ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2315
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, поведения, физического развития, проявляющийся интегративно в ценностных ориентациях, деятельности и общении.
Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социальной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых человеку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профессиональной среде, так и вне ее. Именно этой культуры сотрудникам часто не хватает.
Она проявляется буквально во всем: в политических и идеологических воззрениях, на службе, в быту, в организационно-управленческой деятельности, когда, скажем, спорящие по проблемам политики центр тяжести переносят на личные качества политиков, когда начальник «кроет матом» своих подчиненных, когда старший по званию «тычет» младшего, когда исполнитель спустя рукава относится к выполнению порученного дела и его начальник не взыскивает с него за это — все это и многое другое говорит об отсутствии элементарных навыков общей культуры.
Деление культуры на профессиональную и другие ее составляющие относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. Например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.
Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств {черт), присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим партиям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к природе, обществу, самому человеку, к искусству с точки зрения прекрасного и безобразного, то нравственная культура той же личности
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
195
реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.
В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России. Она является показателем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализацию нравственные требования общества.
Нравственное воспитание является предметом ряда наук. Какую роль может выполнять этика как философская наука в решении практических вопросов нравственного воспитания человека?
Будучи методологией философского плана, этика формирует мировоззренческие основы повседневного познания и практики, творчества, общественной нравственности и морального облика. Методология этического рассмотрения становится тем самым и методологией организации воспитательного процесса.
196
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тийным каркасом морального сознания. Мысли о справедливости, долге, достоинстве, добре не просто представляют собой теоретические формулировки, но и дают нам практические ориентиры, определяют систему моральных побудителей к действию. Причем очень важно учесть, что «слияние» точек зрения этической теории и позиции морального сознания происходит не на житейско-ситуационном уровне, а в плоскости мировоззренческого истолкования человеческого мира. Этическая теория не только отражает повседневный опыт, но и в определенной мере обусловливает его. Верность этического взгляда измеряется не только тем, насколько истинны наши знания о морали, но и тем, насколько глубоко мы проникаем с его помощью в толщу социальной жизни. Притягательность этики заключена еще и в том, что она есть знание о действительных механизмах общественной жизни, о состоянии нравов и преобразовании поведенческих моделей. Как философская наука она и объясняет предмет, и пытается определить пути изменения нравов, культивирования человечности в людях.
Методика воспитательного процесса является предметом не этики, а педагогики. Хотя этическая теория не может не влиять на организацию процесса воспитания. Так, понимая под моралью способ духовного освоения действительности, мы неизбежно будем тяготеть к нравственному воспитанию в виде просвещения, моралистической проповеди, самообразования и т.д. Если же мы склонны видеть в морали главным образом регулятор нормативного поведения, то естественным будет организовывать воспитательную работу на базе моральных авторитетов и нравственных примеров.
Этическая теория занимается прежде всего содержанием, а не процессом нравственного воспитания, ее нельзя оторвать от педагогики, которая призвана ответить, что и зачем необходимо формировать в человеке и в общественных отношениях
, как и почему складываются те или иные моральные качества человека, черты общественных нравов. Без глубоких знаний всех этих вопросов организация воспитания нравственной личности невозможна.
Другим важным каналом влияния этики на теорию и практику нравственного воспитания является решение вопроса о природе и возможностях формирующего влияния на человека. У нас пока, к сожалению, теория нравственного воспитания, хотя и создается, как говорят, «на научной основе», но часто носит схоластический характер. Каждый, кто когда-либо сталкивался с решением воспитательных задач, не может без раздражения не вспомнить о «любви» организаторов нравственного воспитания к созданию отвлеченноидеальных моделей бесплодных воспитательных систем. Этика, вырабатывая знания о реальных нравственных процессах, заставляет
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
197
обращать внимание на практику как на критерий истинности педагогических методик, обозначает четкие границы реальности воспитательного процесса, учит выявлять его реальные закономерности, напоминает, что нельзя изменять человека в любом направлении, вырабатывать у него какие угодно моральные качества, прививать ему любовь и преданность любому провозглашенному принципу. Нравственное поведение имеет свою объективную логику под стать причинным процессам в природе.
Наконец, этика, проникая в природу и внутреннюю структуру морали, выражая ее логику, тем самым высвечивает и логику становления индивидуальной нравственности. Каждый человек в своем индивидуальном нравственном становлении в общих чертах повторяет весь тот путь, который проходит нравственность социального слоя, народа в своей истории. Стало быть, научное понимание генезиса морали, ее истории, внутренних механизмов развития есть одновременно и методологическая база для описания основных тенденций воспитательного процесса на любом уровне конкретной социально-исторической действительности.
Нравственность человека не просто соответствует нашим запросам, она вообще реальна только тогда, когда осознаются и приведены в действие все ее уровни, начиная с элементарных житейских, бытовых привычек и кончая возвышенными идеалами. Нравственность человека живет по принципам организма: в ней нет отсутствующих звеньев. Когда мы говорим о примитивной, неразвитой нравственности, то под этим вовсе не следует понимать, будто в ней нет всего набора уровней. Задача нравственного воспитания — насытить эти уровни богатством поведенческого опыта и склонностями к мировоззренческому анализу, стандартами морального выбора и благородными помыслами. С этой точки зрения этика как мировоззрение и методология формирования личности занимает «высшие страты» не только научного познания личности, но и ее индивидуальной нравственности.
Степень нравственности человека возрастает в зависимости от того, какой конструктивной силой обладают его решения и поступки, насколько смысл его поступка может стать моральным примером для всех. Эта степень напрямую зависит от развитости морального сознания личности, глубины и богатства ее мировоззрения.
Известно, что предметом труда сотрудника правоохранительных органов является прежде всего человек, взятый в его социальных характеристиках, причем нередко речь идет о судьбе человека. Нуждается ли в таком случае в доказательстве мысль, что и сам сотрудник обязательно выступает перед людьми в своих личностных,
198
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нравственных свойствах? Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных требований и многое другое являются существенным фактором, определяющим успех правоохранительной деятельности. При этом роль изучения этической теории для формирования нравственных установок в обеспечении работы с людьми, в выполнении многих профессиональных задач — несомненна.
Конечно, само по себе усвоение философско-теоретических знаний о морали не способно перевоплотить человека. Его нравственные качества далеко не всегда формируются образованием и интеллектуальным развитием. Но этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к свои мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии — сочетании этического образования со стремлением к нравственному совершенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутреннего, нравственного мира. Реализовать заложенный в теории нравственный воспитательный потенциал можно, только непрерывно и усиленно соотнося его с практикой — в этом суть как воспитания, так и самовоспитания личности.
Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.
Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов.
Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социальной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых человеку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профессиональной среде, так и вне ее. Именно этой культуры сотрудникам часто не хватает.
Она проявляется буквально во всем: в политических и идеологических воззрениях, на службе, в быту, в организационно-управленческой деятельности, когда, скажем, спорящие по проблемам политики центр тяжести переносят на личные качества политиков, когда начальник «кроет матом» своих подчиненных, когда старший по званию «тычет» младшего, когда исполнитель спустя рукава относится к выполнению порученного дела и его начальник не взыскивает с него за это — все это и многое другое говорит об отсутствии элементарных навыков общей культуры.
Деление культуры на профессиональную и другие ее составляющие относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. Например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.
Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств {черт), присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим партиям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к природе, обществу, самому человеку, к искусству с точки зрения прекрасного и безобразного, то нравственная культура той же личности
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
195
реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.
В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России. Она является показателем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализацию нравственные требования общества.
-
Этика как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов
Нравственное воспитание является предметом ряда наук. Какую роль может выполнять этика как философская наука в решении практических вопросов нравственного воспитания человека?
-
Этика является результатом глубинного осмысления природы и многообразных проявлений морали, общественной и индивидуальной нравственности. Она не только научным способом создает систему обобщений и выводов. Проникновение в суть моральных явлений идет настолько своеобразным путем, что отбор и развертывание методов этического анализа является относительно самостоятельной задачей. Поскольку мораль выступает внутренней характеристикой мира человека в целом, его духовно-нравственной культуры, постольку набор методов, которые в состоянии ее выразить, необычайно велик. Этика определяет специфическую меру взаимодействия методов в широком диапазоне, начиная с сугубо философского и общенаучного инструментария и кончая способами обыденнопрактического освоения действительности. Таким образом, сам подход делает этику наукой философского порядка и определяет ее как методологию относительно всего комплекса теоретических и практических вопросов нравственной жизни.
Будучи методологией философского плана, этика формирует мировоззренческие основы повседневного познания и практики, творчества, общественной нравственности и морального облика. Методология этического рассмотрения становится тем самым и методологией организации воспитательного процесса.
-
Этика сама является существенным элементом нравственного опыта и духовной культуры людей. Практически весь специфический категориальный аппарат науки этики является одновременно и поня
196
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
тийным каркасом морального сознания. Мысли о справедливости, долге, достоинстве, добре не просто представляют собой теоретические формулировки, но и дают нам практические ориентиры, определяют систему моральных побудителей к действию. Причем очень важно учесть, что «слияние» точек зрения этической теории и позиции морального сознания происходит не на житейско-ситуационном уровне, а в плоскости мировоззренческого истолкования человеческого мира. Этическая теория не только отражает повседневный опыт, но и в определенной мере обусловливает его. Верность этического взгляда измеряется не только тем, насколько истинны наши знания о морали, но и тем, насколько глубоко мы проникаем с его помощью в толщу социальной жизни. Притягательность этики заключена еще и в том, что она есть знание о действительных механизмах общественной жизни, о состоянии нравов и преобразовании поведенческих моделей. Как философская наука она и объясняет предмет, и пытается определить пути изменения нравов, культивирования человечности в людях.
Методика воспитательного процесса является предметом не этики, а педагогики. Хотя этическая теория не может не влиять на организацию процесса воспитания. Так, понимая под моралью способ духовного освоения действительности, мы неизбежно будем тяготеть к нравственному воспитанию в виде просвещения, моралистической проповеди, самообразования и т.д. Если же мы склонны видеть в морали главным образом регулятор нормативного поведения, то естественным будет организовывать воспитательную работу на базе моральных авторитетов и нравственных примеров.
Этическая теория занимается прежде всего содержанием, а не процессом нравственного воспитания, ее нельзя оторвать от педагогики, которая призвана ответить, что и зачем необходимо формировать в человеке и в общественных отношениях
, как и почему складываются те или иные моральные качества человека, черты общественных нравов. Без глубоких знаний всех этих вопросов организация воспитания нравственной личности невозможна.
Другим важным каналом влияния этики на теорию и практику нравственного воспитания является решение вопроса о природе и возможностях формирующего влияния на человека. У нас пока, к сожалению, теория нравственного воспитания, хотя и создается, как говорят, «на научной основе», но часто носит схоластический характер. Каждый, кто когда-либо сталкивался с решением воспитательных задач, не может без раздражения не вспомнить о «любви» организаторов нравственного воспитания к созданию отвлеченноидеальных моделей бесплодных воспитательных систем. Этика, вырабатывая знания о реальных нравственных процессах, заставляет
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
197
обращать внимание на практику как на критерий истинности педагогических методик, обозначает четкие границы реальности воспитательного процесса, учит выявлять его реальные закономерности, напоминает, что нельзя изменять человека в любом направлении, вырабатывать у него какие угодно моральные качества, прививать ему любовь и преданность любому провозглашенному принципу. Нравственное поведение имеет свою объективную логику под стать причинным процессам в природе.
Наконец, этика, проникая в природу и внутреннюю структуру морали, выражая ее логику, тем самым высвечивает и логику становления индивидуальной нравственности. Каждый человек в своем индивидуальном нравственном становлении в общих чертах повторяет весь тот путь, который проходит нравственность социального слоя, народа в своей истории. Стало быть, научное понимание генезиса морали, ее истории, внутренних механизмов развития есть одновременно и методологическая база для описания основных тенденций воспитательного процесса на любом уровне конкретной социально-исторической действительности.
Нравственность человека не просто соответствует нашим запросам, она вообще реальна только тогда, когда осознаются и приведены в действие все ее уровни, начиная с элементарных житейских, бытовых привычек и кончая возвышенными идеалами. Нравственность человека живет по принципам организма: в ней нет отсутствующих звеньев. Когда мы говорим о примитивной, неразвитой нравственности, то под этим вовсе не следует понимать, будто в ней нет всего набора уровней. Задача нравственного воспитания — насытить эти уровни богатством поведенческого опыта и склонностями к мировоззренческому анализу, стандартами морального выбора и благородными помыслами. С этой точки зрения этика как мировоззрение и методология формирования личности занимает «высшие страты» не только научного познания личности, но и ее индивидуальной нравственности.
Степень нравственности человека возрастает в зависимости от того, какой конструктивной силой обладают его решения и поступки, насколько смысл его поступка может стать моральным примером для всех. Эта степень напрямую зависит от развитости морального сознания личности, глубины и богатства ее мировоззрения.
Известно, что предметом труда сотрудника правоохранительных органов является прежде всего человек, взятый в его социальных характеристиках, причем нередко речь идет о судьбе человека. Нуждается ли в таком случае в доказательстве мысль, что и сам сотрудник обязательно выступает перед людьми в своих личностных,
198
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нравственных свойствах? Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных требований и многое другое являются существенным фактором, определяющим успех правоохранительной деятельности. При этом роль изучения этической теории для формирования нравственных установок в обеспечении работы с людьми, в выполнении многих профессиональных задач — несомненна.
Конечно, само по себе усвоение философско-теоретических знаний о морали не способно перевоплотить человека. Его нравственные качества далеко не всегда формируются образованием и интеллектуальным развитием. Но этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к свои мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии — сочетании этического образования со стремлением к нравственному совершенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутреннего, нравственного мира. Реализовать заложенный в теории нравственный воспитательный потенциал можно, только непрерывно и усиленно соотнося его с практикой — в этом суть как воспитания, так и самовоспитания личности.
-
Сущность и задачи нравственного воспитания личности
Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.
Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов.