Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2266

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


87


  1. Мораль и право отличаются друг от друга не только по объе­му, но и по способу их образования.
Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы возникают непо­средственно в общественных отношениях, однако институциализи- рованный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой госу­дарства и потом официально закрепляются в виде четких норма­тивных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания, то нравственные нормы исходят непосредст­венно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта. Под влиянием общест­венности большинство граждан приходит к убеждению о правиль­ности тех или иных нравственных норм; эти нормы складываются постепенно, незаметно, в форме обычаев, передающихся из поко­ления в поколение в процессе общения людей, запечатляясь в пре­даниях, произведениях искусства, отражаясь в нравственных писа­ных и неписаных кодексах.

Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельно­сти людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом осуществляется и соци­альный контроль, который в институциализированных регулятив­ных системах выполняют учреждения.

Самое важное различие между моралью и правом касается спо­соба, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей. Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д., а на силу общественного мнения, власть об­щественных обычаев или на личную убежденность индивида. Мо­ральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особы­ми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, об­ществом в целом.

Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насильственно потому, что его нормы и требования имеют внешний для индивида харак­тер, обеспечиваются не только по убеждению, но и при необходи­мости принудительными мерами (административными, уголовными




88


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


и экономическими санкциями), которые осуществляются должност­ными лицами, наделенными специальными полномочиями.

Конечно же, выполнение требований правовых норм обеспечи­вается не только принудительной силой государства, поскольку в праве содержится объективная основа для добровольного соблюде­ния правовых норм. Большинство граждан соблюдают и исполняют нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, так как видят в них выражение своих интересов. Короче говоря, право опирается в основном на закон и государственную силу, а требования морали обеспечиваются обще­ственным мнением, доброй волей людей и внутренним убеждением.

  1. Мораль и право отличаются друг от друга сферами приложе­ния.
Правовые нормы направлены главным образом на регулирова­ние наиболее существенных отношений общественной жизни, тре­бующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность же пронизывает все стороны (сферы) взаимоотношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, более чутко реагируют на раз­витие различных сторон общественной жизни.

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью про­никать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой со­циальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нель­зя разграничивать право и мораль по предметным сферам их дейст­вия. Как уже отмечалось, право возникает и действует прежде всего в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных от­ношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не име­ют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют совместно в террито­риально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, оп­ределяющаяся едиными связями общественных отношений, не оз­начает, что во всех исторических условиях они «работают» одно­временно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в ре­зультате конкретно-исторического анализа.



Все правовые отношения подлежат нравственной оценке. Но не все отношения, регулируемые нормами морали, находят закрепление



2. Мораль в системе социальной регуляции


89


в праве. Как бы ни был детализирован закон, он всегда оставляет простор для действия требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление, может быть снята судимость, но моральное осуждение остается в силе.

Общность права и морали вытекает также из их структурной ха­рактеристики. Правовая и моральная системы — многомерные обра­зования. Поэтому их социальные действия раскрываются в единстве всех входящих в них элементарно-регулятивных систем, имеющих сплошную и динамическую структуру, объединяющую их в единый комплекс, который, собственно, и составляет содержание этих систем. Так, например, нормативно-регулятивный характер права раскрыва­ется через анализ взаимодействия норм права, правоотношений, правосознания. В морали же выделяют три элемента — моральное сознание, нравственные отношения, моральную деятельность.

Объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие ка­тегории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.д.) также остаются вне правового регулирования.

Право же регулирует только те общественные отношения, кото­рые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов. Но ос­новные духовные (прежде всего, моральные) ценности при этом сохраняются.

  1. Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права
(как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с пережи­ваниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме всего, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализован­ный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа соверше­ния (разбой, грабеж, кража) и его размера.


В моральной системе весьма трудно отличить нравственное соз­нание от моральных норм, поскольку мораль не институциализиро- ванная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливаю­щей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоле­ние противоречий между личностью и обществом, а также в отно­шениях между индивидами. В зависимости от конкретных истори­






90


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ческих условий они могут иметь самые различные формы выраже-
ния: это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции,
ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки.

Можно сделать безусловный вывод: мораль и право даже в своих
различиях теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. И если
в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обес-
ценивается и повсеместно превращается в свою противоположность.

Мораль и право — не антиподы, не взаимоис-
ключающие противоположности, а тесно взаимо-
связанные явления, которые влияют друг на друга.
Правовая система оказывает влияние на укрепле-
ние и развитие нравственных норм и устоев. Опи-
раясь на мораль, право обосновывает необходимость
такого устройства, например, уголовного законода-
тельства, при котором бы оно не только карало за
преступления, но и выполняло роль нравственного
воспитания граждан.
Профессор Л.Е. Владимиров
писал: «Нужно так устроить уголовное правосудие
и оживить его таким духом, чтобы оно во всех

своих составных частях — в кодексе, в суде и выполнении наказания
— вызывало не зверское озлобление осужденного, а сознание, что он
действовал в прошлом неправильно, безнравственно, противообще-
ственно, а потому и должен нести труды, связанные с преобразова-
нием своего внутреннего мира»1.

Да, право воздействует на личность правонарушителя средства­ми принуждения. Но исполнение той или иной правовой нормы «не за совесть, а за страх» постепенно переходит в привычку, осозна­ется как разумное и необходимое, превращается в убеждение лично­сти и далее уже используется «не за страх, а за совесть». В этом также нравственно-воспитательное воздействие права на общест­венную мораль.


В свою очередь, нравственность влияет как на процесс создания права, так и на его реализацию. Это заключается прежде всего в том, что право соответствует в основном принципам морали, нравствен­ным идеалам людей, поскольку, как уже было сказано, базируется на принципе справедливости.

Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Консти­туции Российской Федерации закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, соб­ственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита





Л.Е. Владимиров


1 Владимиров Л.Е. Уголовный законодатель как воспитатель народа. М., 1903. С. 82.


2. Мораль в системе социальной регуляции


91


человеческого достоинства и т.д. Нормы и принципы нравственно­сти, как правило, положительно воздействуют на право, укрепляют его и постоянно совершенствуют. Они оказывают большое влияние на разработку новых законов, на их основе формируются кодексы, различные подзаконные акты и т.д. Они также пронизывают все институты права. Например, многие статьи Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации совпадают с требо­ваниями Кодекса проффессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Доказательством силы морального воздействия на право является