Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2239

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;

  • постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, не­доброму настроению или дружеским чувствам влиять на служеб­ные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;

  • обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобост­растия к социально успешным и пренебрежения к людям с низ­ким социальным статусом;



536


  • оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему — старшего, подчинен­ному — начальника, мужчине — женщину;

  • придерживаться делового стиля поведения, основанного на само­дисциплине и выражающегося в профессиональной компетент­ности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;

  • в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, уме­ние искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать ус­пешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.

  1. Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует прояв­лять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупре­дительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.

  2. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утвер­ждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.

  3. Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:

  • строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;

  • быть образцом соблюдения правил дорожного движения и води­тельской вежливости;

  • принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обу­словленной служебной необходимостью.

  1. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:

  • употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во вре­мя исполнения служебных обязанностей;

  • организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;

  • использования наркотических, наркосодержащих и психотроп­ных веществ и препаратов, за исключением случаев официально­го медицинского назначения;

  • курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях во время несения службы, а также на ходу и в движении;

  • участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;

  • беспорядочных половых связей;

  • отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отри­цательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.




Этика сотрудников правоохранительных органов


537


  1. Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, нераз­борчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.

Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-слу- жебной деятельности

  1. Правила служебного поведения при выполнении оперативно-слу- жебных задач требуют от сотрудника:

  • работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях;

  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрель­ное оружие только в случае, когда меры ненасильственного ха­рактера оказались неэффективными или не обеспечивают безус­ловного выполнения оперативно-служебных задач;

  • стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом за­держании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);

  • проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполне­ния следственных действий максимально удобным;

  • при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допус­кать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.

  1. При выявлении противоправных действий и их пресечении со­трудник должен:

  • объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в так­тичной и убедительной форме причину обращения к нему;

  • отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая воз­можность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;

  • сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоцио­нальное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;

  • проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при про­воцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не по­зволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;

  • принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно пред­ставляющим государственную власть;




538


  • давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его дей­ствий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;

  • воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю в присутствии детей, людей пре­клонного возраста, стараясь не травмировать их психику.

  1. При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:

  • разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления;

  • найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмо­циональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;

  • обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашиваю­щего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.

  1. Сотруднику органов внутренних дел, выполняющему оператив­но-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катаст­рофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстре­мального характера, следует:

  • проявлять высокую морально-психологическую устойчивость, бдительность, активность, настойчивость, упорство в оперативно­служебной деятельности, сохранять готовность к эффективным действиям в любой обстановке;

  • соблюдать самому и требовать от других поддержания законно­сти и правопорядка, пресекать попытки грабежей, мародерства, хищения государственной собственности и личного имущества граждан;

  • действовать уверенно и хладнокровно в условиях паники, груп­пового неповиновения представителям власти, массовых беспо­рядков;

  • быть максимально предупредительным, чутким и эмоционально сдержанным в общении с людьми, особенно пострадавшими в результате чрезвычайных обстоятельств.

  1. При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе ин­спектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы, подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику пред­писано:

  • достойно представлять аппарат вышестоящего органа внутренних дел, проявляя требовательность, твердость, принципиальность в сочетании с корректностью, скромностью, уважением достоинст­ва коллег;

  • справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние пред­взятых мнений и суждений;




Этика сотрудников правоохранительных органов


539


  • воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, из­лишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки.

  1. Для сотрудника недопустимы:

  • поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуаль­ными и моральными нормами, использование средств, не соот­ветствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;

  • провокационные действия, связанные с подстрекательством, скло­нением, побуждением в прямой или косвенной форме к совер­шению правонарушений;

  • разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших из­вестными в ходе следственных действий;

  • избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;

  • равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений.

  1. Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В си­туациях, связанных с ограничением прав и свобод гражданина, за ис­ключением действий в состоянии крайней необходимости или необхо­димой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.

  2. Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 10. Профессиональная нравственная деформация и ее профи­лактика

  1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны по­нимать сущность явления профессиональной нравственной деформа­ции личности, представлять себе ее опасность и последствия.

  2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценно­стей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профес­сиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.

  3. Профессиональная нравственная деформация выражается:

  • в правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отноше­ние к требованиям закона;

  • подмене истинного представления о нравственном смысле слу­жебной деятельности мнимым;

  • поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;




540


  • чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к по­давлению воли человека и подчинении своей;

  • болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;

  • утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;

  • систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;

  • равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;

  • беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;

  • моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;

  • индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтно­сти, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;

  • использовании элементов криминальной субкультуры в служеб­ной деятельности;

  • нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, быто­вом разложении, аморальных поступках.

  1. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:

  • создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

  • формирование установки на сознательное соблюдение профес- сионально-этических принципов и норм;

  • развитие морально-психологической устойчивости и деловой на­правленности сотрудников;

  • информирование сотрудников о признаках и последствиях нега­тивных изменений личности в профессиональной деятельности;

  • выработку у сотрудников профессионального иммунитета к нега­тивным воздействиям преступной среды и криминальной суб­культуры;

  • воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного худо­жественного творчества;

  • организацию активного отдыха с частичным или полным изме­нением социально-психологического фона общения.

ГЛАВА 4. Культура речи и правила служебного общения

Статья 11. Культура речи

  1. Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.

  2. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм:
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   74