ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2266
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
87
-
Мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу их образования.
Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельности людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом осуществляется и социальный контроль, который в институциализированных регулятивных системах выполняют учреждения.
Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей. Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д., а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.
Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насильственно потому, что его нормы и требования имеют внешний для индивида характер, обеспечиваются не только по убеждению, но и при необходимости принудительными мерами (административными, уголовными
88
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и экономическими санкциями), которые осуществляются должностными лицами, наделенными специальными полномочиями.
Конечно же, выполнение требований правовых норм обеспечивается не только принудительной силой государства, поскольку в праве содержится объективная основа для добровольного соблюдения правовых норм. Большинство граждан соблюдают и исполняют нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, так как видят в них выражение своих интересов. Короче говоря, право опирается в основном на закон и государственную силу, а требования морали обеспечиваются общественным мнением, доброй волей людей и внутренним убеждением.
-
Мораль и право отличаются друг от друга сферами приложения.
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Как уже отмечалось, право возникает и действует прежде всего в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных отношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют совместно в территориально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.
Все правовые отношения подлежат нравственной оценке. Но не все отношения, регулируемые нормами морали, находят закрепление
2. Мораль в системе социальной регуляции
89
в праве. Как бы ни был детализирован закон, он всегда оставляет простор для действия требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление, может быть снята судимость, но моральное осуждение остается в силе.
Общность права и морали вытекает также из их структурной характеристики. Правовая и моральная системы — многомерные образования. Поэтому их социальные действия раскрываются в единстве всех входящих в них элементарно-регулятивных систем, имеющих сплошную и динамическую структуру, объединяющую их в единый комплекс, который, собственно, и составляет содержание этих систем. Так, например, нормативно-регулятивный характер права раскрывается через анализ взаимодействия норм права, правоотношений, правосознания. В морали же выделяют три элемента — моральное сознание, нравственные отношения, моральную деятельность.
Объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие категории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.д.) также остаются вне правового регулирования.
Право же регулирует только те общественные отношения, которые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов. Но основные духовные (прежде всего, моральные) ценности при этом сохраняются.
-
Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права
Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме всего, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.
В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от моральных норм, поскольку мораль не институциализиро- ванная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливающей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоление противоречий между личностью и обществом, а также в отношениях между индивидами. В зависимости от конкретных истори
90
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ческих условий они могут иметь самые различные формы выраже-
ния: это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции,
ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки.
Можно сделать безусловный вывод: мораль и право даже в своих
различиях теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. И если
в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обес-
ценивается и повсеместно превращается в свою противоположность.
Мораль и право — не антиподы, не взаимоис-
ключающие противоположности, а тесно взаимо-
связанные явления, которые влияют друг на друга.
Правовая система оказывает влияние на укрепле-
ние и развитие нравственных норм и устоев. Опи-
раясь на мораль, право обосновывает необходимость
такого устройства, например, уголовного законода-
тельства, при котором бы оно не только карало за
преступления, но и выполняло роль нравственного
воспитания граждан. Профессор Л.Е. Владимиров
писал: «Нужно так устроить уголовное правосудие
и оживить его таким духом, чтобы оно во всех
своих составных частях — в кодексе, в суде и выполнении наказания
— вызывало не зверское озлобление осужденного, а сознание, что он
действовал в прошлом неправильно, безнравственно, противообще-
ственно, а потому и должен нести труды, связанные с преобразова-
нием своего внутреннего мира»1.
Да, право воздействует на личность правонарушителя средствами принуждения. Но исполнение той или иной правовой нормы «не за совесть, а за страх» постепенно переходит в привычку, осознается как разумное и необходимое, превращается в убеждение личности и далее уже используется «не за страх, а за совесть». В этом также нравственно-воспитательное воздействие права на общественную мораль.
В свою очередь, нравственность влияет как на процесс создания права, так и на его реализацию. Это заключается прежде всего в том, что право соответствует в основном принципам морали, нравственным идеалам людей, поскольку, как уже было сказано, базируется на принципе справедливости.
Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции Российской Федерации закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, собственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита
Л.Е. Владимиров
1 Владимиров Л.Е. Уголовный законодатель как воспитатель народа. М., 1903. С. 82.
2. Мораль в системе социальной регуляции
91
человеческого достоинства и т.д. Нормы и принципы нравственности, как правило, положительно воздействуют на право, укрепляют его и постоянно совершенствуют. Они оказывают большое влияние на разработку новых законов, на их основе формируются кодексы, различные подзаконные акты и т.д. Они также пронизывают все институты права. Например, многие статьи Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации совпадают с требованиями Кодекса проффессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Доказательством силы морального воздействия на право является