ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2327
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.
Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил
214
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.
Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.
В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность.
Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
215
(воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.
В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.
216
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
социологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность — объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
217
но и от познания окружающей действительности — от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством1.
В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им — принцип форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспективных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, — по замечанию К.Д. Ушинского, — есть потребность совершенствования развития»
2. Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности — самовоспитываются.
Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 269.
2 Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1988. С. 63.
218
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
К числу внутренних закономерностей относится и такая, как
единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенст-
вование личности осуществляется через систему различных средств
и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с
целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и спо-
собы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспита-
ния. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и
тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы са-
мовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только
тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные
цели не могут реализоваться порочными средствами и методами.
Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая
цель не может быть высокой и справедливой.
Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не толь-
ко социальной средой, но и биологической природой человека. Выдаю-
щийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия
организма окружающей среде, согласно ко-
торому человек может существовать до тех
Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил
214
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.
Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.
В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность.
Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
215
(воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов.
-
Нравственное самовоспитание сотрудника — явление системное, оно имеет свою логику развития, закономерности и принципы реализации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделяются условно следующим образом:
-
внешние — обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом; -
внутренние — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.
В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.
-
Универсальная связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление в зависимости самовоспитания сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип — воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Обще
216
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
социологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность — объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда.
-
Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания играет творческая деятельность, к которой в полной мере относится и служба в правоохранительных органах.
-
использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств', -
принцип опосредованного импульса — введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.
-
Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Успех в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний. Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания,
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
217
но и от познания окружающей действительности — от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством1.
-
Развитие способности господствовать над самим собой, управлять своей собственной жизнью органически связано с развитием духовной культуры личности.
В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им — принцип форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспективных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, — по замечанию К.Д. Ушинского, — есть потребность совершенствования развития»
2. Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности — самовоспитываются.
Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 269.
2 Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1988. С. 63.
218
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
К числу внутренних закономерностей относится и такая, как
единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенст-
вование личности осуществляется через систему различных средств
и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с
целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и спо-
собы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспита-
ния. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и
тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы са-
мовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только
тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные
цели не могут реализоваться порочными средствами и методами.
Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая
цель не может быть высокой и справедливой.
Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не толь-
ко социальной средой, но и биологической природой человека. Выдаю-
щийся физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия
организма окружающей среде, согласно ко-
торому человек может существовать до тех