Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2334

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


329


культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на автори­тете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитатель­ной деятельности.

Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выра­зительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходя­щее для данного случая средство для выражения своей мысли. Куль­тура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются следующие.

  1. Содержательность.
Речь сотрудника органов должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свиде­тельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.

  • Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

  • Доказательность. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.

  • Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщае­мых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и сис­тему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что вся­кое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоз­зренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуют­ся и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человечное, доброе слово, и т.п.


  • Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в уме­ренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная — вызывает раздражение. Каждое произноси­мое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собе­седником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить са­мые глубокие мысли и самые содержательные идеи.



    330


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    1. Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.

    2. Чистота речи. Чистота речи выражается отсутствием в ней чу­ждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности. Чистоту речи разрушают:

    • диалектизмы — слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диа­лектам;

    • варваризмы — включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;

    • жаргонизмы — слова и обороты, присущие прежде всего от­дельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить);

    • вульгаризмы — бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;

    • слова-паразиты — заслоняющие смысл выступления (так ска­зать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете (пони­маешь), типа и т.п.);

    • междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;

    • канцеляризмы — слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;

    • штампы — избитые выражения, стершиеся от частого упот­ребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо под­черкнуть и пр.);

    • малоизвестные слова и словосочетания (если же без них нель­зя обойтись, они тут же должны быть объяснены).

    Все они затрудняют речь, засоряют ее, психологически негатив­но воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию — о речевой некультурности выступающего). Они гу­бительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю.



    Выразительность речи достигается при следующих условиях:

    1. самостоятельность мышления говорящего — излагаемый ма­териал должен быть осмыслен говорящим и получить собственную окраску;

    2. неравнодушие, интерес выступающего к излагаемому материа­лу: к тому, что он говорит, и к тем, для кого он говорит;



    9. Этика делового общения


    331


    1. хорошее знание языка, его выразительных возможностей, особенностей различных языковых стилей (знаменитый древнерим­ский оратор Цицерон советовал: оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать).

    Для овладения речевой культурой необходима систематическая тренировка речевых навыков.
    Следует чаще выступать, внимательно вслушиваться в выступления людей, обладающих ораторскими спо­собностями, учиться у них. Необходимо также сформировать пси­хологическую целевую установку на выразительность своей речи. Весьма полезно записывать свое выступление на магнитофон (а еще лучше на видеомагнитофон) и затем его анализировать.

    Немаловажную роль в ораторском искусстве играют также и по­казатели фонетической культуры, а именно:

    • правильность ударения и произношения;

    • выразительность интонации;

    • четкость дикции.

    В русском языке ударение свободно и может падать на любой слог. Поэтому надо запоминать речь дикторов. В сомнительных случаях следует консультироваться с орфографическим или орфо­эпическим словарем.

    Интонация является эмоциональным оформлением речи, повы­шает ее действенность. Известный русский педагог А.С. Макаренко сумел путем тренировки разработать до 20 оттенков произносимых команд и добился того, что никто не смел не выполнить отдавае­мую им команду. Огромную роль в речевом искусстве играют также паузы. Кстати, чем дольше актер умеет «держать паузу», тем выше его квалификация.

    Четкость дикции заключается в умении ясно произносить все гласные и согласные, не жевать и не глотать их, особенно на кон­цах слов. Особенное внимание при этом следует уделять именам собственным и числительным. Важен и тембр звучания — он дол­жен быть приятным, не резким и не глухим.


    Соблюдение всех перечисленных выше требований обеспечива­ет полноту усвоения информации, демонстрирует культуру оратора и вызывает уважение к нему, показывает его уважение к аудитории.

    Громадное значение имеет и тон разговора. В известной степе­ни тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно раз­личное действие в зависимости от того, как они произносятся. За­носчивый и самонадеянный тон, свидетельствующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, не допус­тим в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Даже



    332


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    указания, носящие категорический, приказной характер, должны высказываться деловито, спокойно, ровным тоном. Особенно это имеет значение при обострении разговора, когда на сцену начинают проникать неконтролируемые эмоции. В этих случаях полезно вспо­минать, что эмоции — это не аргумент, а также древнекитайскую поговорку: «Когда человек в гневе кричит, он — смешон, когда че­ловек в гневе молчит, он — страшен».

    Правильный тон разговора — залог его успеха. Тон — это могу­чее средство эмоционального и волевого воздействия на собеседни­ка: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы.

    Речь сотрудника правоохранительных органов должна свидетель­ствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особенное внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценива­ется как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному или же при обращении к человеку, допустившему правонарушение), ибо тогда она носит пренебрежительный харак­тер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен. Перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин», но пред­почтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, при­сутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фа­милии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих.

    Сотрудник должен постоянно совершенствовать свою речь: чи­тать классическую художественную литературу, содержащую луч­шие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и пе­ренимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов ра­дио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яр­кость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи — одним из важ­нейших профессиональных качеств сотрудника правоохранитель­ных органов.




    9. Этика делового общения


    333


    1. Прием населения

    Прием граждан ответственными сотрудниками подразделений и учреждений является одним из главных факторов, способствующим пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов и укреплению их связи с населением. Для реализации этой уста­новки необходимо предварительно провести работу через средства массовой информации по доведению до населения дней и часов приема с указанием, какое конкретное руководящее лицо принима­ет посетителей. Кроме того, непосредственно в подразделении на видном месте вывешивается информация для посетителей, в кото­рой даются графики приема посетителей с конкретным указанием, какие руководители отделов и служб ведут прием, к которым посе­титель может обратиться для принятия решения по интересующему его вопросу. В дежурной части или у секретаря, помощника заво­дится специальный журнал, в котором записываются фамилия, имя и отчество, адрес, телефон и вопрос, с которым заявитель обращает­ся к тому или иному должностному лицу. Если же заявитель обраща­ется в подразделение с письмом, то оно рассматривается руководите­лем органа или подразделения, который дает поручение компетент­ному специалисту для встречи с автором письма и приглашает его в конкретный день и час для ответа по существу, если в этом возни­кает необходимость.

    Как правило, в подразделении или учреждении определяются конкретные дни и часы приема. Если прием проводится не в кабине­те должностного лица, то для этого выделяется отдельная комната, оборудованная соответствующим инвентарем. Если есть возможность, то перед комнатой, где производится прием, отводится помещение для ожидания, также оборудованное необходимой мебелью.

    Руководящий работник должен быть компетентен в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, для чего, зная заранее вопросы, их интересующие, он консультируется со специа­листами соответствующих служб.

    Принимающий посетителей руководитель обязан быть внима­тельным к заявителю, выслушивать каждого без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт, должен быть психоло­гически готов к восприятию заявителя, который может быть из­лишне эмоционален, многословен, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.

    Руководитель, ведущий прием, должен стремиться давать мак­симально исчерпывающие ответы на вопросы заявителей, решая их