ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2259
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Z*
Мораль в системе социальной регуляции
Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности единства и различия права и морали, одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий. Такой интерес далеко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кризис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный перечень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — проблемы соотношения духовности, правопорядка и преступности.
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности. И это не случайно: право и мораль — важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными связями общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демократическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности — возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности. И здесь уместно напомнить, что и право и мораль формируются на едином базовом принципе — принципе справедливости.
Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения
2. Мораль в системе социальной регуляции
77
всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Право
— совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Таким образом, право — это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений.
Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе реформирования были допущены существенные просчеты. Внимание россиян не было в должной мере привлечено к обсуждению нравственной стороны реформ, влияния их на судьбы отдельных людей и населения в целом. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания», возникающего между установкой на будущее и наличной ситуацией. Размывание нравственных ценностей и духовных ориентиров, остаточный принцип выделения средств на развитие образования, падение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искусства ведут к ослаблению как интереса к приобретению знаний, необходимых для получения профессии, так и моральных устоев во всех сферах жизни.
В правовой сфере также сложилась критическая ситуация, что отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, резко ограничивает возможности формирования нравственно-правовых качеств у граждан. Причин тут немало. Главные из них — отсутствие четкого разграничения между законодательной, исполнительной и судебной властями, неразработанность правовой базы, регулирующей происходящие в обществе процессы. Многие законы, предпи
78
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
сания и инструкции устарели. Те законы, которые действуют, не-
редко не имеют механизмов реализации из-за несовершенства пра-
воприменительной практики, снижают уровень правосознания, по-
рождают правовой нигилизм. Растет социальная напряженность,
падает трудовая дисциплина; характерными становятся пессимизм,
апатия, равнодушие; культивирующийся эгоизм и крайний индиви-
дуализм порождают нетерпимость и противостояние в отношениях
между людьми.
Таким образом, разные срезы общественного сознания (на тео-
ретическом и эмпирическом уровнях) показывают, что социально-
экономические трудности, деформация духовных начал в жизни
общества не способствуют созданию условий для формирования
духовности, нравственности, законности, исходящих из необходи-
мости обеспечения высших ценностей, закрепленных во Всеобщей
декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.
Соотношение права и нравственности издавна
занимало умы многих мыслителей, данная
проблема была объектом многочисленных фи-
лософских, правовых, социологических иссле-
дований.
Вопрос о взаимосвязи морали и закона по-
лучил определенное освещение уже во многих
трудах философов древности, которые, разра-
батывая правовую идеологию, пытались свя-
зать этику с законодательством. Например,
древнеримским юристом Марком Тулием Ци-
цероном был сформулирован постулат, глася-
щий: «Право рекомендует то, что одобрено
обычаем, т.е. продиктовано нравственностью»1. Применительно к
уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или ино-
го поступка должен естественным образом вытекать из моральной
его оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического нача-
ла на уголовное право Цицерон выразил четкой формулой: «Обычай
есть лучший толкователь закона»2.
В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глубокими выводами относительно нравственно-этического обоснования уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права.
1 Цит. по: Омельченко О.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 2006. С. 122.
2 Там же. С. 123.
Цицерон
2. Мораль в системе социальной регуляции
79
В Средние века феодальное право провозглашалось свободным
от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная,
независимая от условий человеческого бытия.
В Новое время мораль неразрывно связы-
валась с правом, при этом крайне абсолютизи-
ровали и идеологизировали законодательство,
полностью растворяли мораль в праве. «Этику
и законоведение, — утверждал К.А. Гельве-
ций, — я рассматриваю как одну и ту же науку»1.
Немецкая классическая философия также
предприняла попытку определить связь меж-
ду правом и нравственностью. Например,
Кант стремился осуществить эту связь путем
подчинения права нравственности. Гегель
рассматривал проблему взаимодействия нрав-
ственности и права как форму проявления воли человека. Различие
между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том,
что нравственность не допускает какого-либо внешнего принужде-
ния. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не
могут существовать сами по себе.
Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и господствующая мораль любого общества, порожденные соответствующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосредственным образом.
Право, возникающее на определенном этапе исторического развития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего развития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И продолжалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судебную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали.
Диалектическое единство и различие морали и права неоднозначно предстает в разных социально-исторических условиях. В обществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага,
1 Гельвеций К.Л. Об уме. М., 1992. С. 156.
80
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимоотношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жизни, расширение социально-демократических и идеологических свобод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое моральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому закреплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают.
Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно проявляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материальными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью быстрого обогащения, привлекают внимание многих, особенно молодежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцениваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обособляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихийно-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть к технико-организационной стороне дела, к казуистической шлифовке законодательства, к освящению существующих законов, которые, теряя связь с реальностью, уже не в состоянии противостоять произволу.
Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне органичным.
Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, поскольку в конечном счете каждое преступление аморально, хотя
2. Мораль в системе социальной регуляции
81
не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный поступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей массы аморальных поступков те, что представляют наибольшую опасность для общества. Хотя следует заметить, что порой люди переживают совершенные по отношению к ним безнравственные поступки сильнее, чем если бы даже они стали потерпевшими от преступления.
Перечисленные свойства морали и права делают невозможной их полную совместимость даже в локальных сферах социальной жизни, не говоря уже об обществе в целом. Можно ставить вопрос лишь о конкретной мере их связи и взаимной противоречивости.
Связь права и морали — процесс, характеризующийся многообразием проявлений:
Общность и единство норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно; нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.
Мораль в системе социальной регуляции
-
Мораль и право
Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности единства и различия права и морали, одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий. Такой интерес далеко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кризис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный перечень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — проблемы соотношения духовности, правопорядка и преступности.
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности. И это не случайно: право и мораль — важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными связями общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демократическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности — возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности. И здесь уместно напомнить, что и право и мораль формируются на едином базовом принципе — принципе справедливости.
Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения
2. Мораль в системе социальной регуляции
77
всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Право
— совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Таким образом, право — это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений.
Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе реформирования были допущены существенные просчеты. Внимание россиян не было в должной мере привлечено к обсуждению нравственной стороны реформ, влияния их на судьбы отдельных людей и населения в целом. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания», возникающего между установкой на будущее и наличной ситуацией. Размывание нравственных ценностей и духовных ориентиров, остаточный принцип выделения средств на развитие образования, падение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искусства ведут к ослаблению как интереса к приобретению знаний, необходимых для получения профессии, так и моральных устоев во всех сферах жизни.
В правовой сфере также сложилась критическая ситуация, что отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, резко ограничивает возможности формирования нравственно-правовых качеств у граждан. Причин тут немало. Главные из них — отсутствие четкого разграничения между законодательной, исполнительной и судебной властями, неразработанность правовой базы, регулирующей происходящие в обществе процессы. Многие законы, предпи
78
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
сания и инструкции устарели. Те законы, которые действуют, не-
редко не имеют механизмов реализации из-за несовершенства пра-
воприменительной практики, снижают уровень правосознания, по-
рождают правовой нигилизм. Растет социальная напряженность,
падает трудовая дисциплина; характерными становятся пессимизм,
апатия, равнодушие; культивирующийся эгоизм и крайний индиви-
дуализм порождают нетерпимость и противостояние в отношениях
между людьми.
Таким образом, разные срезы общественного сознания (на тео-
ретическом и эмпирическом уровнях) показывают, что социально-
экономические трудности, деформация духовных начал в жизни
общества не способствуют созданию условий для формирования
духовности, нравственности, законности, исходящих из необходи-
мости обеспечения высших ценностей, закрепленных во Всеобщей
декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.
Соотношение права и нравственности издавна
занимало умы многих мыслителей, данная
проблема была объектом многочисленных фи-
лософских, правовых, социологических иссле-
дований.
Вопрос о взаимосвязи морали и закона по-
лучил определенное освещение уже во многих
трудах философов древности, которые, разра-
батывая правовую идеологию, пытались свя-
зать этику с законодательством. Например,
древнеримским юристом Марком Тулием Ци-
цероном был сформулирован постулат, глася-
щий: «Право рекомендует то, что одобрено
обычаем, т.е. продиктовано нравственностью»1. Применительно к
уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или ино-
го поступка должен естественным образом вытекать из моральной
его оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического нача-
ла на уголовное право Цицерон выразил четкой формулой: «Обычай
есть лучший толкователь закона»2.
В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глубокими выводами относительно нравственно-этического обоснования уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права.
1 Цит. по: Омельченко О.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М., 2006. С. 122.
2 Там же. С. 123.
Цицерон
2. Мораль в системе социальной регуляции
79
В Средние века феодальное право провозглашалось свободным
от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная,
независимая от условий человеческого бытия.
В Новое время мораль неразрывно связы-
валась с правом, при этом крайне абсолютизи-
ровали и идеологизировали законодательство,
полностью растворяли мораль в праве. «Этику
и законоведение, — утверждал К.А. Гельве-
ций, — я рассматриваю как одну и ту же науку»1.
Немецкая классическая философия также
предприняла попытку определить связь меж-
ду правом и нравственностью. Например,
Кант стремился осуществить эту связь путем
подчинения права нравственности. Гегель
рассматривал проблему взаимодействия нрав-
ственности и права как форму проявления воли человека. Различие
между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том,
что нравственность не допускает какого-либо внешнего принужде-
ния. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не
могут существовать сами по себе.
Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и господствующая мораль любого общества, порожденные соответствующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосредственным образом.
Право, возникающее на определенном этапе исторического развития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего развития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И продолжалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судебную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали.
Диалектическое единство и различие морали и права неоднозначно предстает в разных социально-исторических условиях. В обществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага,
1 Гельвеций К.Л. Об уме. М., 1992. С. 156.
80
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимоотношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жизни, расширение социально-демократических и идеологических свобод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое моральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому закреплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают.
Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно проявляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материальными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью быстрого обогащения, привлекают внимание многих, особенно молодежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцениваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обособляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихийно-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть к технико-организационной стороне дела, к казуистической шлифовке законодательства, к освящению существующих законов, которые, теряя связь с реальностью, уже не в состоянии противостоять произволу.
Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне органичным.
Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, поскольку в конечном счете каждое преступление аморально, хотя
2. Мораль в системе социальной регуляции
81
не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный поступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей массы аморальных поступков те, что представляют наибольшую опасность для общества. Хотя следует заметить, что порой люди переживают совершенные по отношению к ним безнравственные поступки сильнее, чем если бы даже они стали потерпевшими от преступления.
Перечисленные свойства морали и права делают невозможной их полную совместимость даже в локальных сферах социальной жизни, не говоря уже об обществе в целом. Можно ставить вопрос лишь о конкретной мере их связи и взаимной противоречивости.
Связь права и морали — процесс, характеризующийся многообразием проявлений:
-
единством и общностью; -
различием; -
взаимодействием и взаимообогащением.
Общность и единство норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно; нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.