Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2325

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вновь назначенные представители власти имеют целью восста­новление государственного управления, восстановление и поддер­жание общественного порядка, защиту граждан, охрану их здоровья и собственности, оказание помощи пострадавшим и создание условий



352


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


для перехода к нормальному функционированию государственных органов и общественных организаций, отмене ограничений прав человека.

Правоохранительные органы в экстремальных условиях, кроме указанных задач, занимаются также вопросами предупреждения и пресечения паники, распространения ложных слухов, возможных массовых беспорядков, борьбой с преступлениями и правонарушения­ми. Они осуществляют режим допуска в районы экстремальных си­туаций, соблюдение правил карантина и борьбу с его нарушителями.

К основным функциям правоохранительных органов в местностях, объ­явленных на военном или чрезвычайном положении, относятся'.

  1. участие в изъятии транспортных средств и иного необходи­мого имущества государственных предприятий, учреждений, инди­видуальных и кооперативных предприятий, отдельных граждан;

  2. ограничение интенсивности уличного движения, регулирова­ние работы организаций торговли;

  3. регулирование порядка въезда в определенные местности и выезда из них;

  4. участие в выселении в административном порядке лиц, при­знанных социально опасными как по своей противоправной дея­тельности, так и по связям с преступной средой.

Решение указанных функций накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения
требует от сотрудников:

  • дипломатических способностей;

  • психической уравновешенности;

  • знания психических особенностей поведения человека в экс­тремальных ситуациях;

  • уважения местных обычаев, традиций и норм поведения на­селения.

Особенно важное значение эти факторы приобретают в зонах межнациональных конфликтов.


Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компо­нента в поведении. У значительного количества людей понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психологичес­кое напряжение, активизируются отрицательные эмоции. Население в экстремальных условиях легче поддается влиянию эмоций, а ряду его представителей становится труднее контролировать свое поведе­ние, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, которые приобретают внезапный характер. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными,



9. Этика делового общения


353


рассудочными доводами и аргументами. Сотрудникам правоохрани­тельных органов в таких условиях нередко приходится противопос­тавлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудитель­ность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять не­управляемые эмоции граждан.

Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обу­словливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляется раз­дражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и меж­личностного взаимодействия нередко вспыхивают конфликты (по­рой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большее влия­ние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.

Перечисленные психические особенности, характер экстремаль­ных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, под­держанию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чув­ствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти предпринимают все меры для борьбы с последствиями сти­хийных бедствий, что все делается последовательно, целеустрем­ленно, по единому плану. Население должно видеть, что лица, от­вечающие за правопорядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.

В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человеку на экстремальные усло­вия. Анализ позволяет их сгруппировать по следующим основаниям.

  1. Положительные реакции:

  • мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;

  • возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;

  • актуализация творческих возможностей, повышение готовно­сти к решительным и смелым действиям;

  • повышение выносливости, неприхотливости, понижение по­рогов ощущений, ускорение реакций;

  • снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.

  1. Отрицательные реакции:

  • появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения;

  • появление страха, боязни за себя и дело, острая борьба моти­вов долга и личной безопасности;




354


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  • значительное снижение нижнего порога нравственной допус­тимости, разрушение обычных нормативных этических пред­ставлений;

  • проявление растерянности, оцепенения, ступора или фруст­рации (появление чувства безысходности и отчаяния);

  • непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности;

  • разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;

  • недостаточная мобилизованность, несобранность;

  • утрата самоконтроля, появление истерических реакций, па­нические действия, появление чувства слабости;

  • острые психозы.

Для понимания этических оснований общения сотрудников с граж­данами и между собой в таких ситуациях рассмотрим изменения, происходящие в характере общения и взаимодействия. Проведен­ный анализ позволяет сгруппировать их в определенную систему (рис. 9.1).

При анализе факторов, влияющих на общение, часто обнаружи­валось, что определенные элементы поведения людей в ходе обще­ния сотрудников с ними в экстремальных условиях рассматрива­лись однозначно как просто вредоносные и сознательно вносимые для осложнения общения. Однако дело обстоит несколько иначе, в силу чего представляется полезным рассмотреть формы и признаки изменения поведения людей в острособытийных ситуациях, выде­лив аспекты, сказывающиеся на эффективности общения.

Первым типом поведения в острособытийных ситуациях, вос­принимаемых индивидом как экстремальные, является конфликт.
При этом возникает неразрешимое противоречие мотивов, проис­ходит изменение доминант. Это приводит к подавлению сознания и воли, что резко снижает возможности общения.

Другим типом поведения в острособытийной ситуации является кризис. Человек осознает, что наступил критический момент, харак­теризующий поворотный пункт на его жизненном пути, и в то же время ощущает неспособность изменить сложившуюся у него сис­тему ценностей, к чему его вынуждают сложившиеся обстоятельст­ва. В этих условиях человек теряет «точки опоры» и попадает во власть полного произвола.

Третьим типом поведения в острособытийной ситуации являют­ся стресс
и фрустрация. В этом случае обнаруживается неспособ­ность человека контролировать развитие острого события при од­новременно возникающей потребности в нахождении выхода из создавшейся ситуации. Особенностью поведения в данной ситуации



9. Этика делового общения


355





Рис. 9.1. Этические основания общения сотрудников правоохранительных органов с гражданами в нормальных и экстремальных условиях



356


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


является то, что человек ориентирован (на уровне психологической установки) на удовлетворение данной потребности «здесь и теперь». Эта психологическая установка порождает отношение агрессивного неприятия всего того, что, по мнению индивида, ей не соответствует. Все эти формы реакции человека на возникшую экстремальную ситуацию являются средствами его психологической защиты.

Важным обстоятельством, отличающим деятельность работников правоохранительных органов, является то, что она довольно часто протекает в экстремальных условиях. Анализ соответствующей ли­тературы показывает, что к пониманию экстремальности есть два подхода. Так, значительная часть ученых ограничивает понятие экс­тремальных условий только острыми моментами в опасных ситуа­циях, другие (прежде всего психологи и юристы) расширяют это понятие, включая в него особые психологические и эмоциональные состояния. Экстремальность заключается и в том, что практически вся оперативно-служебная деятельность правоохранительных орга­нов протекает в сфере применения запретительных норм права и связана с преступными деяниями или нарушениями норм и правил общественного поведения.

  1. Профессиональная необходимость заставляет сотрудников, общаться с особыми гражданами, дела и действия которых, мягко говоря, не вызывают ни сочувствия, ни симпатии. Встречи и обще­ние с ними происходят не по выбору и не по желанию, а в силу служебного долга. И с самого начала такие люди не могут не вызы­вать негативную эмоциональную реакцию. Однако каждый специа­лист знает, что он по своему должностному положению обязан об­ладать умением, готовностью вступать во взаимодействие и обще­ние с любым человеком, вне зависимости от своего расположения к нему. От умелого применения тактических приемов ведения бесе­ды, реализации индивидуального подхода зависит эффективность работы не только отдельного сотрудника, а часто и целой опера­тивной группы, работающей над раскрытием преступления.

  2. Каждый гражданин знает, что его ответы в опросе, беседе, состоявшейся с представителем власти, значимы и для него самого и для многих других. От хода межличностного взаимодействия за­висит поворот в его судьбе (если он нарушитель закона) или судьбе другого человека (если он свидетель, очевидец и т.п.), исходе уго­ловного дела.

  3. На повышение уровня экстремальности в общении влияет привычное, сложившееся в современном обществе, отношение к сотрудникам правоохранительных структур. Одни в них видят «все­могущих» защитников, обладающих неограниченными властными




9. Этика делового общения


357


полномочиями; другие видят в них только тех, кто всегда вмешива­ется в их действия и является постоянной помехой в реализации их, как правило, не совсем честных замыслов. И в том и в другом случае сама позиция граждан по отношению к сотруднику также оказывает свое действие, создавая напряженность в ситуациях об­щения. Несомненно, что само представление о том, что противо­правное действие всегда должно повлечь определенные санкции, сковывает человека и способствует тревожному состоянию.

В экстремальных ситуациях одним из основных видов общения явля­ются переговоры.
Организация и ведение переговоров — это слож­нейшая психологически насыщенная деятельность сотрудников правоохранительных органов. Среди различных способов организа­ции переговоров особое место занимает способ «лицом к лицу». Этот способ одновременно является самым эффективным как в от­ношении психологического воздействия на собеседника, так и эти­ческих аспектов речевой нагрузки, выдерживания смыслового кон­текста ведомого диалога, так как любая оговорка, попадание в ло­гическую ловушку, просто несдержанность могут свести на нет усилия целого коллектива сотрудников. Взаимоотношения между общающимися должны быть равными, сотрудник обязательно дол­жен контролировать и корректировать эмоциональное состояние.

Следует отметить, что между людьми, непосредственно ведущи­ми диалог, образуется так называемая зона эмоциональной вовле­ченности, границы которой определяются вполне реальными веща­ми. К ним относятся: громкость и тембр голоса, четкое изложение своей мысли, выразительность жестов, эмоциональность речи, ми­мика лица и т.д. Вероятность эмоционального заражения другого человека, попавшего в зону эмоциональной вовлеченности говоря­щего в экстремальной ситуации, велика. Она снижает способность рационально мыслить и действовать. Следует выделить
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   74