ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2322
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч. в 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 410-411.
2 Дзержинская С. В годы великих боев. М., 1965. С. 306.
А.С. Макаренко
204
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нарном уставе, Кодексе профессиональной этики, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.).
Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.
Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение сотрудника, если он, прежде чем отдать воинское приветствие, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь, или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным поступок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее ноша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».
Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности
, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формирование моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
205
Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глубоко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего народа, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении которому он видит смысл всей своей жизни.
Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи определенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохранительных органов.
Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществления, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей совокупности систему этого вида воспитания.
Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них необходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нормах, о моральном идеале личности.
Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.
-
В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.
Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотрудников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на художественных образах или исторических личностях, но и на фактах из
206
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное зна-
чение имеют не только положительные примеры высоконравствен-
ного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципи-
альности, честности и скромности, но и анализ безнравственных
поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих
высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и
целенаправленно распространять этические знания, доводить их до
каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение
к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной
практике и повседневном поведении.
Однако как бы ни было значимо этиче-
ское просвещение, оно не должно стать про-
светительством, т.е. не может быть самоцелью
и никогда не в состоянии заменить нравст-
венного воспитания. Человек может обладать
обширными этическими знаниями и в то же
время жить, «добру и злу внимая равнодуш-
но», совершать безнравственные поступки.
Это свидетельствует как раз о том, что знания
человека не стали его убеждениями, что про-
цесс нравственного обучения по существу не
сопровождался нравственным воспитанием.
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 74
И.Ф. Гебарт По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравственного воспитания — это средство без цели. Нравственное же воспитание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства.
-
Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотрудника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практической целесообразности, общественной значимости, объективной необходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному составу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеждений наносят расхождения между словом и делом, когда руководитель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабления, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых.
Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
207
бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.
В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «надо». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения.
И здесь немалую роль играют мо- рально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общественных организаций.
Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.
Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути служебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтирательство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и злоупотребление служебным положением. Природа этих и иных проступков и преступлений различна, однако они всегда предопределяются низкой нравственной культурой сотрудников.
Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессионально
208
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью общественного мнения, авторитетом руководителей.
Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает:
-
учет морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации; -
анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих; -
учет состояния служебного коллектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.); -
проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.
Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и постоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непримиримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запятнать честь мундира.
Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. Задача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитетами были достойные сотрудники.