Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) и понимая степень преемственности образовательного процесса по дисциплине Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и функции теории государства и права
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Методология теории государства и права
5. Теории происхождения государства
6. Власть и социальные нормы первобытного общества
7. Предпосылки и особенности возникновения государства
8. Предпосылки и особенности возникновения права
9. Власть и ее виды. Государственная власть
11. Сущность и социальное назначение государства
12. Понятие тип государства. Историческая типология
16. Форма правления: понятие и классификация
17. Монархическая форма правления
18. Республиканская форма правления
19. Форма государственного устройства: понятие и классификация
22. Понятие региональное государство
33. Политическая система общества: понятие и структура
34. Государство в политической системе общества
35. Глобализация и государство
36. Социальные нормы: понятие и классификация
37. Социальные и технические нормы. Юридико-технические нормы
38. Право в системе социальных норм
40. Сущность и социальное назначение права
41. Понятие «тип права». Историческая типология
42. Функции права: понятие и классификация
43. Концепции понимания права: исторические версии
44. Правопонимание и теория государства и права15
45. Основные концепции современного правопонимания
46. Источник (форма) права: понятие и классификация
47. Норма права: понятие, структура и классификация
48. Система права: понятие и основные элементы
49. Система законодательства и систематизация законодательства
51. Предмет и метод правового регулирования
53. Материальное и процессуальное право
55. Национальное и международное право
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
57. Понятие юридической техники
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
59. Юридические факты: понятие и виды
60. Реализация права: понятие и формы
61. Применение права: понятие, субъекты, виды
63. Пробелы в праве и способы их восполнения
64. Правовые коллизии и способы их разрешения
65. Толкование права: понятие, способы, виды. Акты толкования права
66. Понятие правомерного поведения
67. Правонарушение: понятие, виды, юридический состав
68. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания юридической ответственности
69. Правосознание и правовая культура
71. Правовая система: понятие и виды
72. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура
73. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура
74. Религиозно-правовые системы: понятие и виды
75. Этико-правовые системы: понятие и виды
76. Системы (обычного) традиционного права: история и современность
77. Механизм правового регулирования
78. Действие нормативно-правовых актов
79. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных актов
81. Теория правового государства
82. Социальное государство: понятие и функции
83. Модели социального государства: история и современность
85. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации
86. Развитие концепции прав и свобод человека: исторические версии и современные подходы
87. Основные тенденции развития государства
55. Национальное и международное право
Предмет международного права — любые публично-правовые отношения, непосредственно затрагивающие интересы государств.
Предмет национального права — внутригосударственные общественные отношения.
Международное право регулирует отношения между государствами, а также между ними и другими участниками глобальной мировой системы.
В отличие от него национальное право регулирует публично-правовые и частноправовые отношения между лицами и организациями, находящимися в сфере юрисдикции национального государства.
Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих стран; установления конституций учитываются при согласовании положения договора о порядке вступления его в силу и т. д.).
Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, в части обеспечения основных прав человека, защиты окружающей среды).
56. Правотворчество: понятие, принципы и стадии
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов.
Традиционно выделяется делегированное правотворчество, когда законодатель отдает (делегирует) собственные полномочия по изданию законодательных норм иным субъектам, – в частности, правительству. Такого рода делегирование может иметь место по отношению к органам местного самоуправления.
Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций.
Принципы правотворчества:
1) Законность
2) Демократизм
3) Научность
4) Профессионализм
5) Гласность
6) Системности
Три стадии видны при любой разновидности правотворчества:
подготовка проекта нормативного правового акта;
принятие (прохождение) нормативного правового акта;
введение в действие нормативного правового акта.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой (3 чтения);
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии.
К ним относятся:
-
преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой
в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
-
повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.
57. Понятие юридической техники
Под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.
Принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов.
2. Правила оформления актов.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний.
4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие
эффективность правового регулирования.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.
Правоприменительная техника включает в себя:
а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др.
б) способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы.
в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;
г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
58. Правоотношение: понятие, содержание, виды
Правоотношения - отношения, урегулированные нормами права, юридическим содержанием которых являются субъективные права и обязанности
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
• Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
• Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
• Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
• Обеспеченностью возможностью государственного принуждения
(не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
• Волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон;
Содержание:
1) субъект
2) объект
3) содержание правоотношения
4) юридическое содержание правоотношения
5) фактическое содержание правоотношения (само поведение субъектов)
6) субъективные права
7) юридические обязанности
субъект правоотношений – правосубъектное лицо, у которого в рамках правоотношения возникают субъективные права и юр. обязанности (могут быть лица, наделенные правосубъектностью)
субъектами правоотношения могут быть:
· физические лица (граждане, апатриды, бипатриды, беженцы, иностранцы…)
· территориальные образования такие как государства, регионы, города, муниципальные образования;
· юридические лица - организации, которые имеют обособленное имущество, и от своего имени осуществляют юридические права и обязанности, могут выступать в суде в качестве истца
и ответчика и т.д.
объект правоотношения - материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складываются правоотношения. (интересы его субъектов)
содержание правоотношения – субъективные права и юр обязанности
юридическое содержание - возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права
фактическое содержание – реальное действие по осуществлению субъективных прав
и выполнению юридических обязанностей
субъективное право - предусмотренная нормой права мера дозволенного поведения управомоченного участника правоотношения, обеспеченная мерами гос. защиты
юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного поведения обязанного участника правоотношения в интересах управомоченного лица.
Классификация правоотношений:
- по степени определенности:
• абсолютные и относительные (у абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник, вторая сторона правоотношения как персонально определенный субъект отсутствует - при этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника). Например, отношения собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действии, препятствующих реализации права собственности.
(в относительных правоотношениях персонально определены все участники - к этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства; носителю субъективного права - управомоченному лицу в относительном правоотношении противостоит конкретное обязанное лицо.)
- по отраслям
- по количеству сторон:
• двусторонние и многосторонние (однако, необходимо чётко уяснить, что абсолютные
и многосторонние правоотношения — это совершенно разные виды правоотношений: у абсолютных правоотношений персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов, а у многосторонних правоотношений поименно определены все субъекты правоотношения, хотя общее количество их может быть значительным (акционеры акционерного общества открытого типа).
- по содержанию:
• регулятивные и охранительные
- по длительности существования выделяют:
• краткосрочные правоотношения (договор розничной купли-продажи);
• среднесрочные правоотношения (аренда помещения);
• долгосрочные (гражданство).
-по количеству участников:
• простые и сложные правоотношения.
Простые правоотношения характеризуются тем, что субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. (отношения по договору займа).