ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2265
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(ОВД) принимают самое непосредственное участие в обеспечении общественного порядка, личной и общественной безопасности.
В структуре ОВД административно-правовые, организационные, воспитательные и иные профилактические меры воздействия применяют, прежде всего:
В зависимости от степени опасности характера антиобщественного поведения лица применяются определенные меры реагирования (предупреждение, пресечение, взыскание и т.п.). Их эффективность во многом зависит от того, насколько обеспечена справедливость воздействия; достигло ли цели разъяснение пагубности последствий противоправного поступка для потерпевших, самого нарушителя; удалось ли раскрыть безнравственность и общественную вредность подобного деяния.
Использование этических и нравственных устоев общества необходимо при осуществлении профилактических мер в отношении лиц, которые не совершили правонарушения, но ведут аморальный
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
477
образ жизни, не соблюдают нравственные нормы поведения. В отношении этих категорий граждан работники правоохранительных органов
осуществляют главным образом воспитательные меры, основу которых составляют этические ценности общества.
В ходе рассмотрения дела именно с морально-правовых позиций подлежат установлению обстоятельства, смягчающие ответственность. К таким обстоятельствам Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. от 19 мая 2010 г.) относит (ст. 4.2): чистосердечное раскаяние виновного, добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения несовершеннолетними и др. Их перечень не является исчерпывающим: должностное лицо, рассматривающее дело, исходя из нравственных норм и принципов, может признать таковыми обстоятельства, не указанные в законодательстве. То же самое относится и к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3). К таковым следует отнести: продолжение противоправного поведения; повторение правонарушения, за которое данное лицо уже привлекалось к ответственности; совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, и др.
По своей сути индивидуально профилактическое воздействие на конкретных лиц является наиболее гуманной и нравственно оправданной деятельностью, поскольку она направлена на исправление их отрицательных личностных качеств, на побуждение их к отказу от антиобщественного поведения.
Таким образом, работникам правоохранительных органов, осуществляющим административно-правовые и профилактические функции, необходимо знать и использовать психолого-педагогические, социально-культурные и морально-этические приемы для успешной реализации стоящих перед ними задач.
Важной функцией патрульно-постовой службы (ППС) является профилактика правонарушений в общественных местах. Как правило, в большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте сотрудника в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений, способствует предупреждению нарушений на улицах, площадях, в общественном транспорте и других общественных местах, вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и законных интересов. Наряды ППС в целях предупреждения
478
II. Прикладная этика
и предотвращения правонарушений также осуществляют наблюдение за местами возможного появления и укрытия преступников, своевременно предостерегают граждан от совершения правонарушений, разъясняют им недопустимость антиобщественного поведения, выявляют обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и применяют меры к их устранению. Сотрудники ведут борьбу с правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Патрульно-постовая служба взаимодействует с дежурными частями органов внутренних дел. Последние являются самостоятельными подразделениями в структуре органов внутренних дел, поскольку осуществляют руководство и контроль за деятельностью различных служб и аппаратов ОВД, в том числе за несением службы патрульными и постовыми нарядами.
Важное значение в деятельности сотрудников ППС и дежурной части имеет взаимоотношение с гражданами, которые обращаются к сотрудникам патрульно-постовой службы и дежурной части с различными вопросами и просьбами, и прежде всего за помощью, в которой они нуждаются. При этом необходимо проявлять желание помочь им личным участием, советом. Тем самым сотрудник своими действиями убеждает граждан в своем внимании и доброжелательности.
Вежливое и уважительное отношение к гражданам является основным принципом деятельности ППС и дежурных частей. Необходимо, чтобы все интересующие гражданина вопросы были внимательно выслушаны и на них даны разъяснения в вежливой и корректной форме. Именно к этой службе чаще всего обращаются граждане со своими бедами, и можно сказать в этой связи, что эта служба прежде всего формирует имидж сотрудника органов внутренних дел в глазах населения, определяет общественное мнение и отношение граждан. Поэтому в деятельности ППС, дежурной части особенно недопустимы грубое и неуважительное отношение к гражданам, проявление формализма, бездушного и бюрократического отношения к личности.
В случае необходимости при несении службы нарядами ППС по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах патрульный (постовой) обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение.
При обращении к гражданину следует поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться, назвав должность,
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
479
звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения. Требования и замечания надо излагать вежливо и убедительно, не допуская выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.
Сотрудник патрульно-постовой службы, дежурный органа внутренних дел не должны вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда возникает непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, опасность нарушения общественного порядка.
В случае высказывания в адрес сотрудника обидных реплик ему необходимо проявить такт и выдержку. Когда же нарушение является сознательным, злостным, а то и провокационным, необходимо не только проявить выдержку и достоинство, но и решительно пресечь противоправные действия.
Если возникает необходимость проверить документы у того или иного лица, следует, поздоровавшись и извинившись за задержку, вежливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много времени. С документами требуется обращаться аккуратно, нельзя листать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке документов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно женщин и подростков, такая реакция может проявляться в связи с самим фактом проверки документов. В этом случае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблагодарить и попрощаться.
Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает сотрудник милиции за то или иное нарушение, может неожиданно менять свое поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный — раздражительным и нетерпеливым, застенчивый — решительным. Учитывая это, сотрудник не должен поддаваться на проявляемую резкость или нетерпимость. Очень важно, чтобы его действия находили понимание и поддержку окружающих.
В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику органов внутренних дел нередко приходится применять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение правильно выбрать и применить административно-принудительные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликтных ситуациях существенным фактором их оптимального разрешения
480
II. Прикладная этика
являются нравственные качества сотрудника, выработанная профессиональная мораль. Тактично извинившись за необходимость задержания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежливо и немногословно объяснить, в чем конкретно состоит вина нарушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и нежелательные перспективы продолжения противоправного поведения. При должном соблюдении служебного этикета и такта, гражданин, как правило без лишних разговоров, выполняет эти требования, а окружающие одобряют действия сотрудника.
В предусмотренных законом случаях при исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел имеет право посещать квартиры граждан. Войдя в квартиру, надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан, в случае обнаружения нарушений, не влекущих административную ответственность, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник на месте проводит разъяснительную работу, предлагает устранить нарушение в названные сроки, указывает на недопустимость этого в будущем.
В структуре ОВД административно-правовые, организационные, воспитательные и иные профилактические меры воздействия применяют, прежде всего:
-
дежурные части; -
патрульно-постовая служба; -
участковые уполномоченные; -
Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.
В зависимости от степени опасности характера антиобщественного поведения лица применяются определенные меры реагирования (предупреждение, пресечение, взыскание и т.п.). Их эффективность во многом зависит от того, насколько обеспечена справедливость воздействия; достигло ли цели разъяснение пагубности последствий противоправного поступка для потерпевших, самого нарушителя; удалось ли раскрыть безнравственность и общественную вредность подобного деяния.
Использование этических и нравственных устоев общества необходимо при осуществлении профилактических мер в отношении лиц, которые не совершили правонарушения, но ведут аморальный
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
477
образ жизни, не соблюдают нравственные нормы поведения. В отношении этих категорий граждан работники правоохранительных органов
1 ... 59 60 61 62 63 64 65 66 ... 74
осуществляют главным образом воспитательные меры, основу которых составляют этические ценности общества.
В ходе рассмотрения дела именно с морально-правовых позиций подлежат установлению обстоятельства, смягчающие ответственность. К таким обстоятельствам Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. от 19 мая 2010 г.) относит (ст. 4.2): чистосердечное раскаяние виновного, добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения несовершеннолетними и др. Их перечень не является исчерпывающим: должностное лицо, рассматривающее дело, исходя из нравственных норм и принципов, может признать таковыми обстоятельства, не указанные в законодательстве. То же самое относится и к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (ст. 4.3). К таковым следует отнести: продолжение противоправного поведения; повторение правонарушения, за которое данное лицо уже привлекалось к ответственности; совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, и др.
По своей сути индивидуально профилактическое воздействие на конкретных лиц является наиболее гуманной и нравственно оправданной деятельностью, поскольку она направлена на исправление их отрицательных личностных качеств, на побуждение их к отказу от антиобщественного поведения.
Таким образом, работникам правоохранительных органов, осуществляющим административно-правовые и профилактические функции, необходимо знать и использовать психолого-педагогические, социально-культурные и морально-этические приемы для успешной реализации стоящих перед ними задач.
Важной функцией патрульно-постовой службы (ППС) является профилактика правонарушений в общественных местах. Как правило, в большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте сотрудника в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений, способствует предупреждению нарушений на улицах, площадях, в общественном транспорте и других общественных местах, вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и законных интересов. Наряды ППС в целях предупреждения
478
II. Прикладная этика
и предотвращения правонарушений также осуществляют наблюдение за местами возможного появления и укрытия преступников, своевременно предостерегают граждан от совершения правонарушений, разъясняют им недопустимость антиобщественного поведения, выявляют обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и применяют меры к их устранению. Сотрудники ведут борьбу с правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Патрульно-постовая служба взаимодействует с дежурными частями органов внутренних дел. Последние являются самостоятельными подразделениями в структуре органов внутренних дел, поскольку осуществляют руководство и контроль за деятельностью различных служб и аппаратов ОВД, в том числе за несением службы патрульными и постовыми нарядами.
Важное значение в деятельности сотрудников ППС и дежурной части имеет взаимоотношение с гражданами, которые обращаются к сотрудникам патрульно-постовой службы и дежурной части с различными вопросами и просьбами, и прежде всего за помощью, в которой они нуждаются. При этом необходимо проявлять желание помочь им личным участием, советом. Тем самым сотрудник своими действиями убеждает граждан в своем внимании и доброжелательности.
Вежливое и уважительное отношение к гражданам является основным принципом деятельности ППС и дежурных частей. Необходимо, чтобы все интересующие гражданина вопросы были внимательно выслушаны и на них даны разъяснения в вежливой и корректной форме. Именно к этой службе чаще всего обращаются граждане со своими бедами, и можно сказать в этой связи, что эта служба прежде всего формирует имидж сотрудника органов внутренних дел в глазах населения, определяет общественное мнение и отношение граждан. Поэтому в деятельности ППС, дежурной части особенно недопустимы грубое и неуважительное отношение к гражданам, проявление формализма, бездушного и бюрократического отношения к личности.
В случае необходимости при несении службы нарядами ППС по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах патрульный (постовой) обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение.
При обращении к гражданину следует поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться, назвав должность,
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
479
звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения. Требования и замечания надо излагать вежливо и убедительно, не допуская выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.
Сотрудник патрульно-постовой службы, дежурный органа внутренних дел не должны вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда возникает непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, опасность нарушения общественного порядка.
В случае высказывания в адрес сотрудника обидных реплик ему необходимо проявить такт и выдержку. Когда же нарушение является сознательным, злостным, а то и провокационным, необходимо не только проявить выдержку и достоинство, но и решительно пресечь противоправные действия.
Если возникает необходимость проверить документы у того или иного лица, следует, поздоровавшись и извинившись за задержку, вежливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много времени. С документами требуется обращаться аккуратно, нельзя листать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке документов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно женщин и подростков, такая реакция может проявляться в связи с самим фактом проверки документов. В этом случае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблагодарить и попрощаться.
Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает сотрудник милиции за то или иное нарушение, может неожиданно менять свое поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный — раздражительным и нетерпеливым, застенчивый — решительным. Учитывая это, сотрудник не должен поддаваться на проявляемую резкость или нетерпимость. Очень важно, чтобы его действия находили понимание и поддержку окружающих.
В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику органов внутренних дел нередко приходится применять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение правильно выбрать и применить административно-принудительные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликтных ситуациях существенным фактором их оптимального разрешения
480
II. Прикладная этика
являются нравственные качества сотрудника, выработанная профессиональная мораль. Тактично извинившись за необходимость задержания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежливо и немногословно объяснить, в чем конкретно состоит вина нарушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и нежелательные перспективы продолжения противоправного поведения. При должном соблюдении служебного этикета и такта, гражданин, как правило без лишних разговоров, выполняет эти требования, а окружающие одобряют действия сотрудника.
В предусмотренных законом случаях при исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел имеет право посещать квартиры граждан. Войдя в квартиру, надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан, в случае обнаружения нарушений, не влекущих административную ответственность, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник на месте проводит разъяснительную работу, предлагает устранить нарушение в названные сроки, указывает на недопустимость этого в будущем.