Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2265

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(ОВД) принимают самое непосредствен­ное участие в обеспечении общественного порядка, личной и обще­ственной безопасности.

В структуре ОВД административно-правовые, организационные, воспитательные и иные профилактические меры воздействия при­меняют, прежде всего:

  • дежурные части;

  • патрульно-постовая служба;

  • участковые уполномоченные;

  • Государственная инспекция безопасности дорожного движе­ния и др.

В зависимости от степени опасности характера антиобществен­ного поведения лица применяются определенные меры реагирова­ния (предупреждение, пресечение, взыскание и т.п.). Их эффектив­ность во многом зависит от того, насколько обеспечена справед­ливость воздействия; достигло ли цели разъяснение пагубности последствий противоправного поступка для потерпевших, самого нарушителя; удалось ли раскрыть безнравственность и обществен­ную вредность подобного деяния.

Использование этических и нравственных устоев общества не­обходимо при осуществлении профилактических мер в отношении лиц, которые не совершили правонарушения, но ведут аморальный





14. Нравственные основы административно-правовой деятельности


477


образ жизни, не соблюдают нравственные нормы поведения. В от­ношении этих категорий граждан работники правоохранительных органов
1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   74

осуществляют главным образом воспитательные меры, основу которых составляют этические ценности общества.

В ходе рассмотрения дела именно с морально-правовых позиций подлежат установлению обстоятельства, смягчающие ответствен­ность. К таким обстоятельствам Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. от 19 мая 2010 г.) относит (ст. 4.2): чисто­сердечное раскаяние виновного, добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвраще­ние им вредных последствий правонарушения; добровольное воз­мещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения несовершеннолетними и др. Их перечень не явля­ется исчерпывающим: должностное лицо, рассматривающее дело, исходя из нравственных норм и принципов, может признать тако­выми обстоятельства, не указанные в законодательстве. То же самое относится и к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3). К таковым следует отнести: продолжение противоправного поведения; повторение правонарушения, за кото­рое данное лицо уже привлекалось к ответственности; совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответ­ственности, и др.

По своей сути индивидуально профилактическое воздействие на конкретных лиц является наиболее гуманной и нравственно оправ­данной деятельностью, поскольку она направлена на исправление их отрицательных личностных качеств, на побуждение их к отказу от антиобщественного поведения.

Таким образом, работникам правоохранительных органов, осуще­ствляющим административно-правовые и профилактические функ­ции, необходимо знать и использовать психолого-педагогические, социально-культурные и морально-этические приемы для успешной реализации стоящих перед ними задач.

Важной функцией патрульно-постовой службы (ППС) является профилактика правонарушений в общественных местах. Как прави­ло, в большинстве случаев уже сам факт нахождения в обществен­ном месте сотрудника в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на лиц, склонных к совершению право­нарушений, способствует предупреждению нарушений на улицах, площадях, в общественном транспорте и других общественных местах, вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и законных интересов. Наряды ППС в целях предупреждения





478


II. Прикладная этика


и предотвращения правонарушений также осуществляют наблюде­ние за местами возможного появления и укрытия преступников, своевременно предостерегают граждан от совершения правонаруше­ний, разъясняют им недопустимость антиобщественного поведения, выявляют обстоятельства, способствующие совершению правона­рушений, и применяют меры к их устранению. Сотрудники ведут борьбу с правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорб­ляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Патрульно-постовая служба взаимодействует с дежурными частями органов внутренних дел.
Последние являются самостоятельными под­разделениями в структуре органов внутренних дел, поскольку осу­ществляют руководство и контроль за деятельностью различных служб и аппаратов ОВД, в том числе за несением службы патруль­ными и постовыми нарядами.

Важное значение в деятельности сотрудников ППС и дежурной части имеет взаимоотношение с гражданами, которые обращаются к сотрудникам патрульно-постовой службы и дежурной части с различными вопросами и просьбами, и прежде всего за помощью, в которой они нуждаются. При этом необходимо проявлять жела­ние помочь им личным участием, советом. Тем самым сотрудник своими действиями убеждает граждан в своем внимании и добро­желательности.

Вежливое и уважительное отношение к гражданам является ос­новным принципом деятельности ППС и дежурных частей. Необ­ходимо, чтобы все интересующие гражданина вопросы были внима­тельно выслушаны и на них даны разъяснения в вежливой и кор­ректной форме. Именно к этой службе чаще всего обращаются граждане со своими бедами, и можно сказать в этой связи, что эта служба прежде всего формирует имидж сотрудника органов внут­ренних дел в глазах населения, определяет общественное мнение и отношение граждан. Поэтому в деятельности ППС, дежурной части особенно недопустимы грубое и неуважительное отношение к гра­жданам, проявление формализма, бездушного и бюрократического отношения к личности.


В случае необходимости при несении службы нарядами ППС по охране общественного порядка на улицах и в других общест­венных местах патрульный (постовой) обязан по требованию гра­ждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служеб­ное удостоверение.

При обращении к гражданину следует поздороваться с ним, при­ложив руку к головному убору, представиться, назвав должность,





14. Нравственные основы административно-правовой деятельности


479


звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения. Требования и замечания надо излагать вежливо и убедительно, не допуская выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.

Сотрудник патрульно-постовой службы, дежурный органа внут­ренних дел не должны вмешиваться в споры и ссоры частного харак­тера, за исключением случаев, когда возникает непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, опасность нарушения общест­венного порядка.

В случае высказывания в адрес сотрудника обидных реплик ему необходимо проявить такт и выдержку. Когда же нарушение явля­ется сознательным, злостным, а то и провокационным, необходимо не только проявить выдержку и достоинство, но и решительно пре­сечь противоправные действия.

Если возникает необходимость проверить документы
у того или иного лица, следует, поздоровавшись и извинившись за задержку, вежливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много времени. С документами требуется обращаться аккуратно, нельзя листать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке докумен­тов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно женщин и подростков, такая реакция может про­являться в связи с самим фактом проверки документов. В этом слу­чае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблаго­дарить и попрощаться.


Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает сотрудник милиции за то или иное нарушение, может неожиданно менять свое поведение. В такой момент вежливый человек спосо­бен стать грубым, спокойный — раздражительным и нетерпели­вым, застенчивый — решительным. Учитывая это, сотрудник не должен поддаваться на проявляемую резкость или нетерпимость. Очень важно, чтобы его действия находили понимание и под­держку окружающих.

В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику органов внутренних дел нередко прихо­дится применять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение правильно выбрать и применить административно-принуди­тельные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликт­ных ситуациях существенным фактором их оптимального разрешения



480


II. Прикладная этика


являются нравственные качества сотрудника, выработанная профес­сиональная мораль. Тактично извинившись за необходимость за­держания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежливо и не­многословно объяснить, в чем конкретно состоит вина нарушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и нежелательные перспективы продолжения противоправного поведения. При долж­ном соблюдении служебного этикета и такта, гражданин, как правило без лишних разговоров, выполняет эти требования, а окружающие одобряют действия сотрудника.

В предусмотренных законом случаях при исполнении служеб­ных обязанностей сотрудник органов внутренних дел имеет право посещать квартиры граждан. Войдя в квартиру,
надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан, в случае обнаружения нарушений, не влеку­щих административную ответственность, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник на месте проводит разъ­яснительную работу, предлагает устранить нарушение в названные сроки, указывает на недопустимость этого в будущем.