Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2271

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



96


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Мораль и политика

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других соци­альных регуляторов, важнейшим среди которых является политика.
Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно воз­никает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов.

Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоева­нии, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчи­вость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравст­венных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требовани­ям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые «политические идеалисты» и «политические реалисты».

«Политические идеалисты» исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Еще Аристотель говорил о том, что лучшая политика вырастает на эти­ческой основе, на основе существующих нравов и обычаев. Цель политики, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечивать сча­стье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Иными словами, цель политики находит­ся в этической сфере.

«Политические реалисты» проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государст­венные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический резуль­




2. Мораль в системе социальной регуляции


97


тат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достиже­ния. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы.

Как заявлял известный американский ученый и политик Р. Арон, «если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политиче­ски». Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если чело­век хочет сохранить верность высшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначаль­но безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориенти­ра, так как именно мораль призвана служить компасом в мире че­ловеческих отношений.

В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотно­шения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извеч­ные противоречия между политикой и моралью посредством соеди­нения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, на­циональными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества.

Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отноше­ний между людьми, политическими партиями, нациями, религиоз­ными конфессиями и государствами должны стать основой полити­ческой жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает пози­ции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, за­крепляющих основы правового положения личности, основы меж­государственных отношений.

Чтобы выяснить соотношение морали и политики, необходимо рассмотреть их взаимосвязь, через призму которой можно увидеть их единство и различие.




98


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   74

Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуля­торами общественных отношений. Они направляют поведение людей в соответствии с теми или иными общественными интересами — в этом состоит их основная социальная функция.

По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования.

Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и от­ставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.

С другой стороны, функция морали — быть ориентиром, побу­дителем политической активности. Нравственность — это концен­трированный исторический опыт общения людей, который показы­вает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отка­заться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах. Ис­ходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности чело­века, принципов гуманизма и справедливости.

Мораль, остающаяся в тени, если политическая деятельность не противоречит ее принципам, заявляет о себе, когда политика выхо­дит за рамки справедливости и гуманизма как ценностных ориенти­ров развития общества. Это «заявление» может быть разнообразным как по масштабам, так и по форме: от угрызений совести отдельных политиков до нравственного негодования масс. Нравственные взгля­ды, идеи, представления о добре и зле, справедливости и неспра­ведливости, долге, чести, достоинстве и других категориях, оценка действий политиков в соответствии с этими представлениями су­щественно влияют на ход их политической деятельности.
Нельзя не учитывать и того, что моральный авторитет политиков высту­пает важным фактором реализации государством своих политиче­ских задач.



2. Мораль в системе социальной регуляции


99


Моральным критерием политических действий является их спо-
собность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных
потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага.
Для
политики не могут быть безразличны существующие в обществе
моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс,
пользуются их поддержкой. Поэтому политики вольно или неволь-
но вынуждены учитывать нравственное состояние общества, суще-
ствующие в нем моральные нормы и обычаи. Не случайно поли-
тические действия, в том числе неблаговидные, нередко пытаются
нравственно обосновать. Политика, не имеющая нравственной под-
держки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыбор-
ных кампаний кандидаты на политические посты создают себе
имидж высоконравственных личностей, стоящих на защите интере-
сов народа.

На ход политической жизни большое влияние оказывает мо-
ральный фактор как способность и готовность населения реализо-
вывать политическую волю. В политических действиях участвуют
конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, на-
строениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте
своего дела, инициатива являются мощным катализатором их дей-
ствий. Вот почему политики стараются использовать моральный
фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими
политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный
фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе,
помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгла-

сить перестройку.

Нравственная атмосфера общества также
существенно влияет на политическую дея-
тельность, так как эта атмосфера ослабляет
или укрепляет сложившуюся политическую и
криминогенную обстановку в обществе.

Политика, в свою очередь, влияет на соз-
дание условий для утверждения в обществе