ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2307
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
например, относится к статье Б.А. Кистяковского «В защиту права», впервые опубликованной в 1909 г. в знаменитом сборнике «Вехи», неоднократно переиздававшемся в наши дни. Вскрытые в ней особенности российского правосознания, правовой культуры, отношения к власти, вопросам социальной справедливости имеют огромное воспитательное значение сегодня, когда мы пытаемся построить правовое государство.
172
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематическое упражнение воли. <...> право по преимуществу социальная система и притом единственная социально-дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом: дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия.
Наследие отечественных мыслителей, ученых, в частности правоведов, в советский период помогло осознать основные черты общеевропейской особенности российской государственности, ее место, роль и будущее в мировой цивилизации. Без понимания правовых традиций, правовой психологии, педагогики и этики, которые складывались столетиями и являются, по определению И.А. Ильина, «живым правосознанием», действующее в стране право не могло «поддерживать и оберегать ни семью, ни родину, ни порядок, ни хозяйство...»1.
В период перестройки были приняты союзные и республиканские акты, от которых фактически можно вести точку отсчета усиления нравственного содержания современной судебной реформы: Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, законы о статусе судей и об ответственности за неуважение к суду, о милиции и ряд других. Тогда вновь зазвучали получившие в наше время дальнейшее развитие не только правовые (необходимость возобновления деятельности мировых судей и судов присяжных, презумпция невиновности), но и нравственные идеи судопроизводства: разъяснение прокурором, следователем-дознавателем подозреваемому, обвиняемому их прав, возможности защищаться всеми не запрещенными способами и средствами; содействие оказанию защитником квалифицированной юридической помощи лицу на предварительном следствии с момента его задержания, ареста и др.
В последние десятилетия была принята Конституция РФ, такие основополагающие законы, как Уголовный, Административный, Уголовно-процессуальный кодексы, четыре части Гражданского кодекса. Увидели свет комплексные нормативные акты, в том числе конституционные — о прокуратуре, адвокатуре, оперативно-розыскной деятельности, о судебной системе, статусе судей; появились совершенно новые судебные учреждения — Конституционный, арбитражный, мировой суд и, наконец, военные (вместо трибуналов). Реформирование и преемственность норм и процедур, доказавших свою жизнеспособность многолетним правоприменением, говорит о нали
1 Ильин И.А. Путь духовного обновления М.: Русская книга, 1996; Он же. Путь к очевидности. М., 1993. С. 247.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
173
чии прочного не только правового, но и нравственно-педагогического фундамента для обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав, свобод и т.д.
Концепция правового реформирования российского общества учла исторические традиции, духовные и национальные факторы и охватила все сферы права — от законотворчества до исполнения закона и судебного решения, от юридической науки до правового всеобуча, все слои гражданского общества, каждого гражданина1. Ее реализация позволит, на наш взгляд, рано или поздно прийти к идеалу, описанному в Концепции судебной реформы: «Суд над человеком должен быть заменен судом для человека»2.
-
Нравственные основы полицейской службы в царской России
Возникновение российской полиции
при Петре I стало одним из звеньев формирования всей системы государственного управления. В ряду создания органов государственного контроля и политического сыска образование в 1715 г. в Санкт-Петербурге полицейской канцелярии стало началом создания российской полиции3.
В 1721 г. Петром I был утвержден Регламент (устав) Главного магистрата, провозгласивший о том, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». То есть изначально полиция возникла как нравственно-правовой «инструмент» утверждения добропорядочности и человеческой безопасности в обществе, потому что иначе ведь нельзя претендовать на роль «души гражданства» (общества), как сказано в петровском Регламенте. С этого самого времени и вплоть до реформы 1861 г., а по некоторым данным и дольше, на офицерские должности в полицию, как правило, назначались те, кто прошел школу офицерства в российской армии с ее боевыми традициями. Это были люди долга, высокой чести и достоинства, чья нравственная сущность совпадала с теми нравственными целями, которые изначально ставились перед полицией.
1 Рекомендации всероссийской научно-практической конференции «Пути и формы правового реформирования российского общества» // Российская юстиция. 1995. № 12. С. 5.
2 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1997. С. 27.
3 См.: Полиция и милиция России: страницы истории / Кол. авт. М., 1995. С. 4.
174
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
В 1782 г. в царствование Екатерины II выходит документ, который самым кардинальным образом меняет деятельность российской полиции и считается одним «из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII века»1. Документ этот — «Устав Благочиния, или Полицейский». В нем, пожалуй, впервые в истории российской полиции сделана попытка систематизировать и очертить ее обязанности, определить структуру полицейского управления столицы, обязанности Управы благочиния (полицейской) и многое другое.
Кроме того, в Уставе впервые была предпринята попытка системного изложения нравственного содержания полицейской деятельности. Достаточно бегло посмотреть на название пунктов Устава, в котором перечислялись качества, какими должен обладать полицейский: 1. Здравый рассудок. 2. Добрая воля в отправлении порученного. 3. Человеколюбие. 4. Верность службе императорского величества. 5. Усердие к общему добру. 6. Радение к должности. 7. Честность и бескорыстие. В документе разъяснялось, какие нравственные требования предъявляются к различным чинам полиции. Например, частному приставу и квартальному надзирателю должны быть свойственны «беспорочность поведения, здравый рассудок, точность, бескорыстие»2.
В 1802 г. в соответствии с Манифестом Александра I в целях упорядочения управления государством было создано Министерство внутренних дел, в состав которого входили восемь отделений (впоследствии они трансформировались в министерства). В свою очередь, при Министерстве внутренних дел был создан Департамент внутренних дел, который делился на четыре экспедиции, ведавшие организацией различных сторон жизни Российского государства. Экспедиции состояли из отделений. Второму отделению второй экспедиции были «вверены дела городских полиций: дела о безопасности улиц и домов от пожара и воровства, содержание пожарной и вообще полицейской команды, чистота и освещение, охранение добрых нравов,
обуздание мотовства, безмерной роскоши, жестокости»3 и многое другое, что касалось полицейской службы в тот период.
Примечательно, что почти на протяжении столетия в различных документах, непосредственно связанных с деятельностью российской полиции, встречается указание на то, что одной из ее главных задач является «охранение добрых нравов», сохранение нравствен
1 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. 1703—1903: Краткий исторический очерк. СПб., 1903. С. 57.
2 Там же. С. 57.
3 Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. Ч. 1. СПб., 1858. С. 17.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
175
ной целостности общества. Поэтому деятельность сотрудников ор-
ганов внутренних дел прошлого представляет для нас интерес не
только оттого, что всякий образованный человек должен знать свою
историю, хотя и это обстоятельство заслуживает того, чтобы инте-
ресоваться минувшим. Однако дело не только в этом. А в первую
очередь в том, что исполнение сотрудником своих функциональных
обязанностей, как в прошлые времена, так и в нынешние, связано
с исполнением правоприменительной деятельности во имя достиже-
ния нравственного благополучия в обществе. То
есть как, скажем, сто или даже двести лет назад,
так и ныне «охранение нравов» (благонравие) со-
ставляет смысл работы правоохранительных орга-
нов. Охранять нравы возможно, лишь используя
нравственные средства. Это особенно важно при
«сопротивлении злу силою», а именно в таких
ситуациях нередко оказываются сотрудники по
роду своей деятельности.
Поскольку мораль и нравственность чрез-
вычайно консервативны (и это есть величайшее
благо, иначе, если бы каждая новая эпоха соз-
давала мораль заново, в мире бы уже давно ус-
тановился нравственный беспредел), то это в
нашем случае делает весьма полезным обраще-
ние к профессионально-этическим «инструмен-
там», выработанным служащими российских
правоохранительных органов прошлого с целью
их практического использования сегодня.
Есть еще одно соображение, делающее правомерным обращение к минувшему опыту российских органов внутренних дел. В основе приемов и методов, используемых полицейскими в России того времени, лежат наши культурные традиции, особенности нашего образа жизни, нашего характера, словом, всего того, что сегодня принято называть менталитетом.
В качестве иллюстрации обратимся к источнику, описывающему события более чем 100-летней давности, под названием «Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции», в той его части, где речь идет о взаимоотношениях полиции и общества: «В редкой деятельности приходится так пепосредствешю, так осязательно проявлять любовь к человеку, как в полицейской»1. И далее в этом же источнике, по существу рассказывающем о работе спецшколы подготовки полицейских, читаем, что в одном из классов были представ