Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2330

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М., 2000. С. 464.



224


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


нательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики — учет собственного достоинства, по­скольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обес­печения дальнейшего развития. Цель самокритики — не самоунич­тожение, а утверждение себя.

  1. Самоограничение, самоотказ, самообязателъство.
Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обя­зательства и самообязательства является принятие Присяги. Про­возглашая торжественную клятву, призывник берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей лич­ной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняет­ся в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побуди­теля самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров правоохранительных органов.

  • Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

  • Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твер­дость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке — примеры самоободрения.


  • Самоприказ. Он может применяться при выполнении слож­ных задач, требующих больших волевых усилий. Самоприказ отда­ется во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъ­ем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдаю­щийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек — это








    5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


    225


    прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя»1.
    Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя.
    Использование этого метода предполагает основательную волевую

    подготовку и практику самовоспитания.

    1. Самонапоминание.
    Приступая к выполне-
    нию задания, сотрудник напоминает себе, что
    выполнение этого задания должно служить раз-
    витию нужных ему качеств. Исходя из этого, он
    определяет подходы, правила и соответствую-
    щие действия при выполнении служебной зада-
    чи. Самонапоминание может при этом перерас-
    тать в самоинструктирование, в детальное «про-
    игрывание» предстоящей операции и способов
    ее осуществления.

  • Самоубеждение. Прежде чем принуждать
    себя к выполнению тех или иных действий,

    у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь
    возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубежде-
    ния приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесооб-
    разность предварительного решения, и только после этого начина-
    ется его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и ре-
    шение об отказе от вредных привычек, поступков.

    1. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного са­мовоспитания призвано играть правильно поставленное самовну­шение. Самовнушаемость — нормальное свойство человеческой психики. Ее основой выступает нейтрализация задерживающих ме­ханизмов и критической способности личности. Такая нейтрализа­ция достигается благодаря командной роли второй сигнальной сис­темы относительно первой.

    Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно боль­шой. Боевые уставы и наставления не только берут на вооружение эту силу, но и возводят ее применение в ранг обязанностей коман­диров и начальников: командир обязан внушить всем подчиненным непоколебимую уверенность в успехе. И в повседневной службе начальник внушает подчиненному личному составу и себе самому, что в дисциплине, организованности и порядке нет и не может быть мелочей. При этом очень важно отбирать внушаемые идеи, остере­гаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным — это значит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе — это уже начало успеха.

    Ш'ёк

  • г

    ь.






    [



    В.Л. Сухомлинский


    1 Сухомлинский В А. Стать человеком // Новый мир. 1974. № 3. С. 183.


    226


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    В целом, как видим, методы и приемы нравственного самовос­питания охватывают все духовные и физические проявления чело­века — его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действенного применения методов и приемов самовоспи­тания состоит в том, чтобы найти в духовном мире собственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д. и так организовать их реализацию, чтобы потерпело поражение негативное.

    Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а так­же для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания
    , например: «Не избегать никаких трудностей», «Обязательно доводить начатое дело до конца», «Под­водить итоги своей работы за день», «Не поступать, как хочется, а поступать, как надо», «Говорить другим только правду и не терпеть лжи от других», «Все, что можно сделать сегодня, не откладывать на завтра», «Экономить время», «Постоянно учиться», «Во всем со­блюдать порядок», «Стойко переносить критику и правильно реаги­ровать на нее», «Не грубить собеседникам, не оскорблять их», «Не лениться», «Не зазнаваться», «Не завидовать», «Избегать дурных привычек» и др.

    В работе над собой весьма полезно составлять индивидуальный (личный) план нравственного самовоспитания — на день, на неде­лю, на месяц. Ущербно начинать день с размышления о том, чем бы сегодня заняться. Целесообразно уже накануне представлять себе завтрашний день. Не исключено, что жизнь может внести по­правки, но это будут поправки к плану, а не к пустому месту. При этом важно фиксировать свои отрицательные качества и планиро­вать их искоренение. Великие люди, как правило, были недовольны собой и бичевали себя за собственные недостатки.

    Так, JT.H. Толстой 4 июля 1854 г. записывает в своем дневнике. Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность). 2) Непри­ятный, тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие. 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать вся­кий раз, что буду впадать в них
    1.

    Недовольство собой следует рассматривать как стимул нравст­венного самовоспитания. Такие правила могут носить характер де­


    1 Толстой JI.H. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19. С. 135.





    5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


    227


    виза: «каждая секунда на учете, каждая минута — для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в бою»; «дал слово — подтверди делом» и др.

    Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания
    , в ко­торой ставятся конкретные задачи нравственного самовоспитания на определенный период. Такую программу имеют многие молодые люди. Программа нравственного самовоспитания нормативно долж­на основываться на общечеловеческих и профессиональных нравст­венных требованиях к сотрудникам правоохранительных органов. Примерные задачи нравственного самовоспитания общечеловече­ского плана:

    • воспитание в себе трудолюбия, добросовестного отношения к делу, дисциплинированности и ответственности;

    • воспитание принципиальности, честности, правдивости, ис­кренности, скромности;

    • развитие чувства заботы о человеке, культивирование гума­низма, душевной доброты, способности к сопереживанию;

    • воспитание уважительного и доверительного отношения к людям, сочетаемого с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности;

    • воспитание подлинного благородства и порядочности, чувства собственного достоинства;

    • выработка высокой культуры поведения, отвращения и не­примиримости к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману и др.

    Программа профессионального нравственного самовоспитания сотрудников правоохранительных органов основывается на Консти­туции Российской Федерации, Присяге, законах, уставах и дирек­тивах правоохранительных органов, Кодексе чести и других норма­тивных документах государственного и ведомственного масштабов в их нравственном проявлении. Это, например, выработка в процессе нравственного самовоспитания таких качеств, как:

    1. уважение к профессиональной деятельности, стремление вне­сти свой вклад в ее лучшие традиции, содействовать повышению ее авторитета среди населения;

    2. добросовестное исполнение служебного долга и своих про­фессиональных функций, высокая требовательность к себе в выпол­нении уставов, приказов и распоряжений;

    3. гражданское мужество, готовность противостоять любым на­рушениям законности, решительность и твердость в защите интере­сов общества и прав граждан;




    228


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    1. забота об охране общественной и личной собственности,
      пропаганда правовых знаний среди населения, воспитание граждан
      в духе бережного отношения к созданному людьми национальному
      достоянию и окружающей природе;

    2. уважение к общественному долгу и неуклонное его исполне-
      ние, безупречная нравственная чистота и выдержанность в отноше-
      ниях с гражданами, на службе и в быту;

    3. настойчивость и упорство в работе по перевоспитанию лиц,
      склонных к антиобщественным действиям;

    4. решительность в противодействии проявлениям шовинизма,
      национализма и экстремизма, вдумчивое и осмотрительное исполь-

    зование мер убеждения и принуждения;

    1. готовность прийти на помощь товарищу
      в выполнении им служебного долга, поделить-
      ся знаниями, опытом и навыками в работе;

    2. почтительное отношение к служебной
      символике, торжественным ритуалам, цере-
      мониалу и традициям.

    Полезно в этой связи познакомиться с
    личной программой самовоспитания автора
    повести «Чапаев», комиссара легендарной
    чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова, ко-
    торая включала в себя следующие правила:

    • точнейшая исполнительность во всем;

    • полная напряженность в работе;

    • спокойствие и предусмотрительность;

    • используй своих подчиненных работников так, чтобы у них не было ни одной минуты свободной;

    • внушай к себе уважение даже обращением;

    • не снисходи до оскорблений и ругани подчиненных;

    • будь недоверчив, но не показывай своего недоверия (речь идет о военспецах);

    • держись ближе к общественным организациям;

    • отдельные эпизоды и факты боевой жизни записывай1.

    Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает

    потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа самовоспитания принимает коллективный характер. При этом важ­но, чтобы инициатором ее был командир, начальник. Программа предусматривает ознакомление с теорией и методикой самовоспи­