Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2257

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если в опреде­лении меры юридической ответственности действуют четкие право­вые рамки, то моральная ответственность таких рамок не имеет. Моральная ответственность тем и специфична, что общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяют, в какой форме и в какой мере осудить совершившего проступок. Поэтому общество готово простить малозначительные правонарушения чело­веку, которому симпатизирует и, напротив, не оставит без осужде­ния любые промахи неприятного ему человека. Один человек, со­вершая безнравственные поступки, не чувствует ни малейшего со­мнения в допустимости своих действий, другой, сделав недоброе дело, будет казнить себя до конца жизни. Однако это ни в коей ме­ре не означает, что мера моральной ответственности не имеет под собой объективных оснований. Такими основаниями являются сте­



1. Научные основы этики


67


пень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя моральных норм.

В этике существовали две крайние позиции по вопросу о мере ответственности. Одна из них — фаталистическая
— говорит о пре­допределенности поведения человека свыше и, следовательно, от­сутствии у него свободы выбора. А если человек не волен выбирать, то он не может и нести ответственность за свои действия. Другая позиция — волюнтаристская — делает вывод о фактической безот­ветственности человека либо потому, что человек абсолютно свобо­ден, и поэтому никто не вправе привлекать его к ответственности, либо потому, что человек обязан отвечать за все, происходящее в мире, т.е. на самом деле не отвечать ни за что конкретно.

На практике отголоски этих концепций могут проявляться в стремлении снять с себя ответственность, прикрываясь ссылками на «объективные обстоятельства», или в попытках представлять се­бя отвечающим за то или иное дело в целом, чтобы не нести ответ­ственность за конкретные действия. Как часто можно слышать, что дело борьбы с преступностью буксует из-за перегруженности со­трудников правоохранительных органов, текучести кадров, низкой материальной обеспеченности и т.п. Но давайте зададим себе во­прос, а все ли мы сделали, что от нас зависит, чтобы несмотря на эти обстоятельства, выполнить свой служебный и гражданский долг до конца? Иначе говоря, не прикрываемся ли мы теми самыми «объективными обстоятельствами», чтобы снять с себя моральную ответственность за происходящее в обществе?


В действительности мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. В отечественной этической литературе фактически общепризнано положение, в со­ответствии с которым личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъек­тивно должна была выбрать и реализовать в поступке.

Применительно к специфике правоохранительной деятельности, имеющей в качестве своего атрибута (обязательного, неотъемлемого условия) строгую иерархизированность всей правоохранительной системы, следует принять во внимание следующее обстоятельство. С каждым повышением, переходом на более высокую ступень слу­жебной лестницы у руководителя повышается степень свободы его служебной деятельности. Иными словами, на более высокой долж­ности он получает право принятия самостоятельного решения по более сложным проблемам, чем на прежней должности, когда он был обязан в этом плане исполнять решения вышестоящих началь­ников. Но!.. И это следует прочно запомнить: одновременно воз­растает и степень его ответственности за принятое решение, ибо,



68


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


будучи ошибочным, оно негативно скажется на гораздо более ши­роком контингенте сотрудников и сорвет решение гораздо более важной задачи, чем те, которые прежде находились в сфере его компетенции. Поэтому обязательное условие кадровой политики должно состоять в том, что сотрудник только тогда назначается на более высокую должность, когда он в состоянии понимать и при­нимать на себя эту более высокую ответственность.

В последние годы остро встал вопрос об ответственности право­охранительных органов и их сотрудников за совершенные ими дей­ствия. Суть вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность?

На первый взгляд решение данного вопроса достаточно просто: мера ответственности, как было отмечено, определяется мерой сво­боды выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтер­нативных действий и степенью следования нравственным требова­ниям. На вопрос «за что?» должен быть дан только такой ответ: за конкретные противоправные (в случае юридической ответственно­сти) или аморальные (в случае нравственной ответственности) дей­ствия конкретных лиц или органов государства. Однако в действи­тельности оценка действий человека или целой организации не все­гда укладывается в «прокрустово ложе» той или иной формулы. Так, скажем, несут ли ответственность нынешние органы безопас­ности и органы внутренних дел за деятельность их предшественни­ков во времена сталинских репрессий? Можно ли привлечь к ответ­ственности следователя или судью, которые действовали в рамках закона, но сам этот закон был неправовым? Можно ли возлагать ответственность на правоохранительный орган, если проступок или преступление совершил его сотрудник? На эти и многие другие во­просы нельзя дать однозначный ответ «да» или «нет». Они требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом кон­кретном случае и с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

Категория чести

относится к числу наиважнейших категорий про­фессиональной этики. Честь — положительная социально-нрав­ственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честно­сти, порядочности и благородства. Профессиональная честь — это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести есть мощный движитель дел и поступков сотрудников право­охранительных органов. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований



1. Научные основы этики


69


нравственности. Обрести это звание непросто, а чтобы потерять его, достаточно совершить всего лишь один недостойный поступок. Недаром еще наши далекие предки учили: «Береги честь смолоду».

Сотрудники правоохранительных органов в своем большин­стве — люди чести. Она проявляется у них прежде всего в выпол­нении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что и в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования. Как правило, они не говорят о своем высоком предназначении, о постоянной опасности, сопровождающей их при выполнении долга. Они его просто исполняют, и люди им благо­дарны за это.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелег­кую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе. Честь коллектива — это и его честь. Здоровое честолюбие — не чуждое чувство для сотруд­ника правоохранительных органов. Правильно понимаемое често­любие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие гипертро­фировано, перерастает в карьеризм, когда человек готов использо­вать самые грязные средства для достижения своекорыстных целей.

Людьми без чести следует охарактеризовать членов группы офицеров ФСБ в составе подполковника Литвиненко, майоров Щег­лова и Понькина и старшего лейтенанта Латышонка, которые по сути стали исполнителями воли частного лица (г. Березовского), находясь на службе государства. Так, 31 марта 1998 г. под видом со­трудников РУОПа они без каких-либо санкций ворвались в офис фирмы «Верэви» и провели заказную акцию «выколачивания дол­гов». Материалы по этому делу были переданы в Главную военную прокуратуру. Подобные деяния в практике этой группы носили не единичный характер. Показательно, что в кругу сослуживцев их ли­дера Литвиненко называли «сквозняком» за его беспринципность. Все они грубо нарушали дисциплину, действовали вопреки служеб­ным инструкциям. Не лучшим образом Литвиненко проявил себя и в личной жизни: последние пять лет он не платил алименты на двух маленьких детей от первой жены, мотивируя это тем, что он якобы уволился из ФСБ и является безработным.

Честь мундира сотрудника ФСБ значительно подпортил и пол­ковник запаса ФСБ Виктор Павлов, который, будучи уволенным в запас, занялся рэкетом, за что и был привлечен в 1998 г. к уголов­ной ответственности1. Ясно, что все это нанесло моральный ущерб авторитету Федеральной службы безопасности в целом.



1 См.: Хинштейн А. Офицеры по вызову // Московский комсомолец. 1998. 20 но­ября; Жилин А. Чей мундир чище // Московский комсомолец. 1998. 4 декабря.



70


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Человек чести никогда не пойдет на бесчестный поступок. В подавляющем большинстве такими и являются сотрудники право­охранительных органов и разведки.

Когда известный советский разведчик полковник Абель был арестован контрразведкой США и предан суду, у него никогда не возникало даже мысли ради своего спасения пойти на сотрудниче­ство с правительством США, с ФБР. «Он заявил, — писал его адво­кат Донован, — что ни при каких обстоятельствах не пойдет на со­трудничество с правительством США и не сделает во имя своего спасения ничего такого, что может нанести ущерб его стране»1. Полковник Абель был осужден на 30 лет тюремного заключения, что в его возрасте означало «пожизненно». Но он предпочел эту тяжкую кару благополучной жизни в Америке, купленной ценой предательства, ценой утери чести.

Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, моральной удовлетворенности сотрудников правоохрани­тельных органов от осознания своей принадлежности к ним. И хотя авторитет правоохранительных органов за последние годы в обще­ственном мнении значительно снизился, все же вся система право­охранительных органов в народе рассматривается как необходимая и в целом оценивается положительно. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в гла­зах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Кстати, честь сотрудников органов право­порядка проявляется и в отношении к хорошим традициям. Забве­ние их или тем более пренебрежительное отношение или насмешка должны встречать в служебной среде суровое осуждение. Надо всегда помнить, что традиции — не просто история, а могучее средство вос­питания молодого поколения людей, стоящих на страже обществен­ного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.

В то же время следует подчеркнуть, что опора на традиции предполагает их развитие, движение вперед. В народе справедливо считают, что старая слава новую любит. Честь сотрудников право­охранительных органов требует от них движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами для вы­полнения своих профессиональных обязанностей. В этом смысле важно изучать опыт работы и достижения правоохранительных ор­ганов других стран. Это укрепляет и возвышает честь и достоинство наших правоохранительных органов, помогает более эффективно выполнять свой служебный долг.



1 Тарасов Д. Жаркое лето полковника Абеля. М., 1993. С. 21.



1. Научные основы этики


71


Наконец, еще об одной составляющей категории чести — вер­ности данному слову.
Человек слова! Это такое важное качество, что иногда оно даже отождествляется с понятием чести. Дал слово — сдержи его, пообещал что-то — выполни. В противном случае тебя перестанут уважать и просто назовут болтуном, лжецом, необяза­тельным человеком. Ничто так не подрывает чести сотрудника ор­ганов правопорядка, как нарушение данного слова, отступление от него. В конце концов он неизбежно теряет авторитет, и его ждет неотвратимое фиаско.

Категория чести, как следует из вышеизложенного, действитель­но одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника правоох­ранительных органов. Дорожить честью — долг и повседневная обя­занность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физи­ческого развития, умения мыслить по-государственному. Этому надо постоянно учиться.

К категории чести очень близко примыкает категория достоинства. Обе они практически совпадают по своему объективному содержа­нию, но различаются по форме. Оценка чести — это оценка обще­ственного мнения, а оценка достоинства — это прежде всего дело самой личности. Безусловно, и последняя оценка происходит не в отрыве от общественного мнения, просто в данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая опять-таки бази­руется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Кроме того, честь — это бескомпромиссное следование мораль­ным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственная воспитанность, убежденность, а достоинство — помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие в основном миро­воззренческое, а достоинство — эмоциональное.

Необходимо отметить, что если понятие чести довольно одно­значно, то понятие достоинства имеет