Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2329

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пор, пока он уравновешивается с окружаю-
щими условиями путем саморегуляции.
«Наша система, — писал он, — в высшей
степени саморегулирующаяся, сама себя под-
держивающая, восстанавливающаяся, направ-
ляющая и даже совершенствующаяся»1.

Самовоспитание есть высшее проявле-
ние и дополнение биологической саморегу-
ляции. Биологическая и социальная сторо-
ны самосовершенствования тесно связаны

между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено
закономерностью единства социального и биологического в само-
воспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и само-
воспитания, в частности, оказывает существенное влияние на био-
логическую природу человека и на его физиологическую саморегу-
ляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие
физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той
же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и
на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспи-
тания как социального явления с биологической природой человека
носит диалектический характер: самовоспитание не только выраста-
ет из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказы-
вает на нее существенное влияние.





И. П. Павлов


1 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. М., 1951. С. 364.





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


219


Таковы некоторые закономерности и принципы развития нрав­ственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоох­ранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объ­ективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: сти­хийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов соб­ственного развития. Реализация названных закономерностей проис­ходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и твор­чества, применения определенных методов.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания исполь­зуются многочисленные методы и приемы.

Ограничить их какими- либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на ис­черпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и вос­питательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

  1. Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замы­сел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения — это лишь эмпириче­ский материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоце­лью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бес­плодное и вредное «самокопание».

  2. Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и крити­ческое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных орга­нов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю ду­ховную и практическую деятельность личного состава на службе и в быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую — логическую сту­пень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.



220


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания спе­циалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, дейст­вия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром ис­тинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, на­пример, анализом только своих отрицательных или только положи­тельных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мело­чей не приносит пользы.

  2. Самооценка. Она выступает как результат применения само­анализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравне­ние) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Аде­кватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Осно­ва самооценки — не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы).


В правоохранительных органах сложилась и успешно применя­ется достаточно эффективная система оценки и самооценки, кото­рая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт харак­тера; составление самохарактеристик; метод независимых характе­ристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику са­мооценки своей личности по количественному показателю.

Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыль­чивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искрен­ность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, неж­ность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдер­жанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пе­дантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудитель­ность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадатель­ность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


221


Из приведенных слов составляются две колонки (от 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты лично­сти, во вторую — отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обла­дает. Для каждой колонки подсчитывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответст­вующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей лич­ности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, свидетельствуют о нор­мальной, средней самооценке сотрудника.

Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказыва­ется на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает не­верие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, ме­ру активности. На основе такой самооценки осуществляется опти­мальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специа­листов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке.

  1. Следование положительному примеру.

Это весьма действенный метод самовоспитания. А.В. Суворов советовал изучать жизнь вы­дающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо под­ражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подра­жания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности,



222


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в
быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах»1, — говорил
великий русский полководец. Используя исторические примеры и
собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя»
для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчи-

вости, скор без опрометчивости, деятелен без
легкомыслия, подчинен без униженности, на-
чальник без самонадеянности, победитель без
тщеславия, честолюбив без кичливости, благо-
роден без гордости, непринужден без лукавства,
тверд без упрямства, скромен без притворства,
основателен без педантства, приятен без ветре-
ности, целен без примеси, благожелателен без
коварства, принципиален без пронырства, от-
кровенен без простодушия, приветлив без око-
личностей, услужлив без корыстолюбия. Собст-
венная жизнь и деятельность А.В. Суворова и
его мысли о нравственном самовоспитании дос-
тойны подражания и в наши дни сотрудниками

правоохранительных органов.

  1. Самоучет
и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях — важное качество сотрудника правоохрани­тельных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. По­ложительную роль в развитии самосознания и нравственного само­воспитания специалиста оказывают высказывания о нем команди­ров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять еже­дневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышает­ся, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой.


  • Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуж- дения повышаются, когда оно вызывается внутренними побужде­ниями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуа­ция, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное





    А.В. Суворов


    1 Заветы Суворова: Сборник суворовских изречений. М., 1943. С. 27.





    5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


    223


    подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоя­тельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины — это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.

    1. Самообладание.
    Оно выступает важным средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самооблада­ние — это способность «не терять» себя в минуты опасности, по­давлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохра­нять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет ми­ром»1, — говорил Д. Галифакс.

    Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохрани­тельной деятельности показывает, что проявления героизма и само­пожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, при­выкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обста­новка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду.

    1. Самодисциплина. Значение дисциплины в правоохранитель­ных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превра­тить дисциплину в самодисциплину — высшую форму дисциплины сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требования­ми службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.

    2. Самокритика. Она является одним из важнейших методов самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успе­хов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо соз­