Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2322

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч. в 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 410-411.


2 Дзержинская С. В годы великих боев. М., 1965. С. 306.





А.С. Макаренко



204


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


нарном уставе, Кодексе профессиональной этики, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравст­венных привычек.
По существу, это завершающий этап нравственно­го воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, по­скольку закрепленным можно считать только то, что вошло в куль­туру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и пове­дения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуа­ции. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение со­трудника, если он, прежде чем отдать воинское приветствие, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь, или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным посту­пок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее но­ша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».

Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки бази­руются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности
, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формиро­вание моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование мо­ральных потребностей личности, направленных на нравственное само­совершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравст­венному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные мораль­ные потребности выступают побудителями нравственной деятель­ности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым отно­сятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


205


Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глу­боко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по пре­образованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего наро­да, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении ко­торому он видит смысл всей своей жизни.

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи оп­ределенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохра­нительных органов.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений
его осуществле­ния, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей сово­купности систему этого вида воспитания.

Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них не­обходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нор­мах, о моральном идеале личности.

Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.

  1. В системе правоохранительных органов используются разнооб­разные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, заня­тия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравствен­ному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотруд­ников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуж­дение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих катего­рий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мунди­ра»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на худо­жественных образах или исторических личностях, но и на фактах из



206


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное зна-
чение имеют не только положительные примеры высоконравствен-
ного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципи-
альности, честности и скромности, но и анализ безнравственных
поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих
высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и
целенаправленно распространять этические знания, доводить их до
каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение
к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной
практике и повседневном поведении.

Однако как бы ни было значимо этиче-
ское просвещение, оно не должно стать про-
светительством, т.е. не может быть самоцелью
и никогда не в состоянии заменить нравст-
венного воспитания. Человек может обладать
обширными этическими знаниями и в то же
время жить, «добру и злу внимая равнодуш-
но», совершать безнравственные поступки.
Это свидетельствует как раз о том, что знания
человека не стали его убеждениями, что про-
цесс нравственного обучения по существу не
сопровождался нравственным воспитанием.

1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   74

И.Ф. Гебарт По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравст­венного воспитания — это средство без цели. Нравственное же вос­питание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства.

  1. Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотруд­ника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практиче­ской целесообразности, общественной значимости, объективной необ­ходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному со­ставу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеж­дений наносят расхождения между словом и делом, когда руководи­тель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабле­ния, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен по­зволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых.

Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,








5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


207


бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встре­чая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых мо­ральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко при­ходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобст­вами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «на­до». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения.

И здесь немалую роль играют мо- рально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общест­венных организаций.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда со­трудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практи­ка способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути слу­жебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтиратель­ство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и зло­употребление служебным положением. Природа этих и иных про­ступков и преступлений различна, однако они всегда предопреде­ляются низкой нравственной культурой сотрудников.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с не­гативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чу­ждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессионально­



208


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


нравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональ­ной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспи­тания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жиз­ни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью обще­ственного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации мо­ральной деформации предполагает:

  • учет морально-психологических, политических и деловых ка­честв сотрудника, степень его субъективной предрасположен­ности к деформации;

  • анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или воен­нослужащих;

  • учет состояния служебного коллектива (половозрастного со­става, стабильности, показателей служебной деятельности, мо­рально-психологической атмосферы и т.д.);

  • проведение комплекса мер воспитательного характера, соз­дающих заслон на пути к нравственной деформации.

Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и по­стоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непри­миримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запят­нать честь мундира.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия сво­их старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих усло­виях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. За­дача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитета­ми были достойные сотрудники.