Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет и функции теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

3. Методология теории государства и права

4. Теории происхождения права

5. Теории происхождения государства

6. Власть и социальные нормы первобытного общества

7. Предпосылки и особенности возникновения государства

8. Предпосылки и особенности возникновения права

9. Власть и ее виды. Государственная власть

10. Понятие государства

11. Сущность и социальное назначение государства

12. Понятие тип государства. Историческая типология

13. Формационный подход

14. Цивилизационный подход

15. Понятие форма государства

16. Форма правления: понятие и классификация

17. Монархическая форма правления

18. Республиканская форма правления

19. Форма государственного устройства: понятие и классификация

20. Унитарное государство

21. Федеративное государство

22. Понятие региональное государство

33. Политическая система общества: понятие и структура

34. Государство в политической системе общества

35. Глобализация и государство

36. Социальные нормы: понятие и классификация

37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы

38. Право в системе социальных норм

39. Понятие права

40. Сущность и социальное назначение права

41. Понятие «тип права». Историческая типология

42. Функции права: понятие и классификация

43. Концепции понимания права: исторические версии

44. Правопонимание и теория государства и права15

45. Основные концепции современного правопонимания

46. Источник (форма) права: понятие и классификация

47. Норма права: понятие, структура и классификация

48. Система права: понятие и основные элементы

49. Система законодательства и систематизация законодательства

50. Нормативно-правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в статьях нормативно-правовых актов

51. Предмет и метод правового регулирования

52. Правовой институт

53. Материальное и процессуальное право

54. Публичное и частное право

55. Национальное и международное право

56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии

57. Понятие юридической техники

58. Правоотношение: понятие, содержание, виды

59. Юридические факты: понятие и виды

60. Реализация права: понятие и формы

61. Применение права: понятие, субъекты, виды

62. Акты применения права

63. Пробелы в праве и способы их восполнения

64. Правовые коллизии и способы их разрешения

65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права

66. Понятие правомерного поведения

67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав

68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности

69. Правосознание и правовая культура

70. Законность и правопорядок

71. Правовая система: понятие и виды

72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура

73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура

74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды

75. Этико-правовые системы: понятие и виды

76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность

77. Механизм правового регулирования

78. Действие нормативно-правовых актов

79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов

80. Права человека

81. Теория правового государства

82. Социальное государство: понятие и функции

83. Модели социального государства: история и современность

85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации

86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы

87. Основные тенденции развития государства

88. Основные тенденции развития права

89. Общество и государство: цензовое государство, кастовое государство, сословное государство, классовое государство

90. Гражданское общество и государство



Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, т. е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда РФ служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта.

46.2.8. Международное право

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами.

Нормы международного права применимы к сфере не только частного права (гражданского, семейного, трудового), но и публичного права.

46.2.8-1. Часть 4 статьи 15 "Конституции Российской Федерации"16

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

46.2.8-2. Статья 79 "Конституции Российской Федерации"17

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

46.2.9. Нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.


Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования.

47. Норма права: понятие, структура и классификация


Норма права — это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Норма права - первичный элемент правовой нормы.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение.

ЕСЛИ…ТО…ИНАЧЕ

Классическая, идеальная норма права состоит из трехзвенной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет «включение» действия той или иной правовой нормы.

Ими могут быть события (например, пожар), конкретный результат действия (сдача рукописи в издательство), возрастной факт (60 лет – у мужчин появляется возможность ставить вопрос о назначении пенсии), время, место и т. п.

Гипотезы бывают простые (одно условие, одно обстоятельство) и сложные (несколько обстоятельств, необходимых для действия нормы), альтернативные, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

Диспозиция – центральная часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники регулируемого данной нормой отношения.

В диспозиции чаще всего указываются права и обязанности сторон, содержится предписание (указание), как должны действовать те, кто подпадает под него, т. е. дается эталон желательного поведения.

Диспозиции бывают простые - описывающие вариант поведения и не раскрывающие его (ст. 53 ГК РФ); описательные - в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ); ссылочные - диспозиция, при которой норма права ссылает к этой же норме права; бланкетные – устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены в статье не изложены (нарушение правил ТБ или иных правил охраны труда (143 УК РФ))

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

• управомачивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

• обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

• запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция определяет вид и меру последствий, наступающих в результате соблюдения


или несоблюдения диспозиции.

По степени определённости санкции подразделяются на:

• абсолютно определённые — точное определение санкции,

• относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы)

• альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределенные санкции для современного права не характерны).

В санкциях предусматриваются следующие возможности:

• лишение лица или органа определенных материальных ценностей (конфискация имущества);

• лишение лица (физического или юридического) принадлежащих ему благ или непредоставление тех благ, которыми пользуются другие субъекты права (тюремное заключение, запрещение

выпуска нестандартной продукции, перевод в особый режим кредитования и т. п.);

• умаление чести и достоинства лица (объявление выговора, лишение звания, увольнение со службы);

• признание недействительными актов лица (физического или юридического), направленных на достижение определенных юридических результатов (признание сделки недействительной, отмена принятого в нарушение компетенции правового акта и т. п.).

В зависимости от способа воздействия на регулируемые отношения санкции, делятся

на поощрительные, компенсационные, правовосстановительные и карательные.

Поощрительные санкции направлены на стимулирование активного поведения, на совершение действий, которые являются примерными, образцовыми, обусловливая позитивный и приятный результат: премия, награда, благодарность и т. п.

Компенсационные санкции – важные, необходимые виды правового воздействия, определяющие виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий или событий (возмещение ущерба от стихийного бедствия, несвоевременной или некачественной поставки продукции).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права (восстановление на службе незаконно уволенного, взыскание долга, возврат похищенного и т.п.). Подобные санкции применяются тогда, когда можно реально восстановить нарушенное право.

Карательные санкции – наиболее суровый вид санкций, которые
устанавливаются для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителя, поскольку восстановить нарушенное право практически невозможно.

К этим санкциям в первую очередь относятся уголовноправовые и административноправовые меры (штраф, лишение свободы и даже смертная казнь).

Все нормы делятся на две большие группы: технические и социальные.

Технические нормы – правила, регулирующие действия людей по отношению к природным процессам и явлениям (например, обязательное установление громоотвода на определенных объектах) и позволяющие человеку лучше использовать технику, приборы, устройства (например, регулярность заправки автомобиля, его смазки, замены деталей).

Социальные нормы — правила, регулирующие поведение людей, их отношения между собой, причем не только поведение отдельных личностей, но и больших социальных групп (коллективов).

К их числу относятся традиции, обычаи, нормы права, морали (нравственности), нормы организаций (корпоративные нормы), религиозные нормы.

Классификация норм права:

• По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др.

• По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

• По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные.

Императивные нормы представляют собой строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки. Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в пределах закона.

• По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия