ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2325
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вновь назначенные представители власти имеют целью восстановление государственного управления, восстановление и поддержание общественного порядка, защиту граждан, охрану их здоровья и собственности, оказание помощи пострадавшим и создание условий
352
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
для перехода к нормальному функционированию государственных органов и общественных организаций, отмене ограничений прав человека.
Правоохранительные органы в экстремальных условиях, кроме указанных задач, занимаются также вопросами предупреждения и пресечения паники, распространения ложных слухов, возможных массовых беспорядков, борьбой с преступлениями и правонарушениями. Они осуществляют режим допуска в районы экстремальных ситуаций, соблюдение правил карантина и борьбу с его нарушителями.
К основным функциям правоохранительных органов в местностях, объявленных на военном или чрезвычайном положении, относятся'.
-
участие в изъятии транспортных средств и иного необходимого имущества государственных предприятий, учреждений, индивидуальных и кооперативных предприятий, отдельных граждан; -
ограничение интенсивности уличного движения, регулирование работы организаций торговли; -
регулирование порядка въезда в определенные местности и выезда из них; -
участие в выселении в административном порядке лиц, признанных социально опасными как по своей противоправной деятельности, так и по связям с преступной средой.
Решение указанных функций накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения требует от сотрудников:
-
дипломатических способностей; -
психической уравновешенности; -
знания психических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях; -
уважения местных обычаев, традиций и норм поведения населения.
Особенно важное значение эти факторы приобретают в зонах межнациональных конфликтов.
Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У значительного количества людей понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психологическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции. Население в экстремальных условиях легче поддается влиянию эмоций, а ряду его представителей становится труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, которые приобретают внезапный характер. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными,
9. Этика делового общения
353
рассудочными доводами и аргументами. Сотрудникам правоохранительных органов в таких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции граждан.
Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляется раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия нередко вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большее влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.
Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чувствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти предпринимают все меры для борьбы с последствиями стихийных бедствий, что все делается последовательно, целеустремленно, по единому плану. Население должно видеть, что лица, отвечающие за правопорядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.
В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человеку на экстремальные условия. Анализ позволяет их сгруппировать по следующим основаниям.
-
Положительные реакции:
-
мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности; -
возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта; -
актуализация творческих возможностей, повышение готовности к решительным и смелым действиям; -
повышение выносливости, неприхотливости, понижение порогов ощущений, ускорение реакций; -
снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.
-
Отрицательные реакции:
-
появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения; -
появление страха, боязни за себя и дело, острая борьба мотивов долга и личной безопасности;
354
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
значительное снижение нижнего порога нравственной допустимости, разрушение обычных нормативных этических представлений; -
проявление растерянности, оцепенения, ступора или фрустрации (появление чувства безысходности и отчаяния); -
непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности; -
разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе; -
недостаточная мобилизованность, несобранность; -
утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости; -
острые психозы.
Для понимания этических оснований общения сотрудников с гражданами и между собой в таких ситуациях рассмотрим изменения, происходящие в характере общения и взаимодействия. Проведенный анализ позволяет сгруппировать их в определенную систему (рис. 9.1).
При анализе факторов, влияющих на общение, часто обнаруживалось, что определенные элементы поведения людей в ходе общения сотрудников с ними в экстремальных условиях рассматривались однозначно как просто вредоносные и сознательно вносимые для осложнения общения. Однако дело обстоит несколько иначе, в силу чего представляется полезным рассмотреть формы и признаки изменения поведения людей в острособытийных ситуациях, выделив аспекты, сказывающиеся на эффективности общения.
Первым типом поведения в острособытийных ситуациях, воспринимаемых индивидом как экстремальные, является конфликт. При этом возникает неразрешимое противоречие мотивов, происходит изменение доминант. Это приводит к подавлению сознания и воли, что резко снижает возможности общения.
Другим типом поведения в острособытийной ситуации является кризис. Человек осознает, что наступил критический момент, характеризующий поворотный пункт на его жизненном пути, и в то же время ощущает неспособность изменить сложившуюся у него систему ценностей, к чему его вынуждают сложившиеся обстоятельства. В этих условиях человек теряет «точки опоры» и попадает во власть полного произвола.
Третьим типом поведения в острособытийной ситуации являются стресс
и фрустрация. В этом случае обнаруживается неспособность человека контролировать развитие острого события при одновременно возникающей потребности в нахождении выхода из создавшейся ситуации. Особенностью поведения в данной ситуации
9. Этика делового общения
355
Рис. 9.1. Этические основания общения сотрудников правоохранительных органов с гражданами в нормальных и экстремальных условиях
356
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
является то, что человек ориентирован (на уровне психологической установки) на удовлетворение данной потребности «здесь и теперь». Эта психологическая установка порождает отношение агрессивного неприятия всего того, что, по мнению индивида, ей не соответствует. Все эти формы реакции человека на возникшую экстремальную ситуацию являются средствами его психологической защиты.
Важным обстоятельством, отличающим деятельность работников правоохранительных органов, является то, что она довольно часто протекает в экстремальных условиях. Анализ соответствующей литературы показывает, что к пониманию экстремальности есть два подхода. Так, значительная часть ученых ограничивает понятие экстремальных условий только острыми моментами в опасных ситуациях, другие (прежде всего психологи и юристы) расширяют это понятие, включая в него особые психологические и эмоциональные состояния. Экстремальность заключается и в том, что практически вся оперативно-служебная деятельность правоохранительных органов протекает в сфере применения запретительных норм права и связана с преступными деяниями или нарушениями норм и правил общественного поведения.
-
Профессиональная необходимость заставляет сотрудников, общаться с особыми гражданами, дела и действия которых, мягко говоря, не вызывают ни сочувствия, ни симпатии. Встречи и общение с ними происходят не по выбору и не по желанию, а в силу служебного долга. И с самого начала такие люди не могут не вызывать негативную эмоциональную реакцию. Однако каждый специалист знает, что он по своему должностному положению обязан обладать умением, готовностью вступать во взаимодействие и общение с любым человеком, вне зависимости от своего расположения к нему. От умелого применения тактических приемов ведения беседы, реализации индивидуального подхода зависит эффективность работы не только отдельного сотрудника, а часто и целой оперативной группы, работающей над раскрытием преступления. -
Каждый гражданин знает, что его ответы в опросе, беседе, состоявшейся с представителем власти, значимы и для него самого и для многих других. От хода межличностного взаимодействия зависит поворот в его судьбе (если он нарушитель закона) или судьбе другого человека (если он свидетель, очевидец и т.п.), исходе уголовного дела. -
На повышение уровня экстремальности в общении влияет привычное, сложившееся в современном обществе, отношение к сотрудникам правоохранительных структур. Одни в них видят «всемогущих» защитников, обладающих неограниченными властными
9. Этика делового общения
357
полномочиями; другие видят в них только тех, кто всегда вмешивается в их действия и является постоянной помехой в реализации их, как правило, не совсем честных замыслов. И в том и в другом случае сама позиция граждан по отношению к сотруднику также оказывает свое действие, создавая напряженность в ситуациях общения. Несомненно, что само представление о том, что противоправное действие всегда должно повлечь определенные санкции, сковывает человека и способствует тревожному состоянию.
В экстремальных ситуациях одним из основных видов общения являются переговоры. Организация и ведение переговоров — это сложнейшая психологически насыщенная деятельность сотрудников правоохранительных органов. Среди различных способов организации переговоров особое место занимает способ «лицом к лицу». Этот способ одновременно является самым эффективным как в отношении психологического воздействия на собеседника, так и этических аспектов речевой нагрузки, выдерживания смыслового контекста ведомого диалога, так как любая оговорка, попадание в логическую ловушку, просто несдержанность могут свести на нет усилия целого коллектива сотрудников. Взаимоотношения между общающимися должны быть равными, сотрудник обязательно должен контролировать и корректировать эмоциональное состояние.
Следует отметить, что между людьми, непосредственно ведущими диалог, образуется так называемая зона эмоциональной вовлеченности, границы которой определяются вполне реальными вещами. К ним относятся: громкость и тембр голоса, четкое изложение своей мысли, выразительность жестов, эмоциональность речи, мимика лица и т.д. Вероятность эмоционального заражения другого человека, попавшего в зону эмоциональной вовлеченности говорящего в экстремальной ситуации, велика. Она снижает способность рационально мыслить и действовать. Следует выделить
1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 74