).
20. Унитарное государство
Унитарное (от лат. «унус» — один) государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
-
единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); -
одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; -
единая денежная система, одноканальная система налогов; -
территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью
21. Федеративное государство
Федеративные государства- сложные государства, т.к. включают в свой состав государственные образования, именуемые субъектами федерации.
Для федерации характерно следующее:
-
двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
-
компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; -
существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; -
двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; -
наличие в большинстве федераций двойного гражданства; -
двухканальная система налогов; -
суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц; -
после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной; -
у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на виды.
Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу)
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе — демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).
22. Понятие региональное государство
Региональное государство - это своего рода промежуточная форма государственного устройства между унитарным и федеративным государством.
Региональным является государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантируется региональная (территориальная) автономия. Региональное государство создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.
Таким образом, региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Будучи следствием регионализации, региональное государство в отличие от федеративного образуется наиных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства.
К признакам регионального государства относятся:
1) право территориальной автономии принимать в пределах своей компетенции законы. При этом в условиях регионального государства автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента;
2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом в отличие от федеративных государств принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром);