ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2349
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 273
Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мнениями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отношений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.
-
этап —
этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.
этап — максимальное сочетание требований службы и личных интересов членов коллектива на основе сочетания морально- этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.
По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессионально-нравственного развития его членов.
Первая стадия — стадия формирования, на которой руководитель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нравственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэтому на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководителя, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.
Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относящиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно деформированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.
274
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подавляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанавливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаимопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со стороны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.
Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня развития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение проявления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководителю со стороны коллектива предъявляются определенные требования, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жесткими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее сказать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.
Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный коллектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:
-
социально-политическую — формирование у членов коллектива определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника правоохранительных органов; -
нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие определенного уровня знаний, навыков, умений, высокой общей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу, искоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия, эгоизма и т.д.
-
Нравственные факторы и условия эффективной деятельности служебных коллективов правоохранительных органов
В ведомственных приказах правоохранительных органов неоднократно отмечалось, что для нормального функционирования служебного коллектива надлежит уделять пристальное внимание профессио
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 275
нальному, правовому и нравственно-эстетическому воспитанию личного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисциплины, формирования здорового морально-психологического климата, изыскания резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективных предпосылок укрепления законности и служебной дисциплины. Выполнение этих требований осложняется рядом проблем и противоречий, проявившихся в последнее время.
-
произошла деидеологизация общественной жизни, радикальная смена идеалов и приоритетов, резкое понижение роли воспитательных аппаратов и качества их работы; -
изменились ценностные ориентации руководителей правоохранительных органов и личного состава; -
стал иным культурный и нравственный облик молодежи, поступающей на службу в органы правоохраны; -
обострились противоречия между необходимостью подготовки высококультурных, обладающих должным уровнем нравственной и правовой воспитанности сотрудников правоохранительных органов и существующими традиционными, устаревшими подходами к решению этой задачи; -
наблюдается несоответствие уровня получаемых знаний сотрудниками правоохранительных органов требованиям практики и т.д.
Вышеназванные проблемы и противоречия находят наиболее зримое проявление в многообразных факторах и условиях, которые или благоприятно влияют на деятельность и результативность служебного коллектива, или оказывают на него неблагоприятное воздействие.
В различных главах учебника
группа позитивных факторов и условий в целом уже получила определенное освещение, однако представляется целесообразным изложить их в виде некоторой системы.
-
Нравственно-эстетические'.
-
обоснованность, объективность и справедливость кадровых решений, когда продвижение по службе, выдвижение на руководящую должность, представление к различного рода поощрениям происходит исключительно на основе морально-деловых качеств и реальных результатов труда сотрудника; -
создание благоприятных условий для профессионального, нравственного и культурного становления личности сотрудника; -
оказание моральной и профессиональной помощи вновь принятым членам коллектива для их скорейшей адаптации к требованиям службы;
276
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
творческий подход и необходимое ресурсное обеспечение при организации культурного досуга и отдыха сотрудников; -
эстетическое оформление служебных помещений и условий труда; -
внимательное отношение к традициям и ритуалам, повышающее престиж профессии, чувство гордости за членство в служебном коллективе.
-
Психолого-педагогические:
-
благоприятный морально-психологический климат в коллективе; -
соответствие уровня подготовки каждого сотрудника характеру его функциональных обязанностей; -
создание условий для постоянного служебно-профессионального и нравственно-культурного роста каждого сотрудника и коллектива в целом; -
установление отношений делового сотрудничества между начальниками и подчиненными при решении служебных задач; -
следование требованиям культуры общения в служебных и межличностных отношениях между сотрудниками; -
своевременное выявление отрицательных сторон в поведении отдельных сотрудников и корректировка их совместными усилиями руководства и членов коллектива; -
помощь коллектива в преодолении разрыва между самооценкой и реальными возможностями сотрудника; -
поощрение или наказание сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.
-
Социально-экономические:
-
обеспечение уровня и качества жизни сотрудников и членов их семей в соответствии с занимаемой должностью; -
проявление внимания со стороны руководства и членов коллектива к бытовым условиям каждого сотрудника; -
своевременное оказание моральной и материальной помощи сотруднику, оказавшемуся в сложной ситуации.
-
Организационно-правовые и управленческие'.
-
обеспечение режима законности как по отношению к сотрудникам, так и в процессе исполнения ими функциональных обязанностей; -
индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками служебного коллектива как руководителей, так и работников воспитательного аппарата; -
создание условий для творческого развития каждого сотрудника; -
оптимальное сочетание демократических и авторитарных начал в руководстве коллективом;
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 277
-
научная обоснованность служебной нагрузки при выполнении конкретных видов работы из расчета на одного сотрудника, определяющая штатную численность службы или подразделения.
Негативные факторы и условия,противодействующие стабильности и нормальному функционированию коллектива правоохранительных органов, можно разделить на следующие группы.
-
Нравственно-этические:
-
отсутствие надлежащего морально-психологического климата в коллективе; -
низкий уровень правовой и профессиональной культуры сотрудников; -
социальная запущенность членов коллектива, их сугубо прагматическая ориентация; -
падение престижа профессии в представлении конкретного сотрудника или коллектива в целом.
-
Психолого-педагогические:
-
отсутствие научно разработанной профессиограммы при отборе сотрудников на конкретную должность или специальность; -
запущенность культурно-воспитательной работы и самообразования; -
игнорирование психологических особенностей личности при назначении на должность, переводе в другую службу.
-
Социально-экономические:
-
неудовлетворенные жилищно-бытовые условия жизни, отсутствие возможности их улучшить; -
несоответствие денежного содержания характеру и условиям труда; -
низкий уровень качества жизни сотрудников при выходе на пенсию, в отставку, в запас; -
отсутствие достаточных средств для лечения сотрудников и членов их семей.
-
Организационно-правовые и управленческие:
-
отсутствие общих целей и служебных перспектив для большинства членов коллектива; -
отсутствие нормальных условий для несения службы, ее плановости и соразмерности предельно допустимым нагрузкам; -
постоянно возрастающая нагрузка, порожденная осложнением оперативной обстановки и отсутствием кадровых возможностей; -
устаревший стиль деятельности руководителя; -
отсутствие оптимальных гибких организационных структур; -
волюнтаристское ресурсное обеспечение и др.