Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2349

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 273


Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мне­ниями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отно­шений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.

  1. этап —
стабилизация достигнутого уровня профессионально­нравственной целостности коллектива.

  • этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.

  • этап — максимальное сочетание требований службы и лич­ных интересов членов коллектива на основе сочетания морально- этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.

    По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессио­нально-нравственного развития его членов.

    Первая стадия — стадия формирования, на которой руководи­тель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нрав­ственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэто­му на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководи­теля, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.


    Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добро­совестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относя­щиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно де­формированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.



    274


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подав­ляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанав­ливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаи­мопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со сторо­ны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.

    Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня раз­вития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение прояв­ления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководи­телю со стороны коллектива предъявляются определенные требова­ния, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жест­кими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее ска­зать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.

    Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный кол­лектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:

    • социально-политическую — формирование у членов коллекти­ва определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника право­охранительных органов;

    • нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие оп­ределенного уровня знаний, навыков, умений, высокой об­щей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу, искоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия, эгоизма и т.д.


    1. Нравственные факторы и условия эффективной деятельности служебных коллективов правоохранительных органов

    В ведомственных приказах правоохранительных органов неоднократ­но отмечалось, что для нормального функционирования служебного коллектива надлежит уделять пристальное внимание профессио­





    8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 275


    нальному, правовому и нравственно-эстетическому воспитанию лич­ного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисцип­лины, формирования здорового морально-психологического климата, изыскания резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективных предпосылок укрепления законно­сти и служебной дисциплины. Выполнение этих требований ослож­няется рядом проблем и противоречий, проявившихся в последнее время.


    • произошла деидеологизация общественной жизни, радикаль­ная смена идеалов и приоритетов, резкое понижение роли воспитательных аппаратов и качества их работы;

    • изменились ценностные ориентации руководителей правоох­ранительных органов и личного состава;

    • стал иным культурный и нравственный облик молодежи, по­ступающей на службу в органы правоохраны;

    • обострились противоречия между необходимостью подготовки высококультурных, обладающих должным уровнем нравствен­ной и правовой воспитанности сотрудников правоохранитель­ных органов и существующими традиционными, устаревшими подходами к решению этой задачи;

    • наблюдается несоответствие уровня получаемых знаний со­трудниками правоохранительных органов требованиям прак­тики и т.д.

    Вышеназванные проблемы и противоречия находят наиболее зримое проявление в многообразных факторах и условиях, кото­рые или благоприятно влияют на деятельность и результативность служебного коллектива, или оказывают на него неблагоприятное воздействие.

    В различных главах учебника
    группа позитивных факторов и условий в целом уже получила определенное освещение, однако представля­ется целесообразным изложить их в виде некоторой системы.

    1. Нравственно-эстетические'.

    • обоснованность, объективность и справедливость кадровых решений, когда продвижение по службе, выдвижение на руко­водящую должность, представление к различного рода поощ­рениям происходит исключительно на основе морально-дело­вых качеств и реальных результатов труда сотрудника;

    • создание благоприятных условий для профессионального, нрав­ственного и культурного становления личности сотрудника;

    • оказание моральной и профессиональной помощи вновь при­нятым членам коллектива для их скорейшей адаптации к тре­бованиям службы;



    276


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    • творческий подход и необходимое ресурсное обеспечение при организации культурного досуга и отдыха сотрудников;

    • эстетическое оформление служебных помещений и условий труда;

    • внимательное отношение к традициям и ритуалам, повышаю­щее престиж профессии, чувство гордости за членство в слу­жебном коллективе.

    1. Психолого-педагогические:

    • благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

    • соответствие уровня подготовки каждого сотрудника характеру его функциональных обязанностей;

    • создание условий для постоянного служебно-профессиональ­ного и нравственно-культурного роста каждого сотрудника и коллектива в целом;

    • установление отношений делового сотрудничества между на­чальниками и подчиненными при решении служебных задач;

    • следование требованиям культуры общения в служебных и межличностных отношениях между сотрудниками;

    • своевременное выявление отрицательных сторон в поведении отдельных сотрудников и корректировка их совместными усилиями руководства и членов коллектива;

    • помощь коллектива в преодолении разрыва между самооцен­кой и реальными возможностями сотрудника;

    • поощрение или наказание сотрудников с учетом их индиви­дуальных особенностей.

    1. Социально-экономические:

    • обеспечение уровня и качества жизни сотрудников и членов их семей в соответствии с занимаемой должностью;

    • проявление внимания со стороны руководства и членов кол­лектива к бытовым условиям каждого сотрудника;

    • своевременное оказание моральной и материальной помощи сотруднику, оказавшемуся в сложной ситуации.

    1. Организационно-правовые и управленческие'.

    • обеспечение режима законности как по отношению к сотруд­никам, так и в процессе исполнения ими функциональных обязанностей;

    • индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками служеб­ного коллектива как руководителей, так и работников воспи­тательного аппарата;

    • создание условий для творческого развития каждого сотрудника;

    • оптимальное сочетание демократических и авторитарных на­чал в руководстве коллективом;






    8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 277


    • научная обоснованность служебной нагрузки при выполне­нии конкретных видов работы из расчета на одного сотруд­ника, определяющая штатную численность службы или под­разделения.

    Негативные факторы и условия,
    противодействующие стабильности и нормальному функционированию коллектива правоохранитель­ных органов, можно разделить на следующие группы.

    1. Нравственно-этические:

    • отсутствие надлежащего морально-психологического климата в коллективе;

    • низкий уровень правовой и профессиональной культуры со­трудников;

    • социальная запущенность членов коллектива, их сугубо праг­матическая ориентация;

    • падение престижа профессии в представлении конкретного сотрудника или коллектива в целом.

    1. Психолого-педагогические:

    • отсутствие научно разработанной профессиограммы при отбо­ре сотрудников на конкретную должность или специальность;

    • запущенность культурно-воспитательной работы и самообра­зования;

    • игнорирование психологических особенностей личности при назначении на должность, переводе в другую службу.

    1. Социально-экономические:

    • неудовлетворенные жилищно-бытовые условия жизни, отсут­ствие возможности их улучшить;

    • несоответствие денежного содержания характеру и условиям труда;

    • низкий уровень качества жизни сотрудников при выходе на пенсию, в отставку, в запас;

    • отсутствие достаточных средств для лечения сотрудников и членов их семей.

    1. Организационно-правовые и управленческие:

    • отсутствие общих целей и служебных перспектив для боль­шинства членов коллектива;

    • отсутствие нормальных условий для несения службы, ее пла­новости и соразмерности предельно допустимым нагрузкам;

    • постоянно возрастающая нагрузка, порожденная осложнением оперативной обстановки и отсутствием кадровых возможностей;

    • устаревший стиль деятельности руководителя;

    • отсутствие оптимальных гибких организационных структур;

    • волюнтаристское ресурсное обеспечение и др.