Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2259

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Z*

Мораль в системе социальной регуляции

  1. Мораль и право

Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности единства и различия права и морали, одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах обще­ственно-политических и юридических изданий. Такой интерес да­леко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кри­зис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный пе­речень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — про­блемы соотношения духовности, правопорядка и преступности.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее созна­ния и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности. И это не случайно: право и мораль — важней­шие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-истори­ческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реаль­ное бытие права и морали определяются едиными связями общест­венных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демокра­тическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности — возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности. И здесь умест­но напомнить, что и право и мораль формируются на едином базо­вом принципе — принципе справедливости.

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеж­дениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения



2. Мораль в системе социальной регуляции


77


всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, чест­ность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Право

— совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (ре­гулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Таким образом, право — это явление не только политико-юриди­ческое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманиз­ма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого досто­инства, свободы и ответственности. Органическая связь нравствен­ных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышения моральной ценно­сти права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его лич­ностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявлений социального духовного прогрес­са, который невозможен без упрочения этических аспектов общест­венных отношений.

Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе реформирования были допущены существенные просчеты. Внимание россиян не было в должной ме­ре привлечено к обсуждению нравственной стороны реформ, влия­ния их на судьбы отдельных людей и населения в целом. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания», возникающего между установкой на будущее и наличной ситуацией. Размывание нравственных ценностей и духовных ориентиров, оста­точный принцип выделения средств на развитие образования, па­дение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искус­ства ведут к ослаблению как интереса к приобретению знаний, не­обходимых для получения профессии, так и моральных устоев во всех сферах жизни.

В правовой сфере также сложилась критическая ситуация, что отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, резко огра­ничивает возможности формирования нравственно-правовых ка­честв у граждан. Причин тут немало. Главные из них — отсутствие четкого разграничения между законодательной, исполнительной и судебной властями, неразработанность правовой базы, регулирую­щей происходящие в обществе процессы. Многие законы, предпи­



78


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


сания и инструкции устарели. Те законы, которые действуют, не-
редко не имеют механизмов реализации из-за несовершенства пра-
воприменительной практики, снижают уровень правосознания, по-
рождают правовой нигилизм. Растет социальная напряженность,
падает трудовая дисциплина; характерными становятся пессимизм,
апатия, равнодушие; культивирующийся эгоизм и крайний индиви-
дуализм порождают нетерпимость и противостояние в отношениях
между людьми.

Таким образом, разные срезы общественного сознания (на тео-
ретическом и эмпирическом уровнях) показывают, что социально-
экономические трудности, деформация духовных начал в жизни
общества не способствуют созданию условий для формирования
духовности, нравственности, законности, исходящих из необходи-
мости обеспечения высших ценностей, закрепленных во Всеобщей
декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.

Соотношение права и нравственности издавна
занимало умы многих мыслителей, данная
проблема была объектом многочисленных фи-
лософских, правовых, социологических иссле-
дований.

Вопрос о взаимосвязи морали и закона по-
лучил определенное освещение уже во многих
трудах философов древности, которые, разра-
батывая правовую идеологию, пытались свя-
зать этику с законодательством. Например,
древнеримским юристом Марком Тулием Ци-
цероном был сформулирован постулат, глася-
щий: «Право рекомендует то, что одобрено

обычаем, т.е. продиктовано нравственностью»1. Применительно к
уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или ино-
го поступка должен естественным образом вытекать из моральной
его оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического нача-
ла на уголовное право Цицерон выразил четкой формулой: «Обычай
есть лучший толкователь закона»2.

В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глу­бокими выводами относительно нравственно-этического обоснова­ния уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права.



1 Цит. по: Омельченко О.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 2006. С. 122.


2 Там же. С. 123.





Цицерон



2. Мораль в системе социальной регуляции


79


В Средние века феодальное право провозглашалось свободным
от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная,

независимая от условий человеческого бытия.

В Новое время мораль неразрывно связы-
валась с правом, при этом крайне абсолютизи-
ровали и идеологизировали законодательство,
полностью растворяли мораль в праве. «Этику
и законоведение, — утверждал К.А. Гельве-
ций, — я рассматриваю как одну и ту же науку»1.

Немецкая классическая философия также
предприняла попытку определить связь меж-
ду правом и нравственностью. Например,

Кант стремился осуществить эту связь путем
подчинения права нравственности. Гегель
рассматривал проблему взаимодействия нрав-

ственности и права как форму проявления воли человека. Различие
между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том,
что нравственность не допускает какого-либо внешнего принужде-
ния. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не
могут существовать сами по себе.

Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и гос­подствующая мораль любого общества, порожденные соответст­вующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосред­ственным образом.

Право, возникающее на определенном этапе исторического раз­вития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего раз­вития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И про­должалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судеб­ную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали.

Диалектическое единство и различие морали и права неодно­значно предстает в разных социально-исторических условиях. В об­ществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага,






1 Гельвеций К.Л. Об уме. М., 1992. С. 156.



80


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимо­отношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жиз­ни, расширение социально-демократических и идеологических сво­бод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое мо­ральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому за­креплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают.

Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно прояв­ляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материаль­ными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью бы­строго обогащения, привлекают внимание многих, особенно моло­дежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцени­ваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обо­собляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль на­чинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой сис­теме общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной дея­тельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихий­но-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть к технико-организационной стороне дела, к ка­зуистической шлифовке законодательства, к освящению сущест­вующих законов, которые, теряя связь с реальностью, уже не в со­стоянии противостоять произволу.

Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне органичным.

Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, поскольку в конечном счете каждое преступление аморально, хотя




2. Мораль в системе социальной регуляции


81


не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный по­ступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей массы аморальных поступков те, что представляют наиболь­шую опасность для общества. Хотя следует заметить, что порой лю­ди переживают совершенные по отношению к ним безнравствен­ные поступки сильнее, чем если бы даже они стали потерпевшими от преступления.

Перечисленные свойства морали и права делают невозможной их полную совместимость даже в локальных сферах социальной жизни, не говоря уже об обществе в целом. Можно ставить вопрос лишь о конкретной мере их связи и взаимной противоречивости.

Связь права и морали — процесс, характеризующийся многооб­разием проявлений:

  • единством и общностью;

  • различием;

  • взаимодействием и взаимообогащением.

Общность и единство норм права и норм морали
выражаются в сле­дующем. Как формы общественного сознания и общественных от­ношений, мораль и право имеют между собой много сходного, по­скольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обще­стве, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нор­мы и принципы, как правило, добровольно и сознательно; нравст­венность и право развиваются на едином для них фундаменте об­щечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охва­тывающие практически всю совокупность общественных отноше­ний, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общече­ловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным ха­рактером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социаль­но-исторические потребности общества.