Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2315

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической под­готовки, поведения, физического развития, проявляющийся интегра­тивно в ценностных ориентациях, деятельности и общении.

Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социальной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в зна­ниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых чело­веку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профес­сиональной среде, так и вне ее. Именно этой культуры сотрудникам часто не хватает.

Она проявляется буквально во всем: в политических и идеологи­ческих воззрениях, на службе, в быту, в организационно-управлен­ческой деятельности, когда, скажем, спорящие по проблемам поли­тики центр тяжести переносят на личные качества политиков, когда начальник «кроет матом» своих подчиненных, когда старший по званию «тычет» младшего, когда исполнитель спустя рукава отно­сится к выполнению порученного дела и его начальник не взыски­вает с него за это — все это и многое другое говорит об отсутствии элементарных навыков общей культуры.

Деление культуры на профессиональную и другие ее состав­ляющие относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. На­пример, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и по­ведения, а также совокупность нравственных качеств {черт), прису­щих людям определенного общества, класса, профессии, характери­зующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, ко­торые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, напри­мер, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим парти­ям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к при­роде, обществу, самому человеку, к искусству с точки зрения пре­красного и безобразного, то нравственная культура той же личности






5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


195


реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном об­щении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравст­венная культура сотрудников правоохранительных органов совпада­ет с нравственной культурой граждан России. Она является показа­телем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализа­цию нравственные требования общества.

  1. Этика как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов

Нравственное воспитание является предметом ряда наук. Какую роль может выполнять этика
как философская наука в решении практических вопросов нравственного воспитания человека?

  1. Этика является результатом глубинного осмысления природы и многообразных проявлений морали, общественной и индивидуальной нравственности. Она не только научным способом создает систему обобщений и выводов. Проникновение в суть моральных явлений идет настолько своеобразным путем, что отбор и развертывание методов этического анализа является относительно самостоятель­ной задачей. Поскольку мораль выступает внутренней характери­стикой мира человека в целом, его духовно-нравственной культуры, постольку набор методов, которые в состоянии ее выразить, необы­чайно велик. Этика определяет специфическую меру взаимодейст­вия методов в широком диапазоне, начиная с сугубо философского и общенаучного инструментария и кончая способами обыденно­практического освоения действительности. Таким образом, сам под­ход делает этику наукой философского порядка и определяет ее как методологию относительно всего комплекса теоретических и прак­тических вопросов нравственной жизни.

Будучи методологией философского плана, этика формирует мировоззренческие основы повседневного познания и практики, творчества, общественной нравственности и морального облика. Методология этического рассмотрения становится тем самым и ме­тодологией организации воспитательного процесса.



  1. Этика сама является существенным элементом нравственного опыта и духовной культуры людей. Практически весь специфический категориальный аппарат науки этики является одновременно и поня­



196


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


тийным каркасом морального сознания. Мысли о справедливости, долге, достоинстве, добре не просто представляют собой теоретиче­ские формулировки, но и дают нам практические ориентиры, опре­деляют систему моральных побудителей к действию. Причем очень важно учесть, что «слияние» точек зрения этической теории и пози­ции морального сознания происходит не на житейско-ситуационном уровне, а в плоскости мировоззренческого истолкования человече­ского мира. Этическая теория не только отражает повседневный опыт, но и в определенной мере обусловливает его. Верность этиче­ского взгляда измеряется не только тем, насколько истинны наши знания о морали, но и тем, насколько глубоко мы проникаем с его помощью в толщу социальной жизни. Притягательность этики за­ключена еще и в том, что она есть знание о действительных меха­низмах общественной жизни, о состоянии нравов и преобразовании поведенческих моделей. Как философская наука она и объясняет предмет, и пытается определить пути изменения нравов, культиви­рования человечности в людях.

Методика воспитательного процесса является предметом не этики, а педагогики.
Хотя этическая теория не может не влиять на орга­низацию процесса воспитания. Так, понимая под моралью способ духовного освоения действительности, мы неизбежно будем тяго­теть к нравственному воспитанию в виде просвещения, моралисти­ческой проповеди, самообразования и т.д. Если же мы склонны ви­деть в морали главным образом регулятор нормативного поведения, то естественным будет организовывать воспитательную работу на базе моральных авторитетов и нравственных примеров.

Этическая теория занимается прежде всего содержанием, а не процессом нравственного воспитания, ее нельзя оторвать от педаго­гики, которая призвана ответить, что и зачем необходимо форми­ровать в человеке и в общественных отношениях
, как и почему складываются те или иные моральные качества человека, черты об­щественных нравов. Без глубоких знаний всех этих вопросов орга­низация воспитания нравственной личности невозможна.

Другим важным каналом влияния этики на теорию и практику нравственного воспитания является решение вопроса о природе и возможностях формирующего влияния на человека. У нас пока, к сожалению, теория нравственного воспитания, хотя и создается, как говорят, «на научной основе», но часто носит схоластический характер. Каждый, кто когда-либо сталкивался с решением воспи­тательных задач, не может без раздражения не вспомнить о «любви» организаторов нравственного воспитания к созданию отвлеченно­идеальных моделей бесплодных воспитательных систем. Этика, вы­рабатывая знания о реальных нравственных процессах, заставляет





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


197


обращать внимание на практику как на критерий истинности педа­гогических методик, обозначает четкие границы реальности воспи­тательного процесса, учит выявлять его реальные закономерности, напоминает, что нельзя изменять человека в любом направлении, вырабатывать у него какие угодно моральные качества, прививать ему любовь и преданность любому провозглашенному принципу. Нравственное поведение имеет свою объективную логику под стать причинным процессам в природе.

Наконец, этика, проникая в природу и внутреннюю структуру морали, выражая ее логику, тем самым высвечивает и логику ста­новления индивидуальной нравственности. Каждый человек в сво­ем индивидуальном нравственном становлении в общих чертах по­вторяет весь тот путь, который проходит нравственность социаль­ного слоя, народа в своей истории. Стало быть, научное понимание генезиса морали, ее истории, внутренних механизмов развития есть одновременно и методологическая база для описания основных тенденций воспитательного процесса на любом уровне конкретной социально-исторической действительности.

Нравственность человека не просто соответствует нашим запросам, она вообще реальна только тогда, когда осознаются и приведены в действие все ее уровни, начиная с элементарных житейских, быто­вых привычек и кончая возвышенными идеалами. Нравственность человека живет по принципам организма: в ней нет отсутствующих звеньев. Когда мы говорим о примитивной, неразвитой нравствен­ности, то под этим вовсе не следует понимать, будто в ней нет все­го набора уровней. Задача нравственного воспитания — насытить эти уровни богатством поведенческого опыта и склонностями к мировоззренческому анализу, стандартами морального выбора и благородными помыслами. С этой точки зрения этика как мировоз­зрение и методология формирования личности занимает «высшие страты» не только научного познания личности, но и ее индивиду­альной нравственности.

Степень нравственности человека возрастает в зависимости от того, какой конструктивной силой обладают его решения и поступ­ки, насколько смысл его поступка может стать моральным приме­ром для всех. Эта степень напрямую зависит от развитости мораль­ного сознания личности, глубины и богатства ее мировоззрения.



Известно, что предметом труда сотрудника правоохранительных органов является прежде всего человек, взятый в его социальных характеристиках, причем нередко речь идет о судьбе человека. Ну­ждается ли в таком случае в доказательстве мысль, что и сам со­трудник обязательно выступает перед людьми в своих личностных,



198


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


нравственных свойствах? Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных тре­бований и многое другое являются существенным фактором, опре­деляющим успех правоохранительной деятельности. При этом роль изучения этической теории для формирования нравственных уста­новок в обеспечении работы с людьми, в выполнении многих про­фессиональных задач — несомненна.

Конечно, само по себе усвоение философско-теоретических знаний о морали не способно перевоплотить человека. Его нравст­венные качества далеко не всегда формируются образованием и ин­теллектуальным развитием. Но этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к свои мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии — сочетании этического образования со стремлением к нравственному совер­шенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутрен­него, нравственного мира. Реализовать заложенный в теории нрав­ственный воспитательный потенциал можно, только непрерывно и усиленно соотнося его с практикой — в этом суть как воспитания, так и самовоспитания личности.

  1. Сущность и задачи нравственного воспитания личности

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работни­ков различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профес­сии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий от­носятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманиза­ции и демократизации общества роль моральных элементов в пове­дении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.

Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятель­ности правоохранительных органов.