Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2308

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Городовой Москва, 1903 г.


1 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. СПб., 1901. С. 10.





176


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


лены вспомогательные средства, которые употребляются полицей-
скими чинами при уличных арестах «в цивилизованной и гуманной
Европе».

И если главным оружием городового в России является «вежли-
вость, находчивость и российская сметка», — пишет составитель
книги, то в Европе полицейский уже в конце XIX в. был вооружен
каучуковой дубинкой, веревочной петлей с палочками, которая на-
кидывалась на запястья задержанному, и при любых нежелательных

движениях со стороны последнего полицейский
закручивал палочками веревку вокруг запястья,
что, понятно, вызывало нестерпимую боль. Сло-
вом, полицейская служба в, так сказать, нециви-
лизованной России продолжала традиции рус-

ШЯШ
НВ ского гуманизма как характерного качества рус-
ской культуры, тогда как цивилизованная Европа

в этом вопросе уже тогда была значительно более
«продвинутой».


Околоточный надзиратель. Санкт- Петербург, 1904 г.


Анализ различных документов минувших лет
показывает, что среди нравственных качеств,
которыми должен обладать полицейский, пер-
востепенными были: долг, совесть, справедли-
вость, честь, достоинство.
Однако в череде
этих важнейших качеств главное место зани-
мали верность императору и верность присяге.
В «Клятвенном обещании околоточных надзи-
рателей» (присяге) 1894 г. сказано, что он обе-
щает «верно и нелицемерно служить и во всем

повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови»

быть преданным императору. На это же нацеливает и «Инструкция
городовым московской полиции». В ней, в частности, говорится,
что городовой должен «питать в душе своей непоколебимую пре-
данность государю императору, исполнять службу его император-
ского величества по совести»1. Аналогичное указание мы встречаем
и в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи», в
которой указывается, что чины стражи, «храня непоколебимо пре-
данность государю императору, службу его императорского величе-
ства должны исполнять честно, по совести, памятуя священные
слова присяги»2.

  1. Известно, что у русского человека в прошлом с детства вос­питывали священное отношение к Богу и государю. Однако требо­


1 Инструкция городовым московской полиции. М., 1883. С. 6.


2 Инструкция для стражников уездной полицейской стражи. Ревель, 1913. С. 3.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


177


вание быть верным императору для полицейских означало сохра-
нять ему верность как гаранту личности и собственности. Говоря
современным языком, сотрудник должен хранить верность прези-
денту как гаранту конституционных прав граждан. Процитирован-
ные документы свидетельствуют, что сотрудник призван охранять
не интересы партии или группы людей, а быть защитником интере-
сов личности и собственности граждан.

Представляются чрезвычайно примечательными слова в тексте
присяги о том, что околоточный надзиратель клянется исполнять
свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до по-
следней капли крови». То есть, оказавшись в ситуации выбора, ко-
гда нет никаких внешних «контролеров», кроме собственной совес-
ти, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался
не допустить несправедливости, чего бы это ему ни стоило.

Есть еще одно, непосредственно связанное с высказанным вы-
ше, положение, с которым мы встречаемся и в текстах присяги, и в
других документах того периода. Смысл его состоит в том, что по-
лиция — это опора государства, а любой чин полиции есть человек
государственный, поэтому его долг состоит в том, чтобы посвятить
всего себя служению общества.

Документы свидетельствуют о том, что в лице лучших своих
представителей руководители органов внутренних дел прошлого
выступали «ревнителями о благе Отечества», то есть проявляли себя

как настоящие патриоты.

В 1866 г. обер-полицмейстер Санкт-Петер-
бурга генерал-лейтенант Федор Федорович
Трепов представил тогдашнему министру
внутренних дел проект преобразования петер-
бургской полиции, в котором указывалось, что
дороговизна столичной жизни и ограничен-
ность денежного содержания чинов полиции,
которое «не только не обеспечивало безбедного
существования их семейств, но даже их са-
мих»1, вызывает огромные затруднения в ком-
плектовании служб полицейского ведомства.

Аргументированность изложения и глубокая
заинтересованность Трепова в улучшении сло-

жившегося порядка вещей привели к тому, что предложения об уве-
личении жалованья, пересмотре штатов и др., улучшающие качество
службы и жизнь полицейских, были признаны справедливыми, и
император повелел немедленно приступить к переустройству поли-
ции Санкт-Петербурга (Дело Веры Засулич).






Ф.Ф. Трепов


1 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 178.



178


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Этот частный пример свидетельствует о том, что, как человек державный, отвечающий за важнейший участок работы в государст­ве, обер-полицмейстер Петербурга по определению не мог не быть «ревнителем о благе» Отечества, не мог не направлять все усилия в этом направлении. Недаром народники пытались устранить Трепова в 1878 г., когда он, уже в качестве петербургского градоначальника, всячески препятствовал их попыткам насильственным путем изме­нить государственный строй России.

  1. Для полицейского, как человека государственного, проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом всегда была одной из центральных. Сложный узел этих взаимоотношений в итоге получает свое проявление в форме нравственной готовности сотрудника оказать содействие всякому, кто обращается к нему за помощью. Ведь зачастую полицейские чины в глазах народа оказы­ваются единственными представителями власти, отмечается в одном из номеров журнала «Вестник полиции», что делает полицейскую службу очень ответственной и требует от сотрудников «высоких личных качеств, которые даются только строгим самовоспитанием и критическим отношением к самому себе»1.

Нравственная готовность к постоянному служению обществу нашла свое отражение и в соответствующих документах, регламенти­рующих поведение полицейских чинов в тех или иных обстоятельст­вах. В параграфе 5 «Инструкции городовым» находим указание на то, что «городовой должен помогать не только тем, кто обращается за помощью, но и любому, кто нуждается в такой помощи»2.

Кроме того, отдельно указывалось на то, как должен вести себя полицейский в свободное от службы время. Вне службы он, как государевый служащий, не должен был забывать о достоинстве своей профессии и стоять на страже интересов общества. В личной жизни предписывалось «вести жизнь честную, ни в чем не зазорную, воз­держиваться от пьянства»3.

Сегодня нередко по большей части молодые сотрудники (да по­рой и не только они) качество своей работы «один к одному» соот­носят с величиной оплаты за эту работу. Это можно понять. В пору тотальной коммерциализации все труднее становится обеспечить семью жизненно необходимыми духовными и материальными бла­гами, не говоря уже о развлечениях, которых молодая душа законо­мерно жаждет больше, чем люди других возрастов. Нужно сказать, что эта проблема возникла задолго до жизни нынешнего поколе­



1 Полиция и общество // Вестник полиции. 1907. № 3. С. 8.


2 См.: Инструкция городовым московской полиции. С. 8.


3 См.: Инструкция городовым московской полиции. С. 6.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


179


ния, и наши предшественники нашли рецепты для ее решения дос­таточно давно.

Около ста лет назад один из авторов журнала «Вестник поли­ции», разъясняя обывателю, сколь сложна и необходима служба чинов полиции, отмечал, что «в холод, вьюгу и во мраке ночи» по­лицейские охраняют покой граждан и нередко выполняют долг це­ной своей жизни. Далее автор писал, что «при массе труда, при по­стоянной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не мате­риальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служащие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам поли­цейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны государства и его высоких чиновников — тех, кто пре­данно служил Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира 4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоот­верженное выполнение служебного долга».

В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор Якунин издает специальный приказ по полиции Самарской губер­нии, в котором отмечает: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высо­чайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную го­дину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2.

Следовательно, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — это нравствен­ные традиции российской полицейской службы. А тем, кто идет в полицию, как отмечал в одной из статей указанного журнала со­трудник наружной полиции И. Гривачевский, корысти ради, кто не способен гордиться службой, в полиции делать нечего3.

  1. Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные до­кументы того периода своеобразным образом были «вписаны» в миропонимание русского человека. В частности, из произведений искусства, из исторических и других источников мы знаем, как много значило доброе имя человека любого звания (крестьянина, купца, дворянина) для его жизни и жизни потомков. Эта нацио­нальная культурологическая традиция непосредственно прописана, в частности, в уже упоминавшейся «Инструкции городовым», кото­



1 Вестник полиции. 1907. № 1. С. 4.


2 Вестник полиции. С. 5.


3 Там же. 1908. № 22. С. 10.



180


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


рым предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»1. Повелевалось не только соблюдать личную нравствен­ность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, а если таковые будут иметь место, то приказыва­лось сообщать о них ближайшему начальнику.

Вместе с тем руководители полицейского ведомства предпри­нимали усилия к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кадров в полицию требования нравственного порядка были отнюдь не на последнем месте. Пред­писывались как строгий подход к нравственным качествам канди­датов на службу, так и «строгая разборчивость при определении на должности»2. Говоря современным языком, кадровая политика поли­цейского ведомства уже тогда строилась с учетом нравственных крите­риев личности сотрудников органов внутренних дел, уже тогда оно задумывалось об имидже своих сотрудников в глазах общественности.

  1. Однако следует признать, что взаимоотношения общества и полиции не могли тогда и не могут сейчас представлять из себя идиллическую картинку. Нравственная готовность сотрудника честно служить обществу — безусловно, важнейшая предпосылка успеш­ной службы. Но ее специфика такова, что полицейский, как верно отмечается в одном из номеров журнала «Вестник полиции» за 1908 г., выполняет по отношению к обывателю своего рода роль «опекуна», от воли которого зависит все замечать, все видеть и, на­оборот, ничего не видеть и не замечать»3. И обывателю очень труд­но убедиться, не поймал ли полицейский вора по независящим от него обстоятельствам или по злому умыслу. А поскольку полицей­ский порой вынужден, как образно пишет автор журнальной пуб­ликации, не пускать «Федьку туда, куда ему хочется и, наоборот, тащить туда, куда ему не хочется», то нередко единственными кон­тролерами деятельности сотрудника оказываются справедливость, долг, совесть, т.е. нравственные регуляторы, которые зависят от воспитательных установок сотрудника.

Особая сложность состоит в том, что нравственные установки, в отличие от правовых, имеют множество подходов. Так, Гегель раз­решает пойти наперекор абстрактному праву, если жизнь человека может быть спасена кражей куска хлеба, и предлагает не рассмат­ривать это как воровство. Кант, напротив, категорически возражает против любых отступлений от нравственного идеала. Кроме того, как с нравственной точки зрения рассматривать насилие, которое должен использовать сотрудник, если зло оказывает сопротивление?