ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2330
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.
224
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
нательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики — учет собственного достоинства, поскольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики — не самоуничтожение, а утверждение себя.
-
Самоограничение, самоотказ, самообязателъство.
Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.
Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке — примеры самоободрения.
Самоприказ. Он может применяться при выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек — это
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 225 прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя»1. Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.
нию задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить раз- витию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствую- щие действия при выполнении служебной зада- чи. Самонапоминание может при этом перерас- тать в самоинструктирование, в детальное «про- игрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления. Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубежде- ния приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесооб- разность предварительного решения, и только после этого начина- ется его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и ре- шение об отказе от вредных привычек, поступков.
Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей командиров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным — это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе — это уже начало успеха. Ш'ёк | г ■ь. |
| /Г [ |
В.Л. Сухомлинский
1 Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.
226
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека — его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.
Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания, например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Подводить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем соблюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реагировать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.
В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания — на день, на неделю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести поправки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планировать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.
Так, JT.H. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Неприятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них
1.
Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравственного самовоспитания. Такие правила могут носить характер де
1 Толстой JI.H. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19. С. 135.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
227
виза: «каждая секунда на учете, каждая минута — для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово — подтверди делом» и др.
Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно должна основываться на общечеловеческих и профессиональных нравственных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловеческого плана:
-
воспитание в себе трудолюбия, добросовестного отношения к делу, дисциплинированности и ответственности; -
воспитание принципиальности, честности, правдивости, искренности, скромности; -
развитие чувства заботы о человеке, культивирование гуманизма, душевной доброты, способности к сопереживанию; -
воспитание уважительного и доверительного отношения к людям, сочетаемого с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности; -
воспитание подлинного благородства и порядочности, чувства собственного достоинства; -
выработка высокой культуры поведения, отвращения и непримиримости к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману и др.
Программа профессионального нравственного самовоспитания сотрудников правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, Присяге, законах, уставах и директивах правоохранительных органов, Кодексе чести и других нормативных документах государственного и ведомственного масштабов в их нравственном проявлении. Это, например, выработка в процессе нравственного самовоспитания таких качеств, как:
-
уважение к профессиональной деятельности, стремление внести свой вклад в ее лучшие традиции, содействовать повышению ее авторитета среди населения; -
добросовестное исполнение служебного долга и своих профессиональных функций, высокая требовательность к себе в выполнении уставов, приказов и распоряжений; -
гражданское мужество, готовность противостоять любым нарушениям законности, решительность и твердость в защите интересов общества и прав граждан;
228
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
забота об охране общественной и личной собственности,
пропаганда правовых знаний среди населения, воспитание граждан
в духе бережного отношения к созданному людьми национальному
достоянию и окружающей природе; -
уважение к общественному долгу и неуклонное его исполне-
ние, безупречная нравственная чистота и выдержанность в отноше-
ниях с гражданами, на службе и в быту; -
настойчивость и упорство в работе по перевоспитанию лиц,
склонных к антиобщественным действиям; -
решительность в противодействии проявлениям шовинизма,
национализма и экстремизма, вдумчивое и осмотрительное исполь-
зование мер убеждения и принуждения;
-
готовность прийти на помощь товарищу
в выполнении им служебного долга, поделить-
ся знаниями, опытом и навыками в работе; -
почтительное отношение к служебной
символике, торжественным ритуалам, цере-
мониалу и традициям.
Полезно в этой связи познакомиться с
личной программой самовоспитания автора
повести «Чапаев», комиссара легендарной
чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова, ко-
торая включала в себя следующие правила:
-
точнейшая исполнительность во всем; -
полная напряженность в работе; -
спокойствие и предусмотрительность; -
используй своих подчиненных работников так, чтобы у них не было ни одной минуты свободной; -
внушай к себе уважение даже обращением; -
не снисходи до оскорблений и ругани подчиненных; -
будь недоверчив, но не показывай своего недоверия (речь идет о военспецах); -
держись ближе к общественным организациям; -
отдельные эпизоды и факты боевой жизни записывай1.
Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает
потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. При этом важно, чтобы инициатором ее был командир, начальник. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспи