Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
203
противоборстве с сознанием – воплощением моральных норм и нрав- ственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсозна- тельного и бессознательного.
Кюльпе Освальд (1862–1915), немецкий психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы. В 1887 г. окончил Лейпцигский универ- ситет, ученик В. Вундта и Г. Мюллера. С 1894 по 1909 г. – профессор философии и эстетики и директор Института психологии в университете
Вюрцбурга, профессор
Боннского (1909–
1913 гг.) и Мюнхенского университетов (с 1913 г.). Впервые в психологии попытался экспери- ментально исследовать высшие процессы в со- знании – мышление и волю – методом система- тической интроспекции, который предполагал не одновременное разворачивание процесса мыш- ления и наблюдение этого процесса, а ретроспективное наблюдение уже пережитого (проделанного) испытуемым. При этом основной объект ис- следования этим методом – сама процессуальная сторона мышления, а не его результат. С помощью данного метода в Вюрцбургской школе были выявлены не исследованные до этого аспекты мышления: направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность
(ненаглядность) и др.
Гуго Мюнстерберг (Münsterberg, Hugo)
(1863–1916), немецкий и американский психо- лог. Родился в Данциге (ныне Гданьск) 1 июля
1863 г. В 1885 г. получил степень доктора фи- лософии в Лейпцигском университете и в
1887 г. – степень доктора медицины в Гейдель- бергском университете. Будучи преподавателем
Фрайбургского университета (1887–1891 гг.), начал заниматься экспериментальной психоло- гией; эта его работа получила дальнейшее раз- витие после того, как он стал главой новой пси- хологической лаборатории в Гарвардском уни- верситете в 1892 г. Исследуя физиологические корреляты психических явлений, Мюнстерберг подчеркивал их динами-

Введение в профессию (Клиническая психология)
204 ческий аспект. В отличие от структуралистов, связывавших восприятие с возбуждением лишь сенсорных участков мозга, Мюнстерберг подчерки- вал роль двигательных центров. Переехав в США, Мюнстерберг развер- нул широкий круг исследований, заложивших основы практической пси- хологии, названной им «психотехникой». Изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обу- чения, приспособления техники к психологическим возможностям чело- века и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. С целью воспроизведения в лаборатории реальных жизненных ситуаций, к которым должен адаптироваться субъ- ект труда, строил модели (карты) этих ситуаций, изображавшие в знако- во-символической форме поле восприятий и действий. Занимался также вопросами гипноза и психологии свидетельских показаний. Мюнстерберг является автором первых работ по определению профессиональной при- годности. В числе его работ «Психология и экономическая жизнь»
(«Psychologie und Wirtschaftsleben», 1912), «Основы психотехники»
(«Grundzüge der Psychotechnik», 1914), «Общая и прикладная психоло- гия» («Psychologie General and Applied», 1915). Умер Мюнстерберг в
Кеймбридже (шт. Массачусетс) 16 декабря 1916 г.
Эдвард Брадфорд Титченер (Titchener).
Родился 11 января 1867 г., Чичестер, Англия.
Умер 3 августа 1927 г., Итака, Нью-Йорк,
США. Интересы: антропология, эксперимен- тальная психология, история психологии, ну- мизматика, философия психологии и теорети- ческая психология. Образование: бакалавр,
Оксфордский университет, 1890; доктор, Лейп-
Лейпцигский университет (1892 г.). Эдвард
Брадфорд Титченер, известный при жизни как отец экспериментальной психологии в Амери- ке, привнес в Соединенные Штаты «новую психологию», экспериментальную психологию
Вильгельма Вундта и других, повлияв таким образом на переход от мен- тальной философии к психологии в том виде, в котором она существует сегодня. Его наиболее значительный вклад, несомненно, заключается в том, что он придал психологии научный статус. Именно с этой целью он опубликовал свои лабораторные дневники – четырехтомную
«Experimental Psychology» (1901–1905 гг.), получившую широкое приме-


Приложение 2
205
нение и ставшую образцом для многочисленных подражаний. Он развил экспериментальные методы и научный аппарат и настаивал на необходи- мости тщательной подготовки экспериментальных психологов. Защи- щавшиеся под его руководством докторские диссертации всегда оказы- вались актуальными. Титченер никогда не изменял интроспекции, струк- туралистским взглядам. И хотя сами по себе они не играют важной роли в современной психологии, экспериментальной психологией был усвоен систематический, тщательный и ясный анализ, который культивировал
Титченер. В течение всей своей жизни Титченер был центром противоре- чий. Он сыграл важную роль в становлении главных направлений своего времени. Функционализм возник как реакция на структурализм Титчене- ра (и Вундта), уделявших большое внимание содержанию сознания, но не его функции, и исключавших адаптацию, индивидуальные различия, психическое развитие, зоопсихологию и другие направления, с ними свя- занные. Проводил экспериментальные исследования ощущений, внима- ния, памяти. Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований), из которых формируется все многообразие душевной жизни. Бихевиоризм возник как протест против исключительного внимания Титченера к со- держанию сознания. Гештальт-психология в какой-то мере также возник- ла как реакция на атомизм сторонников Титченера в Германии. Титченер сыграл уникальную роль инициатора кристаллизации новых взглядов в психологии. Его влияние всемирно, его книги переведены на немецкий, французский, русский, итальянский, испанский, японский и польский языки.
Лайтнер Уитмер (1867–1956). Впервые ввел понятие клинической психологии (Routh, 1994).
После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психо- логии Пенсильванского университета. В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании; в этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно- педагогическим центром, в основном обследова- лись и лечились дети со слабой успеваемостью.
В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The Psycholog- ical Clinic». Понятие «клиническое» он взял из медицины, не подразумевая под этим ни меди-

Введение в профессию (Клиническая психология)
206 цинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психо- логической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными кон- кретными случаями. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практи- чески не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917 г. не- сколько специалистов по клинической психологии основали Американ- скую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919 г. вошла в Аме- риканскую психологическую ассоциацию как клиническая секция; в ре- зультате понятие клинической психологии стало определять профессио- нальный статус, притом что определения самой клинической психологии еще не было. Наряду с понятием клинической психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие «Abnormal Psy- chology» (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с
1907 г.), которое отчасти применяется как синоним клинической психоло- гии, а отчасти используется для психологических дефиниций и этиологи- ческих теорий психических расстройств.
Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor
Jaspers), немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Родился в Ольденбурге в
1883 г. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом. С ранних лет интересовался философией, однако опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его реше- ние об изучении права в университете.
Проучившись некоторое время на юридиче- ском факультете в Гейдельбергском, а за- тем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 г. меняет специали- зацию, занявшись изучением медицины. После окончания в 1909 г. меди- цинского факультета начинает работу в психиатрической лечебнице Гей- дельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин.
Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психи- ческих заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрическо- го подхода. В 1913 г. Ясперс защищает докторскую диссертацию, кото- рая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 г.).
Сразу после защиты Ясперс получает временную должность преподава-


Приложение 2
207
теля психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность ста- новится постоянной и он никогда больше не возвращается к практике в клинике. Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психоло- га. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале
1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии, как эпистемология, философия религии и филосо- фия политики.
В Гейдельберге Ясперс общается с Максом Вебером и его группой, куда входят Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды – либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами.
На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокан- тианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Яспер- са становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль
Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, опи- сывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизиче- ских переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жиз- ни субъекта. Ещё большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализи- рованы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в ис- торию философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а
Ясперс после 1933 г. утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдегге- ром. В философию истории Ясперс ввел понятие «осевое время». Осно- ванием философии Ясперса выступило специфически понятое неоканти- анство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как уче- ние о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.
Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает се- бя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии. В 1937 г. Ясперс был лишён звания профессора и факти- чески постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Вто- рой мировой войны и падения нацизма. В 1945 г. он оказался среди


Введение в профессию (Клиническая психология)
208 немецких интеллектуалов, которые не были замечены в связях с наци- стами, и начал играть большую роль в жизни германского общества.
Ясперс умер в Базеле в 1969 г.
Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger). Ро- дился 26 сентября 1889 г. в городке Месскирхе
(в 80 км к югу от Штутгарта). Вырос в небога- той католической семье, учился в гимназиях в
Констанце и Фрайбурге. Поступает на теоло- гический факультет Фрайбургского универси- тета. В 1911 г. Мартин переходит на философ- ский факультет и заканчивает его в 1923 г., защищает две диссертации – «Учение о суж- дении в психологизме» и «Учение Дунса
Скотта о категориях и значении». Не участво- вал в Первой мировой войне из-за проблем со здоровьем. В мировоззрении раннего Хайдегге- ра слились различные тенденции идеалистической философии конца XIX – начала XX в.: феноменология Гуссерля и М. Шелера, философия жизни
В. Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. С 1915 г. работа- ет приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского универ- ситета. С 1923 г. преподаёт в Марбургском университете. За годы работы в
Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 г. трактата «Бытие и время». В сочинении «Бытие и время»
(1927) Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Хайдеггер хочет раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия
(«открыто» бытие).
По Хайдеггеру, онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. К этому пе- риоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики»,
«Что такое метафизика», «О сущности основания». В 1928 г. возвращает- ся во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля.
Хайдеггер соглашается возглавить Фрайбургский университет, в 1933 г. принимает участие в политической деятельности. С 1945 по 1951 г. ему запрещается преподавать из-за его связей с нацистским режимом.

Приложение 2
209
Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую тради- цию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого «неподлинного» понимания бытия Хайдеггер видит в абсолюти- зации одного из моментов времени – настоящего, «вечного присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в после- довательный ряд моментов «теперь», в физическое (по Хайдеггеру,
«вульгарное») время. Основным пороком современной науки, как и евро- пейского миросозерцания вообще, Хайдеггер считает отождествление бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей и явлений. Переживание временности отождествляется у Хайдеггера с острым чувством личности.
Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существова- ние, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие поня- тия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п. выра- жают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою непо- вторимость, однократность и смертность.
В дальнейшем, с середины 1930-х гг., на смену им приходят понятия, выражающие реальность не столько личностно-этическую, сколько без- личностно-космическую: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь
Хайдеггер пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бы- тия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Хайдеггер пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготавливает новоевропейскую науку и технику, ставящие своей целью подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление.
В 1947 г. публикуется «Письмо о гуманизме», в котором чётко опре- деляются отличия его учения от экзистенциализма и новоевропейского гуманизма. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопре- делимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличи- вающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях пости- жения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. В последние годы Хайдеггер в поисках бы- тия всё чаще обращал свой взор на восток, в частности к дзэн-буддизму, с которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному»,


Введение в профессию (Клиническая психология)
210 склонность к мистическому созерцанию и метафорический способ вы- ражения. Умер Хайдеггер 26 мая 1976 г. в Мескирх, Баден.
Сергей Сергеевич Корсаков (Sergey
Sergeevich Korsakov), выдающийся русский психиатр, один из основоположников нозоло- гического направления в психиатрии и москов- ской научной школы психиатрии, автор клас- сического «Курса психиатрии» (1893). Родился
22 января 1854 г. в промышленном селе Гусь-
Хрустальный Владимирской губернии. Его отец Сергей Григорьевич образование получил в Московской практической коммерческой ака- демии, был почетным гражданином города Ка- симова и управляющим имениями и фабриками
И.С. Мальцева. Мать – Акилина Яковлевна, урожденная Алянчикова, была широко образованной, мягкой, чуткой женщиной, отличавшейся сердечной добротой. В семье Корсаковых было четверо детей два сына – Николай и Сергей и две дочери – Мария и Анна.
Семья Корсаковых жила на территории завода, где делали стекло и хру- сталь. Когда Сергею исполнилось 3 года, отец покинул службу у Маль- цева, приобрел небольшое имение в Дубровке Рязанской губернии и пе- реехал туда со всей семьей. Через два года семья перебралась в Тимонино
Богородского уезда Московской губернии. Отец Сергея умер в 1885 г.
18 июня 1870 г. Сергей окончил гимназию с золотой медалью и уже
29 июля поступил на медицинский факультет Московского университета.
Ему было 16 лет. Медицину он изучал под руководством основополож- ника русской гистологии А.И. Бабухина (1827–1891), первого заведую- щего кафедрой медицины Московского университета, выдающегося те- рапевта Г.А. Захарьина и его ученика – талантливого невропатолога
А.Я. Кожевникова, непосредственного учителя Сергея в области невро- патологии и психиатрии. В марте 1875 г. Корсаков пишет дипломную работу «История болезни дворянина Ильи Смирнова, 29 лет». 31 мая он заканчивает медицинский факультет с отличием. В том же году главный врач
Московской
Преображенской психиатрической больницы
С.И. Штейнберг обратился к профессору А.Я. Кожевникову (1836–1902) с просьбой: «Нет ли у вас надежного молодого человека на место ордина- тора?». А.Я. Кожевников не забыл способного студента и указал на Сергея.
13 сентября Корсаков приступает к исполнению своих обязанностей. Через

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27