ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2302
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
168
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Как известно, в этот период были искусственно расширены
пределы уголовно-правового регулирования. В разряд преступного
были включены обычные для нор-
мального социального бытия деяния
(например, распоряжение личной
собственностью, плодами собствен-
ного труда, частная торговля, выра-
жение своего мнения и т.д.). Вслед-
ствие этого исчезли реальные грани-
цы или хотя бы контуры подлинной
преступности, масштабы и качест-
венные признаки которой, вероятно,
изменились вследствие всеобщего
отчуждения людей от собственности
(в том числе земли), и производителя от средств производства и
результатов труда и перманентной социальной дезорганизации,
являющейся результатом революций и войн (в том числе с собст-
венным народом).
В нашей стране полностью оправдалось предсказание известно-
го теоретика права Рудольфа Иеринга о разлагающем влиянии не-
справедливых законов и дурных юридических учреждений1.
По-иному подходили руководители Советского
государства и к вопросу об образовательном цензе
и организации образования работников правосудия.
В целом, проблема организации образования ра-
ботников правосудия решалась в русле общей
политики народного просвещения и рассматри-
валась как важное направление идеологической
деятельности РКП(б)2. Поскольку единственно
научным и верным учением, в частности о праве
и государстве, признавалось марксистское, все
другие автоматически становились «чуждыми» и
«враждебными» и преподавание на их основе
юридических дисциплин считалось невозможным и ненужным в
советской высшей школе. Стала проводиться кардинальная рефор-
ма гуманитарного, юридического образования.
В январе 1919 г. Народный комиссариат просвещения упразднил все юридические факультеты университетов и юридические вузы. Кафедры политической экономии, статистики, финансового,
1 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1901. С. 56—58.
2 Корнев А. В., Борисов А. В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учеб. пособие. М., 2005. С. 235—239.
советский сул -сул НАРОДА!
Советский агитационный плакат
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
169
международного и государственного права были преобразованы в кафедру советского законодательства и вошли в состав исторического отделения историко-филологических факультетов. На их основе стали следом создаваться факультеты общественных наук (ФОН) с юридико-политическими, экономическими и историческими отделениями. К работе на них допускались только те преподаватели, которые, как признавал известный еще до революции правовед Н.Н. Полянский, смогли «расстаться с теми представлениями о праве, которые они десятилетиями воспринимали»1.
Такой моноидеологический подход к изучению и преподаванию юридических наук не мог сформировать представление о праве как ценности цивилизации, выявить его многообразную роль в жизни общества и государства, что сказалось на характере правовой культуры общества, состояние которой затрудняет решение задач по строительству правового государства, укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.
Тем не менее преподавание юридических дисциплин не могло осуществляться без хотя бы упоминания о концепциях, взглядах ученых-реформаторов судебной системы дореволюционной России. Естественно, они подвергались безусловной критике как немарксистские. Но и эта критика была признана недостаточной. В 1949 г. некоторые положения первого учебника по истории государства и права СССР признаны ошибочными в связи с тем, что в них проявлен недостаточно критический подход к «представителям буржуазной историографии»2.
В 1960-е годы отмечается возрастание интереса к истории нашего Отечества, в частности к истории его государственных, политических институтов, правовой мысли. Перед советскими учеными- обществоведами, историками была поставлена задача более углубленного изучения проблем развития отечественного государства и права3.
Вопрос о воспитательном значении судебной деятельности приобрел особую актуальность и остроту в свете тех задач по коммунистическому воспитанию трудящихся, которые были сформулированы в решениях июньского Пленума ЦК КПСС 1963 г.
Именно эти обстоятельства вызвали необходимость обсуждения вопроса о повышении воспитательной роли судебных процессов на
1
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 74
Полянский Н.Н. Очерки развития советской науки уголовного процесса. М., I960. С. 24.
2 Учебно-методическое письмо по истории государства и права СССР. Министерство высшего образования СССР. М., 1949. С. 6.
3 Вопросы истории КПСС. 1969. № 4.
170
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
специальной теоретической конференции. Всестороннее обсуждение вопроса об усилении воспитательного воздействия судебных процессов показало, что, несмотря на кажущуюся простоту и ясность, эта проблема относится к числу сложных, практически важных и мало разработанных в теории проблем советского права.
В докладах и выступлениях участников конференции освещались различные аспекты этой проблемы, показывающие, что воспитательное воздействие судебной деятельности, как и всего судопроизводства в целом, органически связано с повышением правовой и процессуальной культуры органов суда, следствия и прокуратуры, с неуклонным соблюдением этими органами социалистической законности, с высоким качеством, оперативностью расследования и рассмотрения дел, с установлением истины, со справедливостью и эффективностью наказания.
Установление истины по делу, основанное на строжайшем соблюдении законности, стремление суда и всех участников процесса к правдивому освещению всех обстоятельств дела, недопущение так называемых «судебных ошибок» — это то, от чего в первую очередь зависит весь воспитательный результат судебной деятельности. Эта мысль, сформулированная и развитая в докладах, была проиллюстрирована данными, свидетельствующими, к каким отрицательным последствиям приводит пренебрежение к закону, к охраняемым им интересам общества, государства и правам граждан.
На конференции отмечалось, что юридическая наука и практика нуждаются в помощи и других не менее важных для успешной борьбы с правонарушениями дисциплины, педагогики и этики, особенно в тех областях уголовно-процессуальной деятельности, где решаются вопросы воспитания и перевоспитания. Очень важна их помощь при определении мер наказания, связанных с условным осуждением, с передачей осужденных на перевоспитание в коллективы, при применении принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и т.д.
В своих выступлениях зав. кафедрой педагогики ЛГУ проф. Ю.А. Самарин и зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики проф. Я.С. Алексеев убедительно показали, что только такой судебный процесс может оказать надлежащее воспитательное воздействие, который проведен согласно с педагогическими и этическими принципами.
Конференция приняла резолюцию, в которой обратилась к работникам суда, прокуратуры и адвокатуры с призывом устранить все, что снижает воспитательное воздействие советского суда, и высказала рекомендации о внедрении в практику более совершенных
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов
171
форм судебной деятельности, отвечающих требованиям закона и
задачам правового воспитания трудящихся.
Конференция призвала ученых, юристов, психологов, педагогов
к установлению более тесных связей и взаимодействия в разработке
актуальных проблем, возникающих в практической деятельности
суда, прокуратуры и адвокатуры, прежде всего проблем, связанных
с совершенствованием судебной деятельности и повышением ее пре-
дупредительной, воспитательной роли в борьбе с правонарушениями.
В 1970-е годы проходила большая дискуссия по проблемам станов-
ления и особенностям развития российского абсолютизма. Изуче-
ние государственного строя, судебных учреждений, права дорево-
люционной России должно было сопровождаться обращением к
творческому наследию отечественных ученых-правоведов. С конца
1970-х годов издательство «Юридическая литература» начало выпус-
кать серию «Из истории политической и правовой мысли», в кото-
рой были изданы книги о выдающихся правоведах дореволюцион-
ной России: С.Е. Десницком, Н.М. Коркунове, С.А. Муромцеве,
Б.Н. Чичерине, М.М. Ковалевском, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовиче,
К.К. Арсеньеве и др. Очерки содержали небольшие отрывки из ос-
новных произведений этих ученых.
В конце 1980-х годы процесс демократизации нашего общества,
переоценки исторического пути, пройденного им, сопровождался
огромным интересом к творчеству многих отечественных филосо-
фов, социологов, правоведов, чьи работы дол-
гие годы были труднодоступными для широко-
го круга читателей. Работы И.А. Ильина,
К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяков-
ского, П.А. Сорокина и других ученых, рас-
сматривавших проблемы российской государст-
венности и правовой культуры, стали фактом
общественного сознания, во многом опреде-
ляющим духовную жизнь страны. Повторная
публикация в конце 1980-х годов произведений
некоторых отечественных правоведов имеет не
меньшее значение для современности, чем для
времени, когда они впервые увидели свет. Это, Кистяковский