ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2311
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 См.: Инструкция городовым московской полиции. С. 6.
2 См.: Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 179.
3 Вестник полиции. 1908. № 7. С. 20.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
181
Русский философ И.А. Ильин в трактате «О сопротивлении злу
силою» резко критиковал учение Толстого о непротивлении. Поле-
мизируя с Толстым, Ильин писал: «Когда какой-нибудь негодяй
наносит оскорбление честному человеку или развращает ребенка —
это, очевидно, совершается по божьей воле; но когда честный чело-
век пытается помешать негодяю — это проис-
ходит не по воле Бога»1.
Ильин справедливо полагал, что насилием
является не всякое принуждение, а лишь то,
которое связано со злым умыслом, направлено
ко злу. Философ даже определял обстоятельст-
ва, стечение которых вызывает принуждение:
«Сопротивление злу силой и мечом позволи-
тельно не тогда, когда оно возможно, но когда
оно необходимо, потому что нет других
средств»2. В этом случае правом человека, а для
сотрудника обязанностью является искоренение
зла любыми средствами.
Проблема нравственной оправданности принуждения, насилие во благо — это одна из сложнейших проблем в области взаимоотношений общества и правоохранительных органов. Скажем, когда мы видим, как толпы разбушевавшихся фанатов во время футбольного матча или после него начинают крушить все подряд на своем пути, то насилие по отношению к ним со стороны правоохранительных органов — это препятствие на пути распространения насилия. Как бы жестоко это ни выглядело со стороны и что бы ни говорили по этому поводу, мы вправе настаивать на справедливости подобного принуждения.
-
Совершенно очевидно, что для того, чтобы не переходить пределы здравого смысла в процессе правоприменительной деятельности, сотрудник должен обладать соответствующим набором нравственных качеств. Примечательно, что уже в документах, регламентирующих работу полицейских XIX — начала XX в., нравственные качества рассматриваются как качества профессиональные, а не как нечто прилагательное к последним.
Так, в приказе московского градоначальника в связи с имевшими место случаями «некорректного обращения чинов полиции с публикою» указывается: «Повторяя свое требование к чинам полиции о корректном отношении к публике, не исключая и задержанных, предупреждаю, что мною будут подвергаться ответственности чины, дозволившие себе грубое, оскорбительное или насильствен
У
1 Цит. по: Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. С. 451.
2 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 198.
182
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ное отношение к кому бы то ни было, а также и те пристава, которые не сумеют внушить подчиненным им вежливое обращение с публикой. Чины полиции должны помнить, что своевольное, грубое, противозаконное отношение роняет достоинство полиции, а в обществе развивает неуважение к полиции вообще»1. Насколько значимым должен был представляться этот вопрос, если глава г. Москвы издавал приказы, в которых шла речь о культуре общения полицейских! Много воды утекло со времени этого приказа, но до сих пор культура общения остается для многих наших сотрудников ахиллесовой пятой. В источнике столетней давности читаем, что «по правилам полицейский офицер должен одинаково умело говорить с высокопоставленным лицом и с средним обывателем, и с дворником, и с простым, только что прибывшим из деревни мужиком. Исполнение его служебных обязанностей усложняется еще и тем, что прежний дореформенный принцип «тащить и не пущать» давным-давно уже оставлен»2.
Таким образом, еще в дореволюционной России к культурному уровню полицейских предъявлялись достаточно высокие требования. Власть предержащие хорошо осознавали, что вежливое обращение и умение общаться с различными категориями лиц способствуют возвышению авторитета полиции в обществе. Нельзя не обратить внимание и на то, что демократизация социальной жизни России того периода поставила перед российскими полицейскими задачу перейти от сугубо запретительных действий к предупредительным, при которых опять-таки резко возрастала значимость культурного уровня полицейских. Многие десятилетия отделяют нас от того времени, но как похожи прошлое и настоящее!
-
Демократизация российской жизни в пореформенный период в целом определяла и существенные изменения во взаимоотношениях внутри полицейских подразделений. В одном из номеров «Вестника полиции» говорится, что полицейский руководитель только тогда может рассчитывать на хорошую службу своих подчиненных, когда он делает упор не только на «муштру» и строгость дисциплины, но когда он наряду с этим относится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспитанием3. В документах, регламентирующих взаимоотношения в коллективе органов внутренних дел, показывается, как конкретно этот воспитательный процесс должен осуществляться.
В частности, в «Букваре современного городового» (п. № 11 «Дисциплина») обращается внимание на то, что поддержание дис
1 Цит. по: Вестник полиции. 1908. № 27. С. 4.
2 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. С. 10.
3 См.: Вестник полиции. 1908. № 22. С. 10.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
183
циплины в подразделении должно достигаться не резкостью и гру-
бостью, а моральными средствами. В этом же пункте идет речь и о
том, что специфика полицейской службы «существенно разнится от
военной своим скорее индивидуальным, чем коллективным харак-
тером», а поэтому «воспитывать полицейского надо, вникая в под-
робности службы каждого из них, давая совет и оценку их дейст-
вий, возбуждая этим к себе доверие и расположение, а не страх»1.
Таким образом, воспитательное воздействие и формирование
личности подчиненного, можно сказать, является традицией рус-
ской полицейской службы. Кроме того, нельзя не обратить внима-
ние на то, что взаимоотношения руководителя и подчиненного
опираются на особенность нашего образа жизни и национального
характера, что выражается, в частности, в указании на доверитель-
ность этих взаимоотношений. Старшим начальникам предписыва-
лось уже тогда делать упор на индивидуальные, а не на коллектив-
ные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчи-
ненных, что должно вызывать доверие и расположение последних.
Словом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными
можно лишь тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься
на нравственные регуляторы. Следовательно, весь документ отлича-
ется гуманистической направленностью. Защита интересов человека
в различных формах службы городового отличает множество поло-
жений этого документа, включая взаимоотношения полицейский —
гражданин, начальник — подчиненный.
В истории культуры России есть еще нема-
ло имен, которые предстоит открывать заново.
Есть такие имена и в истории русской поли-
ции. Это люди чести и долга, подлинные про-
фессионалы своего дела, целью жизни которых
было служение Отечеству «по совести». К та-
ким относится один из руководителей полицей-
ской стражи Санкт-Петербурга в самом начале
XX в. — полицмейстер 4-го отделения полков-
ник Владислав Францевич Галле, у которого
любовь к Отечеству выражалась и его делах, и в
его отношении к людям, которыми он руково-
дил и с помощью которых он выполнял пору-
ченное ему дело.
Еще будучи ротмистром, он стал одним из тех руководителей Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции, при котором тот превратился в первоклассную школу для полицейских, а затем, когда В. Галле уже в звании полковника стал руководить полицейской стражей, то при его активном содействии был построен образцо
В.Ф. Галле
1 Букварь современного городового. Варшава, 1915. С. 48.
184
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вый, с прекрасной домовой церковью, садом и огородом, приют для 100 увечных и престарелых чинов полиции и их семейств. Он добился у властей Санкт-Петербурга устройства на городском кладбище специального, «с каменной часовней посредине, кладбища для чинов полиции, и каждый похороненный чин полиции имел фундаментальный памятник», сумел организовать «дачную колонию (что-то типа наших баз отдыха), которой ежегодно пользовались 30 семей городовых из числа многосемейных»1, и многое другое.
В заключение еще раз обратим внимание на то, что традицией полицейской службы в России всегда был критерий честности и порядочности. Один из крупнейших исследователей нравственности И. Кант писал, что «ложь может быть внешней или внутренней. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в глазах других, внутренняя — а это еще хуже — в его собственных глазах, она также оскорбляет достоинство человечества в его лице»2.
Следует признать, что в различных документах, связанных с деятельностью полицейских, постоянно встречаются требования о соблюдении как внешней, так и внутренней порядочности. Все это в конечном итоге именуется честью.
В параграфе 7 «Инструкции городовым», посвященном поведению в суде, говорится: «Как бы ни был городовой исправен, сметлив и расторопен, но если он будет замечен в лицеприятии, пристрастном показании на суде, умышленном обвинении невинного, лихоимстве и других подобных ему поступках, то он не только не будет терпим на службе, но и подвергнется сверх того за такие поступки строгому по закону взысканию»3. Это к вопросу о выражении внешней честности. Что же касается внутренней, то во многих документах, цитированных выше, шла речь о необходимости для полицейских исполнять службу «по совести».
Таким образом, тексты присяги, инструкций и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, среди которых:
-
беззаветная преданность интересам государства; -
личная честность и порядочность; -
вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением; -
дружелюбие в общении с коллегами. Наличие этих главнейших качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.