Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Психология как профессия
33
профессионализации есть (в разной степени осознанные) смыслы жизнедеятельности, стратегические схемы, которые содержат как личностный (индивидуальный) аспект, так и социально детерминиро- ванный. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии успешности / неуспешности (в виде приемлемых границ продвиже- ния), нормы и ценности, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе профессионализации все эти моменты нахо- дятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которо- го интегрируются в представленияхо себе и своей профессиональной судьбе. Неопределенность последней выступает как материал проек- тивного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное поведение) обнаруживает особенности и некоторые детер- минанты процесса профессионализации, а также личностные качества его участников.
Многие проблемы профессионализации студентов-психологов разносторонне рассмотрены в специальной литературе (Булынин,
1996; Головаха, 1988; Климов, 1997, 2003; Поваренков, 2002; и др.).
В ходе собственной работы В.А. Фокин обнаружил «интегральный» показатель проблемности профессионализации – тенденция к созна- тельному отказу от самореализации в качестве психолога.
Практически все первокурсники (недавние абитуриенты) выража- ют желание стать профессиональными психологами, на третьем кур- се некоторые студенты заявляют, что, вероятнее всего, не будут рабо- тать по этой специальности; среди пятикурсников таких «отказников» становится еще больше. Поскольку многие студенты, заявившие о своем нежелании в дальнейшем трудиться в области психологии, еще не имели соответствующего профессионального опыта, можно утверждать, что их декларации связаны со сменой представлений о работе психолога. В ходе дальнейших обследований выяснилось, что эти представления изменяются, по меньшей мере, в двух аспектах – мотивационном и содержательном.
В.А. Фокин (2001) предпринял попытку выявить изменения представлений о профессии, специфичные именно для студентов- психологов, и обсудить причины именно таких изменений. Это ста- ло возможным при сопоставлении аналогичных процессов у студен-

Введение в профессию (Клиническая психология)
34
тов разных специализаций и вузов. В исследовании участвовали студенты 1, 3 и 5-го курсов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (далее ПС), Академии туристского и ресто- ранно-гостиничного бизнеса при Правительстве г. Москвы (далее
Академия) и Восточного университета при Институте востоковеде- ния АН РФ (далее ВУ). Специалисты, выпускаемые данными вуза- ми, существенно различаются как по полученным знаниям, умени- ям, навыкам, так и по содержательным аспектам профессиональной деятельности. У студентов трех указанных вузов исследовалась ди- намика:
1) мотивов выбора данной профессии (вуза) и последующего обу- чения, представленных в феноменальном поле сознания;
2) представлений о будущей профессиональной деятельности на разных этапах обучения.
В общей сложности обследованные первокурсники всех вузов упомянули около 80 соответствующих мотивировок, которые для упрощения дальнейшего анализа были условно разделены на 5 групп
(табл. 4):
– профессиональные;
– «меркантильные»;
– просоциальные;
– случайные (реально действующие, но не в сфере будущей про- фессиональной деятельности);
– инфантильные.
Т а б л и ц а 4
Типы и категории мотивов
Типы мотивов
Категории мотивов
Профессиональные
Призвание (склонность)
Интересная работа
Самоутверждение
Получить знания
Посмотреть мир
Просоциальные
Помощь людям
Улучшение жизни
Семейные традиции


Глава 1. Психология как профессия
35
О к о н ч а н и е т а б л. 4
Типы мотивов
Категории мотивов
«Меркантильные»
Получение высшего образования
Карьера
Деньги
Престиж профессии
Легко учиться
Случайные
Желание родителей
Легкость поступления
Избежать армии
Друзья учатся
Связи, знакомства
Инфантильные
Не задумывался
От нечего делать
Близко к дому
Нравится здание
В дальнейшем по каждому вузу изучалось изменение охарактери- зованных групп мотивов в процессе обучения. Отмечалось и анализи- ровалось изменение их соотношения, а также появление новых побу- дительных мотивов, имеющих ту же или противоположную направ- ленность. Проводился сравнительный анализ побудительных мотивов в отношении как студентов разных курсов одного вуза, так и студен- тов разных вузов.
Для выявления представлений о будущей профессиональной дея- тельности на разных этапах обучения использовались следующие ме- тоды: беседа; анализ документов, продуктов деятельности, биографи- ческих данных; фокусированные интервью; экспертные оценки. Рас- сматривались мотивационные и эмоционально-когнитивные аспекты представлений, а также связанные с этими представлениями поведен- ческие проявления. Сравнивались данные о декларируемой мотива- ции, полученные в разное время и разными средствами. Для выявле- ния и фиксации разных аспектов представлений использовался пере- чень вопросов:
1. Предполагаете ли вы после окончания вуза работать по данной специальности?
2. Что вы знаете о реальных местах работы: их наличии, количестве, условиях труда (режим работы, ее специфика, условия оплаты труда)?
3. Что вы знаете о своих будущих непосредственных обязанностях?

Введение в профессию (Клиническая психология)
36 4. Какие специальные знания, умения, навыки, методический ин- струментарий вам необходимы?
5. Охарактеризуйте в общем виде те знания, умения, навыки, кото- рыми вы располагаете на данный момент времени.
6. Чего, по вашему мнению, вам недостает для успешной работы?
7. В какой организации конкретно вы хотели бы работать? В каче- стве кого?
8. Делаете (делали ли) вы конкретные шаги по достижению данно- го рабочего места? В чем они выражаются?
9. Есть ли у вас личные профессиональные планы? Изложите их вкратце.
10. Хотели бы вы работать в данном учреждении (и в каком каче- стве) через 10–15 лет? До пенсии? Почему?
Ответы оценивались по следующим формальным критериям:
– конкретность / абстрактность (ясность, четкость, размытость представлений о будущей профессиональной деятельности, о мотивах работы по данной профессии);
– реалистичность / нереалистичность;
– непротиворечивость и последовательность;
– стремление к достижению конкретного рабочего места;
– декларативность желания работать в данном учреждении, долж- ности.
Динамика мотивов выбора профессии от 1-го к 5-му курсу у сту- дентов трех вузов показала следующие:
1. Для первокурсников Академии типичен смешанный характер мотивации, диффузный, недифференцированный по значимости набор причин. Все 5 типов мотивации нашли отражение в конкретных выборах студентов. При этом у первокурсников дневного отделения превалировали «меркантильные» и случайные мотивы выбора про- фессии; профессиональные и просоциальные мотивы – в срединном положении; наименее значимы инфантильные мотивы. У первокурс- ников заочного отделения распределение мотивов оказалось каче- ственно иным: на первом месте по значимости «меркантильные» мо- тивы, на втором – профессиональные; доля просоциальных мотиви- ровок существенно ниже, чем у студентов дневного отделения; слу- чайная и инфантильная мотивация практически не представлена.
У студентов 3-го и 5-го курсов случайные и инфантильные мотивы


Глава 1. Психология как профессия
37
исчезли, но при этом выросла значимость «меркантильной» мотива- ции. Таким образом, по мере обучения у студентов Академии про- изошли структурирование, иерархизация, осознание и принятие побу- дительной и смыслообразующей составляющих мотивационной си- стемы, специфичной именно для данного учебного заведения.
2. Для первокурсников ВУ типичен такой же (как и для перво- курсников Академии) смешанный характер мотивации. Помимо большой доли профессиональных и «меркантильных» мотивов у них обнаружилось значительное количество случайных и инфантильных мотивов. У студентов 3-го и 5-го курсов ВУ практически исчезают инфантильные и случайные мотивы, за исключением категории «свя- зи и знакомства в профессиональной сфере» (ее доля по мере обуче- ния возрастает), и неуклонно повышается значение профессиональ- ной и «меркантильной» мотивации.
3. У первокурсников ПС мотивация выбора профессии характери- зуется ярко выраженным интересом к науке психологии и к профес- сии психолога. Превалируют профессиональные и просоциальные мотивы. Среди «меркантильных» мотивов наиболее сильно выражены категории «разобраться в себе», «помочь себе», «возможность лич- ностного роста»; наименее выражены «престиж», «карьера», «день- ги». Сравнительно невысока доля случайных и инфантильных моти- вов. В процессе дальнейшего обучения весомая доля профессиональ- ных и просоциальных мотивов сохраняется («пик» просоциальной мотивации приходится на 3-й курс). В группе «меркантильных» мо- тивов сохраняется высокая значимость «помощи себе» и «возможно- сти личностного роста»; «престиж, деньги, карьера» остаются мало выраженными. На старших курсах появляется специфичный именно для студентов-психологов феномен – аффективное нежелание обсуж- дать вопросы, связанные с будущей работой, зарплатой, карьерой
(неприятие самой темы).
Общий анализ материалов показал, что первокурсники Академии и ВУ по сравнению с ПС-первокурсниками имеют гораздо более адекватные представления о своей будущей профессиональной рабо- те. Им известны сферы возможной деятельности, потребности рынка труда, условия оплаты, типичные трудности. По мере обучения пред- ставления этих студентов о своих профессиях все более приближают- ся к профессиональным реалиям, что проявляется в практически пол-


Введение в профессию (Клиническая психология)
38
ном (к 5-му курсу) исчезновении инфантильных и нереалистичных
«домыслов» о специфике работы. Важно отметить, что, по данным экспертов (администрации, сотрудников вузов), выпускники Акаде- мии и ВУ относительно легко находят приемлемые рабочие места.
У студентов ПС нами обнаружен искаженный образ деятельности психолога-профессионала. Диффузность и нереалистичность их пред- ставлений проявляется в незнании конкретных сфер профессиональ- но-психологической деятельности, а также в «мифологизации» и иде- ализации профессии (преувеличение возможностей психологов в практической и научной деятельности, социального статуса психоло- га, значимости результатов его работы, положения в коллективе, условий оплаты труда).
По мере обучения студентов ПС изменение их представлений о профессиональной деятельности идет по двум типам, условно обо- значенным как «успешная» и «неуспешная» динамика.
Успешная динамика выражается в расширении круга адекватных представлений о профессии (знание сфер приложения сил, реальных мест работы, трудностей и проблем, условий оплаты труда, возмож- ностей карьерного роста). Основным фактором успешной динамики является принятие действительности – готовность к профессиональ- ной самореализации в имеющихся жизненных условиях.
Неуспешная динамика выражается в том, что при отсутствии каче- ственных изменений в структуре профессиональной мотивации у сту- дента появляется квазипрофессиональная лексика (терминология), повышается социальная желательность ответов, накладывается табу на обсуждение таких проблемных областей профессионализации, как уровень зарплаты, престиж, карьерный рост. Неуспешная динамика обусловлена психологической (мотивационной) и профессиональной
(об этом ниже) неготовностью к смене социальной позиции учащего- ся на позицию трудящегося профессионала. Несмотря на удовлетво- рительную (чаще хорошую) академическую успеваемость, такие сту- денты осознают собственный непрофессионализм, испытывают по его поводу негативные эмоции и в связи с этим отказываются от профес- сиональной самореализации.
Наши исследования дефицитов профессионального становления студентов-психологов показали, что студенты хорошо ориентируются в определении основных характеристик успешного психолога: вни-

Глава 1. Психология как профессия
39
мание, стремление понять позицию других, жизнерадостность, терпе- ливость, упорство, способность к планированию своего будущего,
«схватывание» новых идей, самостоятельность суждений, дружелю- бие, общительность, способность к устным высказываниям, выражен- ный интерес к человеку и его внутреннему миру, способность органи- зовывать и проводить соответствующую работу по специальности, применять полученные знания для решения научно-практических, исследовательских и других задач, самоконтроль, ответственность, руководство здравым смыслом, тщательность действий др.
Студенты-психологи способны распознавать ресурсы университе- та для профессионального и личностного становления:
– организация тренингов, направленных на формирование навыков планирования, распределения и управления собственным временем
(чаще отмечается «Тайм-менеджмент»);
– участие в грантах и конкурсах различного уровня и профессио- нальной направленности;
– участие в конференциях регионального, всероссийского и меж- дународного уровней;
– инновационная деятельность университета и на этом основании участие в инновационных проектах;
– поддержка профсоюзного комитета студентов;
– психологическая служба и молодежная студенческая газета
«Alma Mater»;
– внеобразовательные объединения (литературное объединение, хореографические объединения различного профиля, хоровая капелла и т.д.);
– совет молодых ученых, представляющий их интересы;
– базы для прохождения учебной, производственной практики.
Среди ресурсов, предлагаемых университетом, есть те, использова- ние которых формирует необходимые качества, нужные профессионалу.
Но это минимум, дающий основную базу знаний. Большую часть рабо- ты по развитию и становлению себя как профессионала студент должен осуществлять сам, самостоятельно осваивая интересующие его теории, техники, методики. Среди выявленных дефицитов студенты отмечают: неуверенность в будущем, низкий самоконтроль, слабая подготовка к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии, безынициативность. Причины дефицита кроются, с их точ-


Введение в профессию (Клиническая психология)
40
ки зрения, в размытости ценностей и смыслов, нечеткости профессио- нальных и жизненных целей, пассивной позиции в образовательном процессе, незнании собственных возможностей. Именно это приводит к возникающим в ходе обучения чувственным переживаниям: скука, безысходность, потеря интереса, замешательство.
В.А. Фокинвыделил основные причины отказастудентов- психологов от профессиональной самореализации:
– социально-экономические (основная – низкий уровень оплаты труда);
– личностные особенности: неадекватно завышенный уровень притязаний; личные проблемы как основной мотив выбора профес- сии, теряющий свою актуальность к концу обучения; возрастная сме- на ценностно-смысловой иерархии, в результате которой определяю- щими становятся «меркантильные» потребности, удовлетворение ко- торых маловероятно в профессиональной деятельности психолога;
– специфика обучения на факультете психологии (самая характер- ная черта – значительное преобладание теоретических знаний над практическими);
– сложность самой профессиональной деятельности психолога
(профессиональных знаний, умений, навыков, которыми овладевает студент-психолог за время обучения, недостаточно для успешного ре- шения целого ряда профессиональных задач, возникающих на самых ранних этапах самостоятельной профессиональной деятельности).
Сложность профессиональной деятельности психолога объясняет- ся некоторыми специфическими особенностями профессии психолог.
Признаки непрофессионализма:
1. Неумение выделять объект и предмет исследования – сложно- сти вразличении реального объекта, объекта манипулирования, объ- екта подразумевания, собственно объекта и предмета исследования.
Объект исследования понимается как предзаданный, предлежащий исследователю. Игнорируется или не в полной мере учитывается то, что и предмет, и объект исследования суть результаты сложнейших мыслительных процедур (Анисимов, 1994; Щедровицкий, 1995).
2. Неумение психологически анализировать конкретную ситуацию
в целом. Это выражается:
– в позиционном самоопределении только по отношению к фикси- рованному (усеченному, неполному) образу ситуации;

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27