Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2302

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






168


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Как известно, в этот период были искусственно расширены
пределы уголовно-правового регулирования. В разряд преступного

были включены обычные для нор-
мального социального бытия деяния
(например, распоряжение личной
собственностью, плодами собствен-
ного труда, частная торговля, выра-
жение своего мнения и т.д.). Вслед-
ствие этого исчезли реальные грани-
цы или хотя бы контуры подлинной
преступности, масштабы и качест-
венные признаки которой, вероятно,
изменились вследствие всеобщего
отчуждения людей от собственности

(в том числе земли), и производителя от средств производства и
результатов труда и перманентной социальной дезорганизации,
являющейся результатом революций и войн (в том числе с собст-
венным народом).

В нашей стране полностью оправдалось предсказание известно-
го теоретика права Рудольфа Иеринга о разлагающем влиянии не-
справедливых законов и дурных юридических учреждений1.

По-иному подходили руководители Советского
государства и к вопросу об образовательном цензе
и организации образования работников правосудия.
В целом, проблема организации образования ра-
ботников правосудия решалась в русле общей
политики народного просвещения и рассматри-
валась как важное направление идеологической
деятельности РКП(б)2. Поскольку единственно
научным и верным учением, в частности о праве
и государстве, признавалось марксистское, все
другие автоматически становились «чуждыми» и
«враждебными» и преподавание на их основе

юридических дисциплин считалось невозможным и ненужным в
советской высшей школе. Стала проводиться кардинальная рефор-
ма гуманитарного, юридического образования.

В январе 1919 г. Народный комиссариат просвещения упразд­нил все юридические факультеты университетов и юридические вузы. Кафедры политической экономии, статистики, финансового,



1 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1901. С. 56—58.


2 Корнев А. В., Борисов А. В. Правовая мысль и юридическое образование в доре­волюционной России: Учеб. пособие. М., 2005. С. 235—239.





советский сул -сул НАРОДА!





Советский агитационный плакат


4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


169


международного и государственного права были преобразованы в кафедру советского законодательства и вошли в состав историче­ского отделения историко-филологических факультетов. На их ос­нове стали следом создаваться факультеты общественных наук (ФОН) с юридико-политическими, экономическими и историче­скими отделениями. К работе на них допускались только те препо­даватели, которые, как признавал известный еще до революции правовед Н.Н. Полянский, смогли «расстаться с теми представле­ниями о праве, которые они десятилетиями воспринимали»1.

Такой моноидеологический подход к изучению и преподаванию юридических наук не мог сформировать представление о праве как ценности цивилизации, выявить его многообразную роль в жизни общества и государства, что сказалось на характере правовой куль­туры общества, состояние которой затрудняет решение задач по строительству правового государства, укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.

Тем не менее преподавание юридических дисциплин не могло осуществляться без хотя бы упоминания о концепциях, взглядах ученых-реформаторов судебной системы дореволюционной России. Естественно, они подвергались безусловной критике как немар­ксистские. Но и эта критика была признана недостаточной. В 1949 г. некоторые положения первого учебника по истории государства и права СССР признаны ошибочными в связи с тем, что в них про­явлен недостаточно критический подход к «представителям буржу­азной историографии»2.

В 1960-е годы отмечается возрастание интереса к истории нашего Отечества, в частности к истории его государственных, политиче­ских институтов, правовой мысли. Перед советскими учеными- обществоведами, историками была поставлена задача более углуб­ленного изучения проблем развития отечественного государства и права3.

Вопрос о воспитательном значении судебной деятельности приоб­рел особую актуальность и остроту в свете тех задач по коммуни­стическому воспитанию трудящихся, которые были сформулирова­ны в решениях июньского Пленума ЦК КПСС 1963 г.

Именно эти обстоятельства вызвали необходимость обсуждения вопроса о повышении воспитательной роли судебных процессов на



1
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   74

Полянский Н.Н. Очерки развития советской науки уголовного процесса. М., I960. С. 24.


2 Учебно-методическое письмо по истории государства и права СССР. Мини­стерство высшего образования СССР. М., 1949. С. 6.


3 Вопросы истории КПСС. 1969. № 4.



170


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


специальной теоретической конференции. Всестороннее обсужде­ние вопроса об усилении воспитательного воздействия судебных процессов показало, что, несмотря на кажущуюся простоту и яс­ность, эта проблема относится к числу сложных, практически важ­ных и мало разработанных в теории проблем советского права.

В докладах и выступлениях участников конференции освеща­лись различные аспекты этой проблемы, показывающие, что воспи­тательное воздействие судебной деятельности, как и всего судопро­изводства в целом, органически связано с повышением правовой и процессуальной культуры органов суда, следствия и прокуратуры, с неуклонным соблюдением этими органами социалистической за­конности, с высоким качеством, оперативностью расследования и рассмотрения дел, с установлением истины, со справедливостью и эффективностью наказания.

Установление истины по делу, основанное на строжайшем со­блюдении законности, стремление суда и всех участников процесса к правдивому освещению всех обстоятельств дела, недопущение так называемых «судебных ошибок» — это то, от чего в первую очередь зависит весь воспитательный результат судебной деятельности. Эта мысль, сформулированная и развитая в докладах, была проиллюст­рирована данными, свидетельствующими, к каким отрицательным последствиям приводит пренебрежение к закону, к охраняемым им интересам общества, государства и правам граждан.

На конференции отмечалось, что юридическая наука и практи­ка нуждаются в помощи и других не менее важных для успешной борьбы с правонарушениями дисциплины, педагогики и этики, осо­бенно в тех областях уголовно-процессуальной деятельности, где решаются вопросы воспитания и перевоспитания. Очень важна их помощь при определении мер наказания, связанных с условным осуждением, с передачей осужденных на перевоспитание в коллек­тивы, при применении принудительных мер воспитательного харак­тера к несовершеннолетним и т.д.

В своих выступлениях зав. кафедрой педагогики ЛГУ проф. Ю.А. Самарин и зав. кафедрой уголовного процесса и кри­миналистики проф. Я.С. Алексеев убедительно показали, что только такой судебный процесс может оказать надлежащее воспитательное воздействие, который проведен согласно с педагогическими и эти­ческими принципами.

Конференция приняла резолюцию, в которой обратилась к ра­ботникам суда, прокуратуры и адвокатуры с призывом устранить все, что снижает воспитательное воздействие советского суда, и вы­сказала рекомендации о внедрении в практику более совершенных






4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


171


форм судебной деятельности, отвечающих требованиям закона и
задачам правового воспитания трудящихся.

Конференция призвала ученых, юристов, психологов, педагогов
к установлению более тесных связей и взаимодействия в разработке
актуальных проблем, возникающих в практической деятельности
суда, прокуратуры и адвокатуры, прежде всего проблем, связанных
с совершенствованием судебной деятельности и повышением ее пре-
дупредительной, воспитательной роли в борьбе с правонарушениями.

В 1970-е годы проходила большая дискуссия по проблемам станов-
ления и особенностям развития российского абсолютизма. Изуче-
ние государственного строя, судебных учреждений, права дорево-
люционной России должно было сопровождаться обращением к
творческому наследию отечественных ученых-правоведов. С конца
1970-х годов издательство «Юридическая литература» начало выпус-
кать серию «Из истории политической и правовой мысли», в кото-
рой были изданы книги о выдающихся правоведах дореволюцион-
ной России: С.Е. Десницком, Н.М. Коркунове, С.А. Муромцеве,
Б.Н. Чичерине, М.М. Ковалевском, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовиче,
К.К. Арсеньеве и др. Очерки содержали небольшие отрывки из ос-
новных произведений этих ученых.

В конце 1980-х годы процесс демократизации нашего общества,
переоценки исторического пути, пройденного им, сопровождался
огромным интересом к творчеству многих отечественных филосо-

фов, социологов, правоведов, чьи работы дол-
гие годы были труднодоступными для широко-
го круга читателей. Работы И.А. Ильина,

К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяков-
ского, П.А. Сорокина и других ученых, рас-
сматривавших проблемы российской государст-
венности и правовой культуры, стали фактом
общественного сознания, во многом опреде-
ляющим духовную жизнь страны. Повторная
публикация в конце 1980-х годов произведений
некоторых отечественных правоведов имеет не
меньшее значение для современности, чем для

времени, когда они впервые увидели свет. Это, Кистяковский