ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2260
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляющее собой целенаправленное воздействие на сознание, волю профилакти- руемых лиц в целях формирования у них положительных взглядов и качеств с опорой на общие принципы индивидуальной работы*. К числу последних следует отнести:
1 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2003. С. 192.
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
485
в анализе жизненных проблем профилактируемого («чужой
опыт ничему не учит»);
Работа участкового уполномоченного милиции оценивается не
только руководством с учетом мнения граждан, проживающих на
территории обслуживаемого участка, о состоянии общественного
порядка и общественной безопасности, их отзывов о результатах про-
филактических мер, которые можно получить разными путями —
через «телефоны доверия», по почте, через ин-
тервьюирование, социологические опросы, но и
по реальному состоянию общественного поряд-
ка, своевременному и качественному рассмотре-
нию обращений граждан, уровню личной ис-
полнительной дисциплины и соблюдению за-
конности в его служебной деятельности. Как
видно из данного перечня, в этом важном во-
просе огромную роль играет нравственный авто-
ритет участкового уполномоченного у населения.
Поскольку на своей территории участковый —
это и судья, и прокурор, и следователь, и мудрый,
вдумчивый педагог, в его работе, говоря словами педагога-новатора
В.Ф. Шаталова, должна участвовать «серьезность, допускающая шутку,
но не превращающая дело в шутку, ласковость без притворства, спра-
ведливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без пе-
дантизма и, главное, постоянная разумная деятельность»1.
По итогам мониторинга населения, проведенного в 2010 г. ВНИИ МВД РФ, среди всех подразделений органов внутренних дел, больше
1 Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980. С. 132.
486
II. Прикладная этика
всего граждане России не удовлетворены деятельностью сотрудников ГИБДД (35%). Причем количество неудовлетворительных оценок населения по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%. По мнению опрошенных руководителей ряда подразделений ГИБДД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, данный факт во многом вызван рядом причин:
В условиях продолжающегося роста дорожно-транспортного травматизма игнорирование вопросов продуктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения просто не недопустимо. На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления на всех уровнях,
как со стороны руководства МВД, сотрудников ДПС, так и со стороны самих водителей и пешеходов.
Именно от умения сотрудников ДПС видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать у них положительные мотивы сопричастности общему делу безопасности дорожного движения, проявлять к ним внимание и заботу зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия между сотрудниками ДПС и гражданами, но и эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Одним из средств совершенствования взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения1 является знание и эффективное применение сотрудниками ДПС нравственно-психологических механизмов продуктивного взаимодействия с гражданами, которые при учете их личностных особенностей способствуют нивелированию формального подхода к участникам дорож
1 Приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укрепления доверия к ней со стороны участников дорожного движения» от 24 июля 2005 г. № 627.
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
487
ного движения, максимально обеспечивая объективность и не-
предвзятость в решениях сотрудников ДПС, соблюдая законные
права и интересы граждан. В связи с этим изучение нравственно-
психологических аспектов профессионального взаимодействия
сотрудников ДПС с водителями и пешеходами отвечает насущ-
ным потребностям сегодняшнего времени.
Поскольку лицами, с которыми сотрудники ДПС общаются,
могут быть как молодые люди, так и граждане почтенного воз-
раста, к каждой категории участников дорожного движения ин-
спектор должен найти индивидуальный подход. Поэтому задачи
сотрудников ДПС конкретизированы в ряде нормативных актов.
В частности, в законе «О безопасности дорожного движения»1 к
числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного
движения относится соблюдение интересов граждан, общества и
государства.
Приведем характерный случай, описан-
ный в очерке писателя В.В. Липатова
«Старший автоинспектор». В небольшом
фрагменте под названием «Вынужденное
знакомство» автор рассказывает: «Позвольте
представиться: старший автоинспектор
Пушкинского ГИБДД Липунов! Здравствуй-
те! Прошу предъявить ваши водительские
документы... Спасибо! Да, я вас поджидал в
течение сорока минут, терпеливо стоял
здесь, ждал, пока вы не выйдете из рестора-
на. Нет, дело не в том, что вы могли бы.
Дело в том, товарищ водитель, что вы заслонили машиной знак указателя скорости! Да, это чревато серьезными последствиями. Объясняю! Вот эта часть проезжей дороги ведет со станционного переезда, движение здесь оживленное, плюс крутой поворот, и, загородив указатель скорости, вы создаете опасность движению... Очень приятно, что вы — писатель, но вам-то надо знать, что создавать опасность движению... нет, дырку я вам колоть не буду, нарушение не такое серьезное, чтобы доставать, как вы выражаетесь, «ваш бездушный компостер», а вот штраф придется взять... Нет, крупными нас не удивишь: мы и этот случай предусмотрели. Извольте подождать минуточку, и вы получите свои двадцать четыре рубля. Благодарю за внимание, желаю счастливого пути, прошу не волноваться после штрафа... Рубль, как я понял, для вас не состав-
1 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.).
488
II. Прикладная этика
ляет серьезного ущерба, поэтому прошу следовать дальше спокойно, обращать внимание на дорожные знаки, не превышать скорость на указанных участках трассы. Еще раз желаю счастливого пути!»
Важнейшим морально-правовым принципом деятельности всех правоохранительных органов, и в том числе сотрудников ДПС, является принцип презумпции невиновности, который заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 1.5 Ко АП), причем бремя доказывания лежит на обвинителе. В Наставлении по работе особо подчеркнуто, что при выполнении служебных обязанностей сотрудник должен строго руководствоваться данным принципом, который является существенным элементом в структуре морально-этических требований к профилактической деятельности сотрудников правоохранительных органов. При этом сохраняет силу также требование быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, всячески демонстрируя им, что служебная требовательность к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения имеет под собой единственное основание: заботу о безопасности участников дорожного движения1.
Приведем характерный пример, когда эти правила были безукоризненно соблюдены.
Водитель Д. нарушил правила дорожного движения и был остановлен сотрудником ДПС О.В. Петровым. Далее между ними произошел следующий диалог (цитируется буквально):
-
искреннюю заинтересованность в судьбе профилактируемого лица; позицию сотрудничества в решении жизненных проблем; -
высокоразвитый уровень рефлексии собственных состояний; -
исключение проецирования собственных проблем на профилактируемого; отказ от использования метода «примеров»
1 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2003. С. 192.
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
485
в анализе жизненных проблем профилактируемого («чужой
опыт ничему не учит»);
-
развенчание всяких попыток поиска «виновных»; -
поиск наиболее слабых элементов в структуре личности про-
филактируемого лица, которыми являются высоко индивиду-
ально значимые и эмоционально окрашенные психические
содержания (конкретные люди, принципы, события и т.п.); -
персонификация высоко значимых для лица абстрактных
принципов (таких, как справедливость, верность слову, долгу,
чести и пр.); -
ориентация на последствия совершаемых действий и прини-
маемых решений.
Работа участкового уполномоченного милиции оценивается не
только руководством с учетом мнения граждан, проживающих на
территории обслуживаемого участка, о состоянии общественного
порядка и общественной безопасности, их отзывов о результатах про-
филактических мер, которые можно получить разными путями —
через «телефоны доверия», по почте, через ин-
тервьюирование, социологические опросы, но и
по реальному состоянию общественного поряд-
ка, своевременному и качественному рассмотре-
нию обращений граждан, уровню личной ис-
полнительной дисциплины и соблюдению за-
конности в его служебной деятельности. Как
видно из данного перечня, в этом важном во-
просе огромную роль играет нравственный авто-
ритет участкового уполномоченного у населения.
Поскольку на своей территории участковый —
это и судья, и прокурор, и следователь, и мудрый,
вдумчивый педагог, в его работе, говоря словами педагога-новатора
В.Ф. Шаталова, должна участвовать «серьезность, допускающая шутку,
но не превращающая дело в шутку, ласковость без притворства, спра-
ведливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без пе-
дантизма и, главное, постоянная разумная деятельность»1.
-
Служба государственной инспекции безопасности дорожного движения
По итогам мониторинга населения, проведенного в 2010 г. ВНИИ МВД РФ, среди всех подразделений органов внутренних дел, больше
1 Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980. С. 132.
486
II. Прикладная этика
всего граждане России не удовлетворены деятельностью сотрудников ГИБДД (35%). Причем количество неудовлетворительных оценок населения по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%. По мнению опрошенных руководителей ряда подразделений ГИБДД МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ, данный факт во многом вызван рядом причин:
-
формальным подходом сотрудников ГИБДД к участникам дорожного движения из-за существующей негативной системы оценки деятельности подразделений и сотрудников ДПС (31%); -
профессиональной деформации некоторых сотрудников ДПС, низким уровнем их правосознания (45%); -
неэффективной системы пропаганды безопасности дорожного движения среди граждан (20%); -
недостаточным уровнем профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к их профессиональному взаимодействию с водителями и пешеходами (51%).
В условиях продолжающегося роста дорожно-транспортного травматизма игнорирование вопросов продуктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения просто не недопустимо. На современном этапе сложившаяся практика взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения требует коренного переосмысления на всех уровнях,
как со стороны руководства МВД, сотрудников ДПС, так и со стороны самих водителей и пешеходов.
Именно от умения сотрудников ДПС видеть в участниках дорожного движения своих союзников, устанавливать с ними психологический контакт, актуализировать у них положительные мотивы сопричастности общему делу безопасности дорожного движения, проявлять к ним внимание и заботу зависит в конечном итоге не только уровень взаимодоверия между сотрудниками ДПС и гражданами, но и эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Одним из средств совершенствования взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения1 является знание и эффективное применение сотрудниками ДПС нравственно-психологических механизмов продуктивного взаимодействия с гражданами, которые при учете их личностных особенностей способствуют нивелированию формального подхода к участникам дорож
1 Приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укрепления доверия к ней со стороны участников дорожного движения» от 24 июля 2005 г. № 627.
14. Нравственные основы административно-правовой деятельности
487
ного движения, максимально обеспечивая объективность и не-
предвзятость в решениях сотрудников ДПС, соблюдая законные
права и интересы граждан. В связи с этим изучение нравственно-
психологических аспектов профессионального взаимодействия
сотрудников ДПС с водителями и пешеходами отвечает насущ-
ным потребностям сегодняшнего времени.
Поскольку лицами, с которыми сотрудники ДПС общаются,
могут быть как молодые люди, так и граждане почтенного воз-
раста, к каждой категории участников дорожного движения ин-
спектор должен найти индивидуальный подход. Поэтому задачи
сотрудников ДПС конкретизированы в ряде нормативных актов.
В частности, в законе «О безопасности дорожного движения»1 к
числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного
движения относится соблюдение интересов граждан, общества и
государства.
Приведем характерный случай, описан-
ный в очерке писателя В.В. Липатова
«Старший автоинспектор». В небольшом
фрагменте под названием «Вынужденное
знакомство» автор рассказывает: «Позвольте
представиться: старший автоинспектор
Пушкинского ГИБДД Липунов! Здравствуй-
те! Прошу предъявить ваши водительские
документы... Спасибо! Да, я вас поджидал в
течение сорока минут, терпеливо стоял
здесь, ждал, пока вы не выйдете из рестора-
на. Нет, дело не в том, что вы могли бы.
Дело в том, товарищ водитель, что вы заслонили машиной знак указателя скорости! Да, это чревато серьезными последствиями. Объясняю! Вот эта часть проезжей дороги ведет со станционного переезда, движение здесь оживленное, плюс крутой поворот, и, загородив указатель скорости, вы создаете опасность движению... Очень приятно, что вы — писатель, но вам-то надо знать, что создавать опасность движению... нет, дырку я вам колоть не буду, нарушение не такое серьезное, чтобы доставать, как вы выражаетесь, «ваш бездушный компостер», а вот штраф придется взять... Нет, крупными нас не удивишь: мы и этот случай предусмотрели. Извольте подождать минуточку, и вы получите свои двадцать четыре рубля. Благодарю за внимание, желаю счастливого пути, прошу не волноваться после штрафа... Рубль, как я понял, для вас не состав-
1 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.).
488
II. Прикладная этика
ляет серьезного ущерба, поэтому прошу следовать дальше спокойно, обращать внимание на дорожные знаки, не превышать скорость на указанных участках трассы. Еще раз желаю счастливого пути!»
Важнейшим морально-правовым принципом деятельности всех правоохранительных органов, и в том числе сотрудников ДПС, является принцип презумпции невиновности, который заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 1.5 Ко АП), причем бремя доказывания лежит на обвинителе. В Наставлении по работе особо подчеркнуто, что при выполнении служебных обязанностей сотрудник должен строго руководствоваться данным принципом, который является существенным элементом в структуре морально-этических требований к профилактической деятельности сотрудников правоохранительных органов. При этом сохраняет силу также требование быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, всячески демонстрируя им, что служебная требовательность к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения имеет под собой единственное основание: заботу о безопасности участников дорожного движения1.
Приведем характерный пример, когда эти правила были безукоризненно соблюдены.
Водитель Д. нарушил правила дорожного движения и был остановлен сотрудником ДПС О.В. Петровым. Далее между ними произошел следующий диалог (цитируется буквально):
-
Григорий Викторович! Вы ехали по населенному пункту, где разрешена скорость до 60 км/ч. Посмотрите на радар. Здесь четко обозначено, что скорость вашего автомобиля была 96 км/ч. Это является грубейшим нарушением, и я вынужден Вас наказать. -
Я не буду спорить. Очевидно, я ехал именно с такой скоростью. Но я просил бы Вас принять во внимание, что я за рулем уже 15 лет и ни разу до сих пор не не был оштрафован. Поэтому я прошу Вас рассматривать данное нарушение как случайную оплошность и ограничиться внушением. -
К сожалению, приведенное Вами обстоятельство обязывает меня еще тверже настаивать на наказании. Дело в том, что очень