ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2321
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Этика делового общения
363
Действия сотрудника органов внутренних дел зависят от характера правонарушения и личности нарушителя. Но существуют общие правила:
а) никогда не пытайтесь состязаться с нарушителем правопорядка в остроумии и сарказме. В случае, если он начинает с вами разговор в указанной манере, не прерывайте его. Ваша сила — в знании своего дела, в мастерстве и умении убеждать. Пусть нарушитель почувствует это по вашему поведению;
б) старайтесь не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя. Ведите себя спокойно, но внимательно по отношению к нему. Если окажется, что необходимы строгие меры, так как эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются или переходят в физические действия или оскорбления, сделайте ему предупреждение перед тем, как принять соответствующие меры. Пусть он знает пределы, которые вы устанавливаете, и последствия при несоблюдении этих пределов;
в) никогда не угрожайте нарушителю, то есть не предопределяйте ход событий, пока вы не внушите ему или не заставите его согласиться с вами. Угрожать такими действиями, которые вы не сможете осуществить, — значит повредить своей репутации. Иногда грубая прямота и угроза принуждением вызывают страх, который может привести к серьезному беспокойству в поведении. У вас есть власть, сила и умение, и нарушитель знает об этом. Поэтому подразумеваемая или предполагаемая власть является более эффективной, чем выраженная силой. Подготовленный сотрудник ОВД в случаях, не требующих быстрого физического воздействия, вначале обращается к нарушителю в виде просьбы или предупреждения. Поэтому если сразу не достигается согласие и убеждение не действует, сотрудник не должен терять контроля над данной ситуацией. Когда он почувствует, что нужно предпринять другие, более строгие меры, тогда имеется возможность реализовать это уже в виде прямого приказа и принуждения;
г) никогда не раскрывайте перед нарушителем полностью свои намерения в отношении принимаемых к нему мер.
Для доставления нарушителя в дежурную часть органа внутренних дел вначале пригласите его в автомашину следующими словами: «Гражданин, мне бы хотелось поговорить с вами в автомашине. Пожалуйста, пройдите со мной и сядьте на заднее сиденье». Если он соглашается, это означает, что нарушитель признает ваше умение, такт и доброе чувство. Если вам не удалось добиться согласия, оцените свои возможности и скажите примерно следующее: «Гражданин, я просил вас пройти в автомашину. Вы не сделали этого. Если
364
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
мне придется просить вас снова и вы откажетесь, я буду вынужден позаботиться о том, чтобы вы все-таки выполнили мою просьбу».
Это уже более твердый, более властный тон, но вы все еще не говорите конкретно, что вы сделаете. Это остается загадкой для нарушителя, но именно так и должно быть. Он не знает точно, что можно ожидать, и настраивается на большее, чем вы практически можете сделать. Именно это, а не конкретная угроза скорее всего должно привести к желаемому результату.
Ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь в порядке, прямо предусмотренном законом. В случаях установления личности разбирательство желательно производить на месте:
д) никогда не заканчивайте разговор с нарушителем вручением постановления об уплате штрафа, повестки или его росписью в протоколе. Это равнодушный, безучастный способ выполнения ваших служебных обязанностей. Лучший способ состоит в том, чтобы, во- первых, кратко и доходчиво объяснить, какие следующие шаги может предпринять нарушитель, разъяснить его права. Не имеет значения, если даже об этом говорилось ему раньше.
Во-вторых, если нарушитель выполнил все ваши указания, выскажите ему свое одобрение. Это вам ничего не стоит, а выиграть оттого вы можете многое.
В-третьих, если на месте происшествия с нарушителем возникли трудности (например, он отказывается вам подчиняться), то ему необходимо спокойно, не обостряя отношений, сказать об ответственности за невыполнение законных требований представителя власти. Ни в коем случае не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом. В дальнейшем действуйте корректно и твердо, сохраняя достоинство и благоразумие.
Культура общения включает также умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом «кому? зачем? что? как?» сказать. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений в нашем речевом «репертуаре» должны быть языковые средства, отражающие индивидуальность. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддерживать «обратную связь» с собеседником.
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 74
Слагаемые культуры общения. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать; внимательно слушать; спокойно отвечать и переставать говорить тогда, когда нечего сказать.
Высокая культура общения сотрудника органов внутренних дел подразумевает овладение многими коммуникативными умениями и навыками. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
9. Этика делового общения
365
Профессиональное слушание. Умением говорить люди выделяются из мира животных, умением слушать человек выделяется из мира людей.
Специалистами установлено, что современный человек примерно 45% рабочего времени проводит в процессе слушания, а большинство людей, чья деятельность связана с общением, 35—40% своей зарплаты получают только за «умелое» слушание. Из этого следует, что, являясь, пожалуй, одним из самых трудных аспектов коммуникации, умение слушать лучше всего окупается.
Сущность и содержание профессионального слушания. Среди коммуникативных способностей, свойственных сотруднику органов внутренних дел, особое место отводится умению слушать. На первый взгляд, это умение может показаться настолько легким и доступным, что некоторые разговор на эту тему считают пустой тратой времени. Вместе с тем исследования показывают, что даже в среде профессионально подготовленных к профессиональному общению людей — руководителей, менеджеров, педагогов — далеко не все способны умело выслушать своего партнера. Умение профессионально слушать, слышать и понимать собеседника считается важнейшим критерием коммуникабельности сотрудника органов внутренних дел.
Профессиональное слушание — это первый шаг в развитии коммуникативных способностей. Оно включает:
-
особое поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее его продолжать беседу; -
специфическое воздействие на партнера, способствующее развитию его мысли.
Выработанное умение слушать позволяет сотруднику органов внутренних дел:
-
лучше разбираться в том, что вам говорят или утверждают; -
преодолевать проблемы межличностного общения; -
легче воспринимать новые идеи; -
предотвращать возможные межличностные конфликты; -
определять, что стоит за высказыванием партнера; -
повышать степень доверия к себе у собеседника; -
формировать у собеседника уверенность в вашей надежности; -
повышать эффективность совместной деятельности.
Когда люди чувствуют искреннюю заинтересованность собеседника в решении их вопросов, они начинают по-особому уважать его и готовы к сотрудничеству с ним.
Человек, общающийся с профессиональным «слушателем», становится лучше, у него повышается самооценка, он чувствует себя более значимым.
Умение слушать — это власть. Существует миф, что в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел абсолют
366
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ная власть принадлежит говорящему. Однако это не совсем так, хотя большинство сотрудников органов внутренних дел ассоциируют процесс говорения с неким верховенством и властью. Они искренне верят в то, что высказывание своих мыслей — путь к власти. Чаще всего для таких людей невозможность говорить — это просто наказание. Большинство так считающих, по всей видимости, еще с детства привыкли, что говорение есть олицетворение силы, действия, тогда как слушание у них ассоциируется со слабостью и безволием. В действительности это не так. Вспомните, что чаще всего выводит вас из равновесия: не то ли, что окружающие демонстративно не слушают или совершенно не обращают на вас внимания, поглядывая на часы и занимаясь своими делами, в то время когда вы говорите?
Власть — это информация, а вовсе не говорение. Именно те сотрудники органов внутренних дел, которые умеют эффективно слушать и способны извлекать из услышанного ценную информацию, и обладают властью.
Слушание — один из самых приятных аспектов внимания, которое один человек может проявить к другому. Когда к словам собеседника внимательно прислушиваются, у него возникает впечатление, что высказанное услышано окружающими. Когда на человека обращают внимание, когда его слушают заинтересованно, а не критически, он начинает чувствовать, что достоин внимания и уважения. Такое слушание положительно влияет на самооценку человека и создает столь необходимое ему ощущение значимости. У каждого человека есть потребность быть услышанным. Из этого следует, что если человек будет хорошо относиться к внимательным слушателям, он с большей вероятностью пойдет на контакт с тем, кто удовлетворяет эту его насущную потребность — быть услышанным и понятым. Людям действительно нравятся те, кто умеет слушать. В свою очередь, умело слушающие пользуются особым уважением.
Умению слушать можно и нужно учиться. Умение и навык слушать зарождаются еще в младенчестве. Людям свойственно воспроизводить в своей жизни те межличностные отношения, которые они усвоили, будучи детьми. Это означает: если нас не слушают в детстве, то очень вероятно, что и в зрелом возрасте нас по-прежнему не будут слушать. Более того, мы можем сами оказаться не слушающими, что не вызовет хорошего отношения к нам окружающих. Таким образом, именно ранний процесс социализации является определяющим фактором в развитии у людей умения слушать.
Умение слушать стало забытым искусством. Посмотрите на поведение в разговоре некоторых своих знакомых. Партнеры по общению не умеют делать паузы, разом выдают все, что у них на уме,
и, как следствие, не слышат друг друга, поскольку каждый занят лишь репетированием своей дальнейшей речи.
9. Этика делового общения
367
Каждый человек, как правило, тянется к тому, кто способен его выслушать. Именно поэтому многие психотерапевты и психологи достигают ошеломительного успеха и популярности у пациентов. Последние нуждаются в том, чтобы их кто-то выслушал, даже если им приходится выкладывать за это немалые деньги. Окружающие выражают свое мнение о собеседнике по тому, как он умеет слушать. И если вы пытаетесь переговорить их и произвести на них впечатление своей эрудицией, то можете быть уверены, что ваши слова останутся без внимания.
Умение слушать — особый талант собеседника. Не секрет, что талантом собеседника отличается не тот, кто сам охотно говорит, а тот, с кем охотнее говорят другие. Из этого следует, что существует уникальный по своей эффективности способ стать хорошим собеседником: надо научиться слушать своего партнера по общению. Остановимся на характеристике этого умения более подробно. Есть как минимум две причины необходимости постигнуть умение слушать: первая — только таким образом можно узнать что-либо из общения, и вторая — люди всегда будут отзывчивы к тому, кто их слушает, ибо, высказывая свои мысли, они испытывают подлинное удовлетворение. Другими словами, люди обожают, когда их слушают. Эти утверждения настолько очевидны, что могут показаться банальными. Однако, как показывает практика, большинство сотрудников органов внутренних дел не осознают всей важности этого величайшего коммуникативного умения — слушать. Самая легкая и, пожалуй, самая дешевая уступка, которую только можно сделать собеседнику, — это сообщить ему, что его услышали и поняли. Необязательно сразу же проявлять свое согласие или несогласие — нужно лишь показать собеседнику, что вы его поняли. Если не подать такой знак, то собеседник может подумать, что вы его не услышали, и будет повторно, с тех же позиций, но, увы, уже с другим эмоциональным настроем, говорить о том же самом. Однако внимательно выслушать вовсе не означает согласия, так как можно прекрасно понимать собеседника и одновременно с ним не соглашаться.