Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2258

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности — в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уваже­ние обществом достоинства личности — это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер — от обязательного соблюдения элементарных правил



72


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания по­честей, выражения восторженного восхищения, глубокого почтения и т.д. Степень этого уважения определяется как общественным ста­тусом личности, так и ее заслугами, ее авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Точное соответствие между степенью лич­ностных достоинств и формами обращения по отношению к лично­сти окружающих зависит от их нравственной воспитанности, знания этикетных правил, чувства такта, а также от их культуры, в том числе и культуры общения.

В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости
человека, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Точно так же чувство профес­сионального достоинства основывается на понимании сотрудника­ми правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Проистекая из самоценности человека как цели в себе, досто­инство его личности играет для всего жизненного самочувствия и счастья человека не меньшую, а чаще большую роль, чем матери­альное благополучие, здоровье и даже сама жизнь. Человек может вынести множество лишений, но, как правило, он не переносит унижения, которое лишает его чувства собственного достоинства, возможности уважать самого себя. Без такого уважения человек ут­рачивает многие свойства человека, нередко идет на самоубийство, на преступления.

Любое умаление человеческого достоинства наносит страшный урон и общей нашей духовности, ибо освящает самые низменные качества человека. Например, доносительство, анонимные письма «ревнителей морали», которых М.Е. Салтыков-Щедрин справедливо назвал «мерзавцами на правильной стезе», предательство близких и друзей вносят в нашу среду подлость и конформизм. Поэтому всегда и везде охрана и защита достоинства человека — важнейшая цель всех политико-правовых институтов и любой государственности. Это настоятельно выдвигает необходимость утверждения
принципа челове­ческого достоинства как абсолютного нравственно-правового принципа правопорядка. Чтобы противостоять стремлению некоторых сотруд­ников правоохранительных органов достигать профессиональных целей любой ценой, этот принцип:

  • устанавливает, что только тот имеет право на применение за­кона к поведению человека, кто по-настоящему уважает непо­вторимую индивидуальность другого и не допускает отноше­ния к нему просто как к средству, но всегда только как к цели общественного развития, к достижению общественного блага;



1. Научные основы этики


73


  • запрещает в процессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведе­ние чувство меры и такта, объективности и беспристрастно­сти в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохра­нительных органов соприкасается в силу исполнения служеб­ных обязанностей;

  • предписывает в полную меру использовать процессуальные и институциональные возможности установленного правопо­рядка, чтобы оградить достоинство и права личности от ума­ления и нарушения, будь то со стороны граждан или со сто­роны государственных органов и учреждений.

Категории совести
очень близки категории чести и достоинства. Поэтому выражения «человек чести» и «совестливый человек» представляются чуть ли не идентичными.

Совесть — это осознание и чувствование моральной ответствен­ности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребно­сти прогрессивного развития общества и каждой личности. Что зна­чит поступать по совести? В самом общем плане это означает ду­мать и действовать в согласии с требованиями морали. Если мораль требует от человека творить добро, а он приносит людям зло, его начинают мучить укоры совести. Мораль требует от человека быть справедливым в отношениях с другими людьми, и если он поступа­ет наоборот — значит поступает вопреки зову совести. То же можно сказать и о нарушении всех других требований морали.

Требования совести — это внутренние, а не внешние требова­ния, и от них, образно говоря, нельзя убежать. Можно не прийти на помощь пострадавшему, закрыть глаза на нарушения закона коллегой, уйти от справедливого наказания — нельзя лишь убежать от совести, поскольку нельзя убежать от самого себя. Совесть — это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и недопускающий переступить грань, отделяющую добро от зла. «Совесть — опасная штука, — говорит один из шекспировских героев, — из-за нее человек попадает в трусы: хочет он украсть — совесть не велит, поклясться — совесть остановит, согрешит он с чужой женой — совесть тут же его обличит»

1.

Основой, базой совести является понимание и переживание че­ловеком нравственных ценностей. Зная, например, что защита прав человека — это требование общества, совесть решительно протестует


1 Шекспир У. Ричард III // Избр. произв. М., 1950. С. 24.



74


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


против их нарушения или игнорирования вообще. Долг или какую- либо другую обязанность можно выполнять по-разному: под стра­хом наказания или по велению сердца, то есть по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Кары мож­но в конце концов избежать, от надсмотрщика — убежать, от совес­ти — нет. Именно совесть характеризует сущность человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию челове­ческого начала личности.

Формы проявления совести
у людей могут быть самыми разными. Совесть, в частности, проявляется в форме нравственного удовле­творения. Действительно, исполненный долг, помощь человеку, в ней нуждающемуся, защита от насильника, уважительное отноше­ние к старшим, женщине, забота о детях, пусть даже связанные с переживаниями, трудностями, а то и с риском для жизни, вызыва­ют у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного. Человеку легко и свободно дышится, он смотрит на мир открытыми глазами. В народе такую совесть называют чистой, а ее носителей — людьми с чистой совестью. К сожалению, попа­даются и другие, про которых такого и не скажешь. Это скорее лю­ди с черной совестью, что, пожалуй, равнозначно ее отсутствию. Это люди без совести, но они никогда в душе не могут быть счаст­ливы, ибо счастлив только тот, кто находит нравственное призна­ние со стороны общества, коллектива, других людей.

Другой формой проявления совести является стыд, чувство сты­да. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за без­нравственное деяние, ставшее известным им, так и перед самим собой — за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести. В последнем случае нравственные переживания, душевные терзания могут приобретать даже большую силу, чем в первом случае. «Стыд, — отмечал К. Маркс, — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь»
1.

И только раскаяние, открытое признание своей вины могут ос­вободить душу от мук совести. Не так уж плохо постигли психоло­гию людей служители церкви, которые разработали целый ритуал покаяния. Чтобы «очиститься», облегчить душу, получить «отпуще­ние грехов», многие люди, презревшие нормы морали, прибегали к пожертвованиям на возведение храмов, других богоугодных заведе­ний, школ, детских приютов. Честное признание своей вины, глу­бокое раскаяние в совершенном, честный труд, честная служба вы­


1 Маркс К. Письмо к Руге // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 76, 371.



1. Научные основы этики


75


ступают главным лекарством для очищения совести. Еще Демокрит писал, что раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Совесть может реализоваться в форме сомнения. Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игно­рирования объективных законов, уступок себе или групповым инте­ресам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не дает человеку спокойно жить: он вроде и прав, и неправ, и в основе этого чувства — неспокойная совесть.

Сомнение как форма проявления совести особенно часто на­блюдается в межличностных отношениях. Сказать или не сказать товарищам по службе о том, что один из них не вернул взятых в долг денег. Сказать: могут не понять и еще обвинить в мелочности. Не сказать: значит подставить кого-то из них, кто-то станет оче­редной жертвой обманщика и бесчестного человека. Критерием разрешения этой, как и всякой другой, проблемы должны быть объективные интересы общества, коллектива или даже отдельной личности, но взятые под углом зрения блага. В последнем случае рассказать о нечистоплотности должника давший деньги просто обя­зан, ибо это на благо и давшему, и бравшему, и всему коллективу.

Короче говоря, совесть выступает как огромная побудительная сила. Ее категоричность — живи и служи по совести — в какой-то мере сближает ее с категорией долга. Совесть с полным основанием можно назвать другой стороной долга. Резко выраженное в долге внешнее императивное начало в совести представлено как внутрен­нее. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему ми­ру, к действующим в обществе нравственным нормам.

Совесть человека — это иммунитет от многих нравственных за­болеваний. Она не позволяет сотруднику правоохранительных орга­нов спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманы­вать, красть, грубить, лицемерить и т.п. Но таковой она может быть только в том случае, если базируется на нормах истинной нравствен­ности: добра, долга, справедливости, чуткого отношения к людям. Сотрудники правоохранительных органов должны понимать и гор­диться тем, что предназначение их профессии глубоко нравственно и благородно.

Здесь рассмотрены только важнейшие для работников правопо­рядка категории этики. Однако каждый сотрудник правоохранитель­ных органов должен понимать, что только все они, вместе взятые, отражают нравственные требования общества и только комплексный учет их в своей деятельности дает основание говорить о его нравст­венной культуре.




Глава
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   74