Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2273

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нравственных отношений, усвоения и вы-
полнения моральных норм. От политики во
многом зависит нравственная атмосфера в
обществе. Политика способствует изменению
моральных норм, накладывает существенный

отпечаток на характер нравственных воззрений людей. Ослабление
политических позиций, политические кризисы, как правило, при-
водят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная
политическая система способствует укреплению нравственной





B.C. Соловьев



100


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


атмосферы в обществе. Таким образом, мораль и политика нахо­дятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Нельзя не согла­ситься со словами известного русского философа B.C. Соловьева, писавшего о том, что «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века»1.

По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами.

  1. Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества в целом.
В настоящее время в сферу политики в той или иной степе­ни вовлекается большинство населения развитых государств, а поли­тические решения затрагивают интересы не только граждан отдель­ных стран, но и всего человечества. Поэтому моральные критерии политической деятельности становятся не благим пожеланием, а насущной необходимостью.

  • Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, честь и достоинство личности, гуманное отношение к ней приобре­тают все большую значимость, что находит отражение в принятии политических решений и правовом нормотворчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне.

  • Повышается информированность общества о политике и поли­тиках, усиливается социальный контроль за их деятельностью. Про­цессы демократизации, происходящие во всем мире, ставят полити­ческую деятельность в зависимость от населения, оппозиционных структур, системы разделения властей. Политика становится все более открытой, а потому вынужденной считаться с нравственными настроениями масс, общественным мнением, поддерживать свой политический имидж соблюдением моральных норм.


    Единство политики и морали предполагает различия между ними.

    1. Мораль старше политики, она имеет свою систему ценностей и норм, свой регулятивный механизм, которые отличаются от поли­тических методов регулирования общественных отношений. Мо­раль появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика, как и право, формируется с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, гуманизма и справедливости, по­литика — через призму интересов власти. Если мораль осуществляет


    1 Соловьев B.C. Собр. соч. М., 1912. Т. 5. С. 7.



    2. Мораль в системе социальной регуляции


    101


    свои функции посредством общественного мнения и внутренних убеждений человека, то политика для достижения своих целей соз­дает систему организаций и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения.

    1. Для политики характерно то, что она имеет значение для обще­ства в целом.
    Она выражает интересы больших групп людей (соци­альных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществ­ляется с позиций степени реализации этих интересов. В этом прояв­ляется сущностная черта политики, заключающаяся в том, что в политических оценках принимается во внимание прежде всего со­вокупность общественных последствий того или иного действия, его значение для практики общественной жизни. Политика подходит к явлениям как к социальным фактам, невзирая на лица и принимая во внимание в первую очередь общественное значение действия, его результатов. Содержание побудительных мотивов при политиче­ской оценке решающей роли не играет.

  • В морали на первый план выходит именно мотивационная сторона, а моральное значение действий оценивается с позиций добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. Исходя из этого, принято считать, что политика

    выражает отношения между пар­тиями, классами, нациями и государствами, а мораль показывает отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу. Поэтому в отличие от политики мораль подходит к оценке действий людей не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому фак­ту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются как поступки.

    Вместе с тем, если свести мораль только к уровню межличност­ных отношений, то политика, выражающая отношения между боль­шими группами людей, останется вне сферы морального регулиро­вания. Нравственные отношения возникают не только между лич­ностью и другими людьми, но и между группами людей, если эти отношения могут быть оценены с позиций добра и зла, справедли­вости и гуманизма, чести и достоинства, долга и совести.

    Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться появлением противоречий между ними. Форм проявления таких противоречий может быть достаточно много.

    1. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, от­ражающих сформировавшиеся в обществе потребности. Так, поли­



    102


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    тические установки на развитие отношений частной собственности в нашем обществе натолкнулись на негативное отношение значи­тельной части россиян к предпринимательству, которое оценива­лось ими как спекуляция. Данное противоречие проявилось и в ра­боте сотрудников правоохранительных органов: та деятельность, которая ранее пресекалась и считалась противоправной, попала под охрану закона. Для работы в новых условиях этим сотрудникам не­обходима была сложная перестройка их морального и правового сознания.

    Нечто подобное произошло и в отношении применения смерт­ной казни. Политическое решение об отмене смертной казни, за­крепленное в международных обязательствах России, наталкивается на противодействие морального сознания общества, не готового к таким шагам. Правда, при этом следует признать, что отмена смертной казни, по мнению многих специалистов, преждевременна не только в силу общественного менталитета, но и по причине от­сутствия для этого социальных условий.

    1. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности.

    Речь идет, в частности, о том, что в равной мере должны защи­щаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей. Крен в ту или другую сторону чреват нарушением прав человека и прин­ципа справедливости, что может вызвать нравственное осуждение со стороны населения проводимой правовой политики. Если уси­лия государства будут сосредоточены на защите интересов правона­рушителей, то без защиты со стороны права и правоохранительных органов могут остаться потерпевшие, свидетели, другие участники судопроизводства. И наоборот, недостаточное внимание к соблюде­нию прав и законных интересов правонарушителей приводит к произ­волу, снижает авторитет государства и правоохранительных органов.

  • В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками. Тогда мораль ограничивает и направляет действия политиков.

  • Иногда противоречие между политикой и моралью не осозна­ется людьми, и наоборот, реально такое противоречие может не су­ществовать, но в силу тех или иных причин человек может его вос­принимать.

    Например, в период сталинских репрессий противоречие между политикой и моралью существовало, но значительной частью насе­ления в силу неверного понимания сути политики репрессии вос­принимались как политически необходимые и нравственно обосно­



    2. Мораль в системе социальной регуляции


    103


    ванные, то есть субъективно для многих такого противоречия не существовало. В других случаях на основе устаревших нравственных представлений в сознании людей формируются неверные политиче­ские оценки тех или иных явлений. На практике это может вылить­ся в различного рода политически ошибочные действия, субъектив­но воспринимаемые человеком как борьба за справедливость, добро и другие моральные ценности. Так, изменение форм собственности в России привело к тому, что государство экономически не несет ответственности за действия акционированных предприятий. Однако в ходе забастовок работники этих предприятий по-прежнему обра­щаются с требованиями погашения задолженностей по зарплате к государству, считая его виновником своих бед и не принимая во внимание, что именно они и их руководство как акционеры пред­приятия отвечают за эффективность работы этого предприятия.

    Поэтому в правоохранительной деятельности так важно в каж­дом конкретном случае переводить политические явления на язык нравственности',

    с одной стороны, делая их более понятными с точки зрения простых человеческих отношений, а с другой — выявляя реальные и устраняя мнимые противоречия между политикой и моралью. Так, обосновывая необходимость применения мер при­нуждения к сторонникам использования противоправных средств политической деятельности, важно показывать, что добиваться по­литических изменений можно только законными, допустимыми средствами, ибо в противном случае нарушаются принципы гума­низма и справедливости, теряется нравственный смысл политиче­ской цели.

    Единство или противоречия между политикой и моралью самым непосредственным образом сказываются на правоохранительной деятельности. Лишь нравственный характер политической деятель­ности обеспечивает эффективность функционирования всей право­охранительной системы. Это связано с тем, что политика:

    • определяет стратегию правоохранительной деятельности — отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает цели борьбы с преступ­ностью, приводит к использованию недопустимых с точки зре­ния морали средств деятельности правоохранительных органов;

    • вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности', чем будет руководствоваться политическая позиция в опреде­лении значимости тех или иных направлений борьбы с пра­вонарушениями — заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, — от этого во мно­гом зависит эффективность работы правоохранительных орга­нов и их социальная позиция;



    104


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    • 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   74