ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2323
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
199
высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.
Специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ, т.е. осуществляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания. Кроме того, специфика нравственного воспитания заключается и в том, что оно осуществляется в значительной мере как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства, морализирования, заучивания моральных истин, тогда как чтение нравоучений не только не способствует нравственному развитию, но зачастую вызывает обратную реакцию воспитуемых. Решающую роль в нравственном становлении сотрудника правоохранительных органов играют личный пример авторитетных людей, морально-психологический климат коллектива, весь уклад его жизнедеятельности. Вместе с тем важное место в нравственном воспитании занимает и моральное принуждение, которое проявляется как моральное осуждение сотрудника со стороны коллектива, командира, начальника либо как самопринуждение, самоосуждение.
Можно дать такое определение: нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.
Стержнем нравственного воспитания выступает интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Таким образом, нравственное воспитание выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость» и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, нравственное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребно
200
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
сти поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.
Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что нравственно, а что безнравственно, что есть добро, а что — зло, что есть честь, а что — бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственной (этической) культуры.
Этические знания — не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.
Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Например, никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить героев Чернобыля совершить подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убе
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
201
ждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения, они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального). Есть моральные убеждения труженика, патриота, созидателя, защитника общественного строя и правопорядка; но не будем забывать, что и ханжи, мещане, тунеядцы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной моралью, нравственными ценностями демократического общества, правового государства.
Одна из причин безнравственных, а порой, и преступных действий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности этих людей находят оправдание в их извращенном представлении о нравственном и безнравственном, о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить моральные (по существу безнравственные) убеждения этих людей, создающие им известный моральный комфорт там, где нравственного человека должна мучить совесть, необычайно трудно.
Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.
Еще одной важной задачей нравственного воспитания является привитие сотруднику моральных качеств и чувств.
Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение обществен
202
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы.
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт1.
Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.
Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств.
Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к само
1 Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1987. Т. 2. С. 45.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
203
му себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее
развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, —
писал А.С. Макаренко, — значит воспитать человеческое чувство.
Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как
нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»1.
Без культуры чувств не может быть нравственного поведения.
Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инерт-
ность, ограниченность, вялость чувств сви-
детельствуют о серьезных просчетах в воспи-
тании. К тому же нередко вялость чувств —
продукт лености души, равнодушия челове-
ка к окружающим. Человек, не способный
подчинить свои эмоции, чувства, побужде-
ния интересам общего дела, коллектива, а
также ханжа, эгоист имеют ущербную нрав-
ственную ориентацию и, как правило, рано
или поздно морально деградируют. Нередко
из среды подобных людей выходят антиоб-
щественные субъекты, правонарушители и
преступники.
Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологи- ческого климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф.Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»2.
Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисципли
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
199
высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.
Специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ, т.е. осуществляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положения, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на личность заметно сказывается на эффективности нравственного воздействия различных субъектов воспитания. Кроме того, специфика нравственного воспитания заключается и в том, что оно осуществляется в значительной мере как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства, морализирования, заучивания моральных истин, тогда как чтение нравоучений не только не способствует нравственному развитию, но зачастую вызывает обратную реакцию воспитуемых. Решающую роль в нравственном становлении сотрудника правоохранительных органов играют личный пример авторитетных людей, морально-психологический климат коллектива, весь уклад его жизнедеятельности. Вместе с тем важное место в нравственном воспитании занимает и моральное принуждение, которое проявляется как моральное осуждение сотрудника со стороны коллектива, командира, начальника либо как самопринуждение, самоосуждение.
Можно дать такое определение: нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.
Стержнем нравственного воспитания выступает интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.
Таким образом, нравственное воспитание выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость» и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, нравственное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребно
200
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
сти поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.
Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что нравственно, а что безнравственно, что есть добро, а что — зло, что есть честь, а что — бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственной (этической) культуры.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 74
Этические знания — не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.
Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Например, никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить героев Чернобыля совершить подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убе
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
201
ждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения, они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального). Есть моральные убеждения труженика, патриота, созидателя, защитника общественного строя и правопорядка; но не будем забывать, что и ханжи, мещане, тунеядцы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной моралью, нравственными ценностями демократического общества, правового государства.
Одна из причин безнравственных, а порой, и преступных действий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности этих людей находят оправдание в их извращенном представлении о нравственном и безнравственном, о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить моральные (по существу безнравственные) убеждения этих людей, создающие им известный моральный комфорт там, где нравственного человека должна мучить совесть, необычайно трудно.
Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.
Еще одной важной задачей нравственного воспитания является привитие сотруднику моральных качеств и чувств.
Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение обществен
202
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы.
-
Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, политическая бдительность, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность, национальная гордость и др.). -
Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу).
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пыли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт1.
-
Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.
Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.
Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств.
Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к само
1 Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1987. Т. 2. С. 45.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
203
му себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее
развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, —
писал А.С. Макаренко, — значит воспитать человеческое чувство.
Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как
нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»1.
Без культуры чувств не может быть нравственного поведения.
Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инерт-
ность, ограниченность, вялость чувств сви-
детельствуют о серьезных просчетах в воспи-
тании. К тому же нередко вялость чувств —
продукт лености души, равнодушия челове-
ка к окружающим. Человек, не способный
подчинить свои эмоции, чувства, побужде-
ния интересам общего дела, коллектива, а
также ханжа, эгоист имеют ущербную нрав-
ственную ориентацию и, как правило, рано
или поздно морально деградируют. Нередко
из среды подобных людей выходят антиоб-
щественные субъекты, правонарушители и
преступники.
Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологи- ческого климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф.Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»2.
Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисципли