Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2254

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах гражданской жизни, т.е. в зна­чительной своей части носят деонтологический характер. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и обще­ства, и его веления должны быть выполнены. Нравственное содер­



62


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


жание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высо­кие качества — исполнительность и разумная инициатива, самоот­верженность и мужество, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профес­сиональный долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновре­менно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оцен­ка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юриди­ческих требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишенных правовой ответственности.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства. Но в правовых актах, регули­рующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. Правовые и нравственные нормы, регули­рующие правоохранительную деятельность, обеспечивают высокий уровень организованности, четкости и дисциплины. Профессиональ­ный долг обладает активной мобилизующей силой, наполняет дела и мысли сотрудников стремлением исполнять свою работу четко и в срок, всю силу воли направить на достижение поставленных целей.

В профессиональном долге нельзя категорично разграничивать правовые и нравственные требования. Специфическим качеством правовой стороны, как известно, является возможность высшего контроля, пусть даже потенциального, вероятность применения ад­министративной санкции, наказания в случае невыполнения пред­писания. Моральные же нормы реализуются на основе внутренней убежденности, веления совести, под влиянием силы общественного мнения. Здесь же оба этих «компонента» сливаются воедино.

Удачная формулировка такого слияния была найдена в настав­лении для сотрудников пограничной службы, где предписывалось: «Служить с усердием, нелицемерно и добровольно, по существую­щим учреждениям и уставам, не позволяя себе ни вражды, ни из свойств дружбы, а тем более из корысти и взяток ничего противного долгу присяги. Посему лени, нерадения и неприлежности к пору­ченному делу не должно быть. Никто не должен простирать власти своей за пределы, представленные законом»1. И отсюда органично



1 Цит. по: Плеханов Л.М. Отдельный корпус пограничной стражи России. М., 1993. С. 161.



1. Научные основы этики


63


вытекал основной нравственный принцип пограничников: «Прин­цип служения не за страх, а за совесть, принцип сохранения верно­сти патриотическому и служебному долгу». Данное требование, без всякого сомнения, уместно рассматривать как непреложное для всех структур правоохранительных органов.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой един­ство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей.
Правовая санкция и моральный мотив имеют различия в характере их воздействия на сознание и во­лю сотрудников правоохранительных органов. Если правовая санк­ция более оперативна, то действия, совершаемые по внутреннему убеждению, моральному мотиву, обладают основательностью, ус­тойчивостью, постоянством, но необходимо время, чтобы даже под­готовленный в моральном отношении сотрудник совершал поступ­ки в строгом соответствии с нравственными принципами. Правовая санкция действует немедленно, по мере необходимости, с примене­нием государственного принуждения к отдельным сотрудникам. Нравственные требования распространяются на все многообразие человеческих поступков. Они наиболее подвижны с точки зрения отражения и оценки изменений в отношениях сотрудников.

Важной составляющей нравственного долга является самодисципли­на. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллектива сами по себе, если они не вполне совпали с внутренними личными побуж­дениями, убежденностью, совестью и страстью, еще не могут быть прочной гарантией того, что в процессе оперативно-служебной дея­тельности сотрудник сохранит твердость характера и не будет демо­рализован. Необходима такая высокая ступень развития нравствен­ного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велени­ем совести, когда дисциплина, как главное выражение профессио­нального долга, становится самодисциплиной. Дело в том, что са­модисциплина есть осознанная необходимость исполнения требо­ваний профессионального долга, внутренняя заинтересованность, готовность согласовывать свои действия с требованиями профес­сионального долга. Внутренняя готовность следовать требованиям присяги, уставов и своих руководителей, осознаваемая как внут­ренние побуждения, как необходимость, — это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно. Установление гармони­ческих отношений между требованиями долга и личными моральны­ми мотивами, между долгом и совестью ведет к тому, что общест­венная дисциплина как требования долга поднимается до самодис­





64


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


циплины. Долг превращается в нравственную потребность. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое со­вершается на основе сближения долга и совести.

Однако осознание общественной необходимости профессио­нального долга лишь одна сторона самодисциплины. Ее второй стороной является свобода воли, свобода выбора действий в рамках безусловного выполнения поставленной задачи. Исполнительность только тогда придает размах деятельности, когда дополняется ини­циативой, готовностью взять на себя всю полноту ответственности за самостоятельное решение. Вместе с тем отсутствие инициативы снимает нравственную ценность исполнительности, а инициатива без исполнительности — произвол, который нередко пытаются представить как риск. Разумный риск вытекает из общих интересов, верности долгу. Произвол же — жест отчаяния, индивидуализма и эгоизма.

Следует обратить внимание на то, что практические задачи форми­рования нравственных отношений в правоохранительной деятель­ности требуют решения проблемы морального критерия деятельности сотрудников.
Определение критерия моральной оценки выполнения профессионального долга требует анализа деятельности и мотивов поведения сотрудника и служебного коллектива. Нравственным мерилом профессионального долга являются не слова, а дела, прак­тическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. Хорошо известно, что высокие морально-патриотические и профессиональные качества сотрудни­ков формируются в основном в процессе их активного участия в профессиональной и общественной деятельности.

В понятие нравственного критерия выполнения профессио­нального долга сотрудниками правоохранительных органов входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Ни объективные последствия деятельности (ее результаты), ни субъ­ективные побуждения (мотивы деятельности) в отдельности не дают ответа на вопрос о нравственной ценности выполнения профессио­нального долга. Чтобы это осуществить, важно выяснить степень ответственности сотрудника за выполнение поставленной задачи и осознания ее служебно-деловой важности, а также степень учета им реальных возможностей решения задачи и последствий его действий. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотруд­ника предполагает учет его предшествующей деятельности.


Моральный критерий профессиональной деятельности ориенти­рует на максимальные возможности развития нравственных сил сотрудников и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга.



1. Научные основы этики


65


В связи с этим крайне важное значение в деятельности право­охранительных органов приобретает категория моральной ответст­венности,
которая в этике употребляется в нескольких значениях и в существенной мере коррелируется с категорией профессионально­го долга, являясь в определенной степени одной из его составляю­щих. Одно содержание вкладывается в это понятие, когда мы гово­рим, что человек ответственно относится к своему делу. Другое — когда речь идет об ответственности перед обществом за совершен­ный проступок. Третье — когда мы связываем ответственность с совестью, четвертое — когда ответственность соотносится с катего­рией свободы. Можно говорить об ответственности как особом свойстве сознания, как свойстве поведения, как мере общественно­го принуждения и т.д. Все эти значения не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают ту или иную грань данной категории. В лю­бом случае ответственность выражает отношение общества или че­ловека к выполнению субъектом нравственного долга.

Совершение человеком поступка так или иначе затрагивает интере­сы других людей, общества. Поскольку любой поступок выражает реальную связь личности с другими людьми, а полученный резуль­тат имеет определенное значение и для них, то он всегда наклады­вает на данную личность определенную ответственность. Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя ответственность, являющаяся атрибутом такой мо­ральной категории, как совесть, — это способность личности осоз­навать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответ­ственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.

Иногда ответственность подразделяют на позитивную (перспек­тивную) и негативную (ретроспективную). Позитивная (перспектив­ная) ответственность —
это сознательное и добросовестное выпол­нение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанно­стей. Негативная {ретроспективная) ответственность — реакция общества или личности на совершенные проступки.

Негативная ответственность отличается от внешней ответствен­ности тем, что санкции к субъекту за безнравственные действия при этом виде ответственности может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Этим, кстати, моральная ответственность отлича­ется и от юридической ответственности, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. Кроме того, юри­



66


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


дическая ответственность означает, что правонарушитель обязан претерпеть лишения и неблагоприятные последствия личного (на­пример, лишение свободы), имущественного (штраф) или организа­ционного (увольнение) характера. Моральная ответственность связа­на в первую очередь с общественным или личным осуждением, хотя это осуждение может повлечь за собой определенные действия, имеющие для нарушителя морали негативные последствия: изгна­ние из коллектива, разрыв дружбы, отказ в оказании помощи и т.п. Человек, нарушивший нормы морали, может сам осудить свои дей­ствия и наказать себя. Показателен в этом отношении случай, опи­санный бывшим следователем Н. Сизовым в книге «Невыдуманные рассказы».

Муж, повздорив с женой, ушел из дома, хлопнув дверью. Вер­нувшись через некоторое время, он увидел возле своего дома ма­шину «Скорой помощи», в которую укладывали его жену, выпав­шую из окна шестого этажа. По дороге в больницу она скончалась. Осмотр места происшествия, медицинская экспертиза, подробное ознакомление с обстановкой в семье и на работе погибшей позво­лили следствию сделать вывод, что к смерти женщины никто не причастен. Дело было прекращено за отсутствием состава преступ­ления. Но через три года к следователю прокуратуры пришел муж погибшей и заявил, что он виновен в гибели жены, и его надо су­дить. Следователь внимательно ознакомился с материалами дела, провел дополнительное расследование и сделал тот же вывод: со­става преступления нет, о чем он и сообщил заявителю, который, приготовившись к расплате, пришел в кабинет следователя с вещами.

Этот человек искал наказания по юридическому закону, который в данном случае бессилен. Но он себя уже наказал по закону нравст­венному. От этой кары ему не освободиться до конца своих дней.

В этой связи встает вопрос о мере ответственности.