Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2316

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 Директивное письмо зам. министра внутренних дел РФ от 1992 г. № 1/858.


2 Приказ МВД РФ от 1993 г. № 501.



190


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


водствуются сотрудники правоохранительных органов стран миро­вого сообщества.

Значимость нравственной основы служебной деятельности в ор­ганах внутренних дел не всегда должным образом оценивалась высшим руководством. Так, в частности, негативную роль в органи­зации нравственного воспитания личного состава сыграл Приказ МВД № 420 (сентябрь 1993 г.), который существенно снизил статус воспитательных аппаратов и урезал объем их функциональных обя­занностей. Понижение статуса сотрудников, занимающихся воспи­тательной работой, привело к «вымыванию» из этой службы наибо­лее опытных сотрудников, их переход в другие службы и вообще к сокращению их штатного состава. В результате профессия воспита­теля утеряла былой престиж у офицерского состава и резко снизила число желающих посвятить себя этой работе.

Данная ситуация явилась одной из главных причин ухудшения профессионально-нравственного потенциала органов внутренних дел в целом. Стала развиваться тенденция на переориентацию ряда сотрудников на приоритеты, прямо противоречащие требованиям служебного долга: служение народу, интересы служебного коллек­тива, бескорыстная самоотверженность стали ощутимо замещаться меркантильным, эгоистическим интересом. Заметно возросли слу­чаи нарушения законности, дисциплины, правонарушений и пре­ступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Увеличились текучесть кадров, увольнение из органов по отрица­тельным мотивам, факты грубости и физического насилия, вымога­тельства, поборов. В результате авторитет органов внутренних дел в глазах населения, доверие к милиции значительно снизились, о чем прямо, недвусмысленно и однозначно свидетельствовали прово­дившиеся социологические исследования. Указанные процессы не могли не оказать воздействия на рост преступности и на снижение эффективности борьбы с ней.

Сложившееся положение вещей не могло не вызывать тревоги как у руководства, так и у рядовых сотрудников. В июне 1996 г. в подразделения органов внутренних дел была направлена Директива МВД России «О неотложных мерах по коренному улучшению рабо­ты с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 1. В ней, в частности, говорилось: «Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава чувства гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали, исполнение служебного долга»1.



1 Директива «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД РФ» от 19 июня 1996 г. № 1.





4. История этических установок в деятельности правоохр. органов


191


Однако это была все еще полумера. Революционный перелом в этой области начался с приказа МВД № 170 (март 1998 г.). В нем прямо и открыто, без попыток «пригладить ситуацию», было сказа­но о том, что негативные стороны в служебной деятельности орга­нов внутренних дел приняли нетерпимый характер и что необходи­мо принимать радикальные меры в работе с кадрами и прежде все­го в работе по их подбору и воспитанию. Этот приказ буквально встряхнул весь личный состав и «на земле» и в учебных заведениях. Он бы так и остался призывом, но вскоре после него вышел При­каз МВД № 12 (январь 1999 г.), в котором была сформулирована принципиально новая концепция кадровой политики МВД России. А в сентябре 2000 г. появился долгожданный приказ МВД № 995, который уже реально, на деле менял положение воспитательных аппаратов и характер их деятельности и практически возвращал им прежний статус.

Важным событием в организации нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел стал Приказ МВД РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 1 февраля 2007 г. № 120.

В настоящее время служба воспитательной работы с личным со­ставом обрела положение, соответствующее важности ее роли. Нравственные и культурные качества сотрудников органов во всех директивных документах рассматриваются как важнейшие профес­сиональные качества.
И это накладывает на сотрудников этой служ­бы высокую ответственность и побуждает работать с полной само­отдачей, теснейшим образом связывая воспитательную работу с эффективностью служебной деятельности личного состава органов и подразделений и постоянно помня, что им оказывается высокое доверие и их долг — это доверие оправдать.

Приказом от 24 декабря 2008 г. № 1138 был утвержден новый «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». При его создании за основу были взяты Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генассамблеей ООН, Европейский кодекс полицейской этики. Разработчики учли также богатейший педагогический опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже по­ложения Священного писания. При этом главная идея кодекса зву­чит так: «Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья,

чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод».



Глава

Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование


  1. Понятие и структура нравственной культуры

Слово «культура» происходит от латинского cultura,
что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем явля­ются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. Во всех этих случаях культура вы­ступает как качественная характеристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика куль­туры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя вы­ступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.

Это верно по отношению к нравственной жизни и общества в целом, и каждого человека в отдельности. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы­работанных обществом, и в особенности их реализации на практи­ке, в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высо­ки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества, и на­оборот. В настоящий период, как известно, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасе­ния. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей снижается.

Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Однако, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили тот факт, что многие из них на






5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


193


деле показали высокую нравственную культуру, продемонстрировали прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя служебный долг, отдали во имя блага Отечества самое дорогое — свою жизнь.

Культура сотрудника правоохранительных органов является конкретизацией культуры личности. Следовательно, прежде чем дать ее определение, надо ответить на вопрос, что такое культура лич­ности? Культура личности есть не что иное как социально значимый уровень развития сущностных сил человека, мера этого развития, степень реализации результатов его деятельности.

В структурном отношении
культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесто­ронности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить сле­дующие уровни: теоретический (или рациональный), чувственно­психологический и деятельностный. Таким образом, можно утвер­ждать, что культура — это духовный потенциал личности в действии.

Культуру личности можно представить и как единство внут­ренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимает­ся духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целе­направленность и т.п., под внешней — степень и форма их реали­зации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки и приемы деятельности и поведения.

Культура как данность единства в то же время многоэлементна, многогранна. Она не есть, как уже отмечалось, какая-то отдельная сторона жизни общества или индивида. Это нечто целое, рассмат­риваемое под определенным углом зрения, а именно — со стороны развития человека как субъекта деятельности. Культура представля­ет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: ма­териальном производстве, социально-политической, духовной и других ее областях. И хотя человек может действовать в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими ее сферами в качестве субъекта или объекта деятельности. Его культу­ра в определенном смысле выступает как своеобразное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной.


Перечисленные структурные элементы культуры, за исключением профессиональной, можно объединить понятием общей культуры, хотя какие-то ее составляющие несомненно входят и в содержание культуры профессиональной.



194


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


В узком смысле слова под общей культурой понимается
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   74