ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2308
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Городовой Москва, 1903 г.
1 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. СПб., 1901. С. 10.
176
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
лены вспомогательные средства, которые употребляются полицей-
скими чинами при уличных арестах «в цивилизованной и гуманной
Европе».
И если главным оружием городового в России является «вежли-
вость, находчивость и российская сметка», — пишет составитель
книги, то в Европе полицейский уже в конце XIX в. был вооружен
каучуковой дубинкой, веревочной петлей с палочками, которая на-
кидывалась на запястья задержанному, и при любых нежелательных
движениях со стороны последнего полицейский
закручивал палочками веревку вокруг запястья,
что, понятно, вызывало нестерпимую боль. Сло-
вом, полицейская служба в, так сказать, нециви-
лизованной России продолжала традиции рус-
ШЯШНВ ского гуманизма как характерного качества рус-
ской культуры, тогда как цивилизованная Европа
в этом вопросе уже тогда была значительно более
«продвинутой».
Околоточный надзиратель. Санкт- Петербург, 1904 г.
Анализ различных документов минувших лет
показывает, что среди нравственных качеств,
которыми должен обладать полицейский, пер-
востепенными были: долг, совесть, справедли-
вость, честь, достоинство. Однако в череде
этих важнейших качеств главное место зани-
мали верность императору и верность присяге.
В «Клятвенном обещании околоточных надзи-
рателей» (присяге) 1894 г. сказано, что он обе-
щает «верно и нелицемерно служить и во всем
повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови»
быть преданным императору. На это же нацеливает и «Инструкция
городовым московской полиции». В ней, в частности, говорится,
что городовой должен «питать в душе своей непоколебимую пре-
данность государю императору, исполнять службу его император-
ского величества по совести»1. Аналогичное указание мы встречаем
и в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи», в
которой указывается, что чины стражи, «храня непоколебимо пре-
данность государю императору, службу его императорского величе-
ства должны исполнять честно, по совести, памятуя священные
слова присяги»2.
-
Известно, что у русского человека в прошлом с детства воспитывали священное отношение к Богу и государю. Однако требо
1 Инструкция городовым московской полиции. М., 1883. С. 6.
2 Инструкция для стражников уездной полицейской стражи. Ревель, 1913. С. 3.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
177
вание быть верным императору для полицейских означало сохра-
нять ему верность как гаранту личности и собственности. Говоря
современным языком, сотрудник должен хранить верность прези-
денту как гаранту конституционных прав граждан. Процитирован-
ные документы свидетельствуют, что сотрудник призван охранять
не интересы партии или группы людей, а быть защитником интере-
сов личности и собственности граждан.
Представляются чрезвычайно примечательными слова в тексте
присяги о том, что околоточный надзиратель клянется исполнять
свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до по-
следней капли крови». То есть, оказавшись в ситуации выбора, ко-
гда нет никаких внешних «контролеров», кроме собственной совес-
ти, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался
не допустить несправедливости, чего бы это ему ни стоило.
Есть еще одно, непосредственно связанное с высказанным вы-
ше, положение, с которым мы встречаемся и в текстах присяги, и в
других документах того периода. Смысл его состоит в том, что по-
лиция — это опора государства, а любой чин полиции есть человек
государственный, поэтому его долг состоит в том, чтобы посвятить
всего себя служению общества.
Документы свидетельствуют о том, что в лице лучших своих
представителей руководители органов внутренних дел прошлого
выступали «ревнителями о благе Отечества», то есть проявляли себя
как настоящие патриоты.
В 1866 г. обер-полицмейстер Санкт-Петер-
бурга генерал-лейтенант Федор Федорович
Трепов представил тогдашнему министру
внутренних дел проект преобразования петер-
бургской полиции, в котором указывалось, что
дороговизна столичной жизни и ограничен-
ность денежного содержания чинов полиции,
которое «не только не обеспечивало безбедного
существования их семейств, но даже их са-
мих»1, вызывает огромные затруднения в ком-
плектовании служб полицейского ведомства.
Аргументированность изложения и глубокая
заинтересованность Трепова в улучшении сло-
жившегося порядка вещей привели к тому, что предложения об уве-
личении жалованья, пересмотре штатов и др., улучшающие качество
службы и жизнь полицейских, были признаны справедливыми, и
император повелел немедленно приступить к переустройству поли-
ции Санкт-Петербурга (Дело Веры Засулич).
Ф.Ф. Трепов
1 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 178.
178
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Этот частный пример свидетельствует о том, что, как человек державный, отвечающий за важнейший участок работы в государстве, обер-полицмейстер Петербурга по определению не мог не быть «ревнителем о благе» Отечества, не мог не направлять все усилия в этом направлении. Недаром народники пытались устранить Трепова в 1878 г., когда он, уже в качестве петербургского градоначальника, всячески препятствовал их попыткам насильственным путем изменить государственный строй России.
-
Для полицейского, как человека государственного, проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом всегда была одной из центральных. Сложный узел этих взаимоотношений в итоге получает свое проявление в форме нравственной готовности сотрудника оказать содействие всякому, кто обращается к нему за помощью. Ведь зачастую полицейские чины в глазах народа оказываются единственными представителями власти, отмечается в одном из номеров журнала «Вестник полиции», что делает полицейскую службу очень ответственной и требует от сотрудников «высоких личных качеств, которые даются только строгим самовоспитанием и критическим отношением к самому себе»1.
Нравственная готовность к постоянному служению обществу нашла свое отражение и в соответствующих документах, регламентирующих поведение полицейских чинов в тех или иных обстоятельствах. В параграфе 5 «Инструкции городовым» находим указание на то, что «городовой должен помогать не только тем, кто обращается за помощью, но и любому, кто нуждается в такой помощи»2.
Кроме того, отдельно указывалось на то, как должен вести себя полицейский в свободное от службы время. Вне службы он, как государевый служащий, не должен был забывать о достоинстве своей профессии и стоять на страже интересов общества. В личной жизни предписывалось «вести жизнь честную, ни в чем не зазорную, воздерживаться от пьянства»3.
Сегодня нередко по большей части молодые сотрудники (да порой и не только они) качество своей работы «один к одному» соотносят с величиной оплаты за эту работу. Это можно понять. В пору тотальной коммерциализации все труднее становится обеспечить семью жизненно необходимыми духовными и материальными благами, не говоря уже о развлечениях, которых молодая душа закономерно жаждет больше, чем люди других возрастов. Нужно сказать, что эта проблема возникла задолго до жизни нынешнего поколе
1 Полиция и общество // Вестник полиции. 1907. № 3. С. 8.
2 См.: Инструкция городовым московской полиции. С. 8.
3 См.: Инструкция городовым московской полиции. С. 6.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
179
ния, и наши предшественники нашли рецепты для ее решения достаточно давно.
Около ста лет назад один из авторов журнала «Вестник полиции», разъясняя обывателю, сколь сложна и необходима служба чинов полиции, отмечал, что «в холод, вьюгу и во мраке ночи» полицейские охраняют покой граждан и нередко выполняют долг ценой своей жизни. Далее автор писал, что «при массе труда, при постоянной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не материальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служащие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам полицейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны государства и его высоких чиновников — тех, кто преданно служил Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира 4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоотверженное выполнение служебного долга».
В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор Якунин издает специальный приказ по полиции Самарской губернии, в котором отмечает: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высочайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную годину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2.
Следовательно, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — это нравственные традиции российской полицейской службы. А тем, кто идет в полицию, как отмечал в одной из статей указанного журнала сотрудник наружной полиции И. Гривачевский, корысти ради, кто не способен гордиться службой, в полиции делать нечего3.
-
Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы того периода своеобразным образом были «вписаны» в миропонимание русского человека. В частности, из произведений искусства, из исторических и других источников мы знаем, как много значило доброе имя человека любого звания (крестьянина, купца, дворянина) для его жизни и жизни потомков. Эта национальная культурологическая традиция непосредственно прописана, в частности, в уже упоминавшейся «Инструкции городовым», кото
1 Вестник полиции. 1907. № 1. С. 4.
2 Вестник полиции. С. 5.
3 Там же. 1908. № 22. С. 10.
180
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
рым предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»1. Повелевалось не только соблюдать личную нравственность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, а если таковые будут иметь место, то приказывалось сообщать о них ближайшему начальнику.
Вместе с тем руководители полицейского ведомства предпринимали усилия к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кадров в полицию требования нравственного порядка были отнюдь не на последнем месте. Предписывались как строгий подход к нравственным качествам кандидатов на службу, так и «строгая разборчивость при определении на должности»2. Говоря современным языком, кадровая политика полицейского ведомства уже тогда строилась с учетом нравственных критериев личности сотрудников органов внутренних дел, уже тогда оно задумывалось об имидже своих сотрудников в глазах общественности.
-
Однако следует признать, что взаимоотношения общества и полиции не могли тогда и не могут сейчас представлять из себя идиллическую картинку. Нравственная готовность сотрудника честно служить обществу — безусловно, важнейшая предпосылка успешной службы. Но ее специфика такова, что полицейский, как верно отмечается в одном из номеров журнала «Вестник полиции» за 1908 г., выполняет по отношению к обывателю своего рода роль «опекуна», от воли которого зависит все замечать, все видеть и, наоборот, ничего не видеть и не замечать»3. И обывателю очень трудно убедиться, не поймал ли полицейский вора по независящим от него обстоятельствам или по злому умыслу. А поскольку полицейский порой вынужден, как образно пишет автор журнальной публикации, не пускать «Федьку туда, куда ему хочется и, наоборот, тащить туда, куда ему не хочется», то нередко единственными контролерами деятельности сотрудника оказываются справедливость, долг, совесть, т.е. нравственные регуляторы, которые зависят от воспитательных установок сотрудника.
Особая сложность состоит в том, что нравственные установки, в отличие от правовых, имеют множество подходов. Так, Гегель разрешает пойти наперекор абстрактному праву, если жизнь человека может быть спасена кражей куска хлеба, и предлагает не рассматривать это как воровство. Кант, напротив, категорически возражает против любых отступлений от нравственного идеала. Кроме того, как с нравственной точки зрения рассматривать насилие, которое должен использовать сотрудник, если зло оказывает сопротивление?