ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2269
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правотворчество народа: общественное мнение может при определенных условиях оказывать свое воздействие на формирование новых юридических норм. Большинство норм содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению законности, дисциплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.
В нормах права закрепляются и средства нравственного воздействия на лиц, нарушающих нормы права. Например, статьи Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан критиковать недостатки в работе государственных и общественных организаций. Особо следует подчеркнуть, что в ней закреплены подлинно гуманистические и высокоморальные общечеловеческие принципы взаимоотношений с другими государствами.
Не все отношения, в которые сотрудники правоохранительных органов вынуждены вступать при отправлении своих обязанностей, урегулированы правом. Моральная регуляция дополняет действия правовых норм там, где и по отношению к чему эти нормы не определены.
Рассмотрим и другую сторону влияния нравственности на процесс реализации права. В условиях развития и совершенствования демократии, духовных начал все больше возрастает роль нравственного сознания, его влияния на правовую жизнь всего общества', оно служит важным условием осуществления законности в обществе, способствует принятию наиболее целесообразных, справедливых решений по конкретным юридическим делам.
Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравствен
92
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовнопроцессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон. Нравственность закона, умноженная на моральные принципы лица, применяющего этот закон, способна породить действительно эффективную правовую политику, по достоинству оцениваемую обществом.
Таким образом, если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика (и даже законодатель) игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону. И подобно тому, как говорят врачу: «Прежде чем лечить, излечись сам», судье с полным основанием можно сказать: «Прежде чем судить, будь высоконравственным». Сказанное, кстати, относится и к работникам всех правоохранительных органов.
Взаимопроникновение морали и права заключается еще и в том, что правовое регулирование включает в себя определенный круг нравственных норм, которым придается юридическое значение, в то время как мораль наполнена рядом общесоциальных прав. Гармоничность и действенность их достигаются в том случае, когда существует нравственное обоснование права и правовое обеспечение моральных норм. Это является непременным условием функционирования государственных институтов, предпосылкой обеспечения достоинства и чести человеческой личности. Социальное назначение уголовного законодательства сосредоточивается именно в поиске ответа на вопрос о нравственном оправдании уголовного наказания, справедливости возмездия за совершенное преступление. Следует отметить, что мораль воздействует на область правовых отношений и на реализацию законоположений не непосредственно, а лишь преломляясь определенным образом в правосознании людей. Воздействие того или иного правового запрета без наличия соответствующего морального запрета или осуждения обедняется, лишается своего
2. Мораль в системе социальной регуляции
93
воспитательного значения; оно сводится лишь к подавлению, принуждению. И наоборот, правовая норма, поддержанная нравственно, оказывает огромное воспитательное влияние на общество.
Было бы преувеличением считать, что каждая юридическая норма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но определенный круг нравственных принципов в обществе, существуя в качестве чисто моральных норм, в то же время так или иначе выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принципов в содержание права носит различный характер.
В некоторых отраслях права (например, в семейном праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нормы, конкретизируют их в виде нормативных формально определенных юридических предписаний.
Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является следующее:
С другой стороны, когда мы сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.
Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали (например, нормы, устанавливающие обязанности по возмещению вреда, нанесенного гражданином при спасении имущества от грозящей опасности). Сюда же относятся нормы административного и трудового права, регулирующие меры поощрения за труд, честное выполнение общественного и государственного долга и т.д., а также многие юридические нормы, свя
94
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
занные с регулированием отношений по трудовому обеспечению и воспитанию, организации труда женщин и подростков и другие.
Особое место здесь занимают нормы уголовного и административного права, выражающие запреты совершать вредные для общества деяния и содержащие указания на меры воздействия в отношении нарушителей этих запретов. Но вместе с тем каждая взятая в отдельности уголовно-правовая норма закрепляет нравственные требования и запреты не непосредственно, а путем указания на противоправные, антиобщественные деяния. Эти деяния всегда являются в демократическом, правовом государстве и антиморальными актами поведения. Следовательно, нормы уголовного и административного права, предусматривающие юридическую ответственность, направлены и на охрану нравственности, на утверждение принципов морали.
Конечно, в любой правовой системе можно встретить нормы, включающие организационные, технические правила, не несущие этической нагрузки. Так, например, законодательное установление формы протокола судебного заседания, порядка нотариального засвидетельствования документов или составления протокола задержания гражданина в дежурной части подразделений органов внутренних дел не затрагивает напрямую каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесения четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб людям. В этом случае в моральных категориях оценивается не само организационно-техническое правило, а отношение к его соблюдению. Таким образом, в целом право — категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества.
Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений.
Моральность права — проявление его ценностной характеристики.
Соблюдение законов, юридических норм — это нравственное требование: их нарушение осуждается общественным мнением как проявление недисциплинированности и неуважения к общественному долгу.
2. Мораль в системе социальной регуляции
95
Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, так как моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами социальной жизнедеятельности. Учитывая специфику морали с ее оценочными категориями, можно сказать, что в применении правовых оценок к моральным аспектам общественных отношений зачастую просто нет необходимости, поскольку все правовое должно быть морально, но далеко не все моральное может быть правовым.
Таким образом, диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются в следующем: активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе, и в то же время право само под влиянием морального фактора постоянно обогащается — расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений.
Можно сделать вывод из сказанного: вся сфера действия права должна быть и пространством моральности; несовершенство законодательства, правоприменительной деятельности, нарушения законности и правопорядка неизбежно влекут за собой дисфункции в сфере нравственного сознания и нравственных отношений и, подрывая уважение к праву, оборачиваются большими нравственными потерями. Поэтому постоянный учет уровня и состояния морального сознания — важный фактор повышения эффективности действия права и упрочения законности.
Применительно к современным реалиям справедливо будет заметить: недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-нравственного развития людей нет правильной политикоправовой, государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. При всей относительности нравственных норм, идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс (уголовный, гражданский, административный или иной), который вбирает в себя общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона должно быть признано его соответствие положениям международного права, которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав человека, его гражданских и политических свобод.
В нормах права закрепляются и средства нравственного воздействия на лиц, нарушающих нормы права. Например, статьи Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан критиковать недостатки в работе государственных и общественных организаций. Особо следует подчеркнуть, что в ней закреплены подлинно гуманистические и высокоморальные общечеловеческие принципы взаимоотношений с другими государствами.
Не все отношения, в которые сотрудники правоохранительных органов вынуждены вступать при отправлении своих обязанностей, урегулированы правом. Моральная регуляция дополняет действия правовых норм там, где и по отношению к чему эти нормы не определены.
Рассмотрим и другую сторону влияния нравственности на процесс реализации права. В условиях развития и совершенствования демократии, духовных начал все больше возрастает роль нравственного сознания, его влияния на правовую жизнь всего общества', оно служит важным условием осуществления законности в обществе, способствует принятию наиболее целесообразных, справедливых решений по конкретным юридическим делам.
Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравствен
92
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовнопроцессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон. Нравственность закона, умноженная на моральные принципы лица, применяющего этот закон, способна породить действительно эффективную правовую политику, по достоинству оцениваемую обществом.
Таким образом, если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика (и даже законодатель) игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону. И подобно тому, как говорят врачу: «Прежде чем лечить, излечись сам», судье с полным основанием можно сказать: «Прежде чем судить, будь высоконравственным». Сказанное, кстати, относится и к работникам всех правоохранительных органов.
Взаимопроникновение морали и права заключается еще и в том, что правовое регулирование включает в себя определенный круг нравственных норм, которым придается юридическое значение, в то время как мораль наполнена рядом общесоциальных прав. Гармоничность и действенность их достигаются в том случае, когда существует нравственное обоснование права и правовое обеспечение моральных норм. Это является непременным условием функционирования государственных институтов, предпосылкой обеспечения достоинства и чести человеческой личности. Социальное назначение уголовного законодательства сосредоточивается именно в поиске ответа на вопрос о нравственном оправдании уголовного наказания, справедливости возмездия за совершенное преступление. Следует отметить, что мораль воздействует на область правовых отношений и на реализацию законоположений не непосредственно, а лишь преломляясь определенным образом в правосознании людей. Воздействие того или иного правового запрета без наличия соответствующего морального запрета или осуждения обедняется, лишается своего
2. Мораль в системе социальной регуляции
93
воспитательного значения; оно сводится лишь к подавлению, принуждению. И наоборот, правовая норма, поддержанная нравственно, оказывает огромное воспитательное влияние на общество.
Было бы преувеличением считать, что каждая юридическая норма совпадает с соответствующей нравственной нормой. Но определенный круг нравственных принципов в обществе, существуя в качестве чисто моральных норм, в то же время так или иначе выражается в юридических нормах. Это проникновение нравственных принципов в содержание права носит различный характер.
В некоторых отраслях права (например, в семейном праве) юридические нормы прямо выражают известные нравственные нормы, конкретизируют их в виде нормативных формально определенных юридических предписаний.
Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является следующее:
-
некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; -
отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями; -
нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.
С другой стороны, когда мы сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.
Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали (например, нормы, устанавливающие обязанности по возмещению вреда, нанесенного гражданином при спасении имущества от грозящей опасности). Сюда же относятся нормы административного и трудового права, регулирующие меры поощрения за труд, честное выполнение общественного и государственного долга и т.д., а также многие юридические нормы, свя
94
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
занные с регулированием отношений по трудовому обеспечению и воспитанию, организации труда женщин и подростков и другие.
Особое место здесь занимают нормы уголовного и административного права, выражающие запреты совершать вредные для общества деяния и содержащие указания на меры воздействия в отношении нарушителей этих запретов. Но вместе с тем каждая взятая в отдельности уголовно-правовая норма закрепляет нравственные требования и запреты не непосредственно, а путем указания на противоправные, антиобщественные деяния. Эти деяния всегда являются в демократическом, правовом государстве и антиморальными актами поведения. Следовательно, нормы уголовного и административного права, предусматривающие юридическую ответственность, направлены и на охрану нравственности, на утверждение принципов морали.
Конечно, в любой правовой системе можно встретить нормы, включающие организационные, технические правила, не несущие этической нагрузки. Так, например, законодательное установление формы протокола судебного заседания, порядка нотариального засвидетельствования документов или составления протокола задержания гражданина в дежурной части подразделений органов внутренних дел не затрагивает напрямую каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесения четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб людям. В этом случае в моральных категориях оценивается не само организационно-техническое правило, а отношение к его соблюдению. Таким образом, в целом право — категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества.
Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений.
Моральность права — проявление его ценностной характеристики.
Соблюдение законов, юридических норм — это нравственное требование: их нарушение осуждается общественным мнением как проявление недисциплинированности и неуважения к общественному долгу.
2. Мораль в системе социальной регуляции
95
Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, так как моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами социальной жизнедеятельности. Учитывая специфику морали с ее оценочными категориями, можно сказать, что в применении правовых оценок к моральным аспектам общественных отношений зачастую просто нет необходимости, поскольку все правовое должно быть морально, но далеко не все моральное может быть правовым.
Таким образом, диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются в следующем: активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе, и в то же время право само под влиянием морального фактора постоянно обогащается — расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений.
Можно сделать вывод из сказанного: вся сфера действия права должна быть и пространством моральности; несовершенство законодательства, правоприменительной деятельности, нарушения законности и правопорядка неизбежно влекут за собой дисфункции в сфере нравственного сознания и нравственных отношений и, подрывая уважение к праву, оборачиваются большими нравственными потерями. Поэтому постоянный учет уровня и состояния морального сознания — важный фактор повышения эффективности действия права и упрочения законности.
Применительно к современным реалиям справедливо будет заметить: недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-нравственного развития людей нет правильной политикоправовой, государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. При всей относительности нравственных норм, идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс (уголовный, гражданский, административный или иной), который вбирает в себя общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона должно быть признано его соответствие положениям международного права, которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав человека, его гражданских и политических свобод.