Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2319

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особенности контактного общения с «душевно неуравновешенными» людьми. В пе­реговорах с ними задача успокоения человека становится главной. Здесь необходимо соблюдение нескольких правил:

  • не делать резких движений, предупреждать о каждом своем последующем действии;

  • принимать точку зрения данного человека, но не идти у него на поводу;

  • внимательно следить за его поведением, не поворачиваться к нему спиной; некоторые категории граждан не выдерживают контакта глаз, и здесь возможна импульсивная реакция;

  • речь, обращенная к такому человеку, должна быть без под­текста, по возможности незамысловатой и четкой.



358


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Ряд этических особенностей имеет общение сотрудников с лица­ми, попавшими в зону завалов, сплошных разрушений, ставших залож­никами и т.п.,
когда общение ведется при отсутствии зрительного контакта или через преграду.

Основной задачей сотрудников, оказавшихся или прибывших на место происшествия, является стабилизация ситуации и эмоцио­нального состояния потерпевших. Для этого необходимо следующее: определить внутренний периметр зоны действия граждан, оказав­шихся в ситуации заложников; организовать и обеспечить охрану внешнего периметра. Сотрудник, ведущий переговоры, должен об­ладать хорошо поставленным голосом, говорить четко, громко, не­большими и понятными предложениями, аргументы должны произ­носиться убедительным тоном с чувством собственного достоинства. Этические приемы, используемые при ведении переговоров в таких усло­виях, основываются на сочувствии и сопереживании.

  1. Высокий уровень теплоты в голосе и четкость в ответах на то, что говорит и делает контактер. Это может проявляться различными путями, например голосовым оттенком слов и предложений, актив­ной демонстрацией заинтересованности, озабоченности ситуацией.

  2. Высокий уровень проникновения в чувства, эмоциональное состояние потерпевшего. Необходимо показать ему, что вы способны понять его чувства и мысли, можете поставить себя на его место на какое-то время и увидеть мир так, как он видит его.

  3. Самораскрытие в беседе, осуждение собственных чувств и интересов, предпочтений и даже аспектов своей профессиональной и личной жизни.


В связи с этим требуется обращать особое внимание на мотивы действий человека, обусловленные его позицией, занятой по отно­шению к участникам рассматриваемого дела, а также к самому со­труднику. Нередко неправомерные опасения относительно актив­ных действий работника правоохранительных органов заставляют людей с самого начала общения построить ряд психологических защит — смысловых, эмоциональных и тактических барьеров, пре­пятствующих как общению и взаимодействию, так и установлению взаимоприемлемых отношений в ходе расследования. Напрямую влияя на этику взаимодействия людей, психологические барьеры создают сложную ситуацию: для того чтобы их снять или преодо­леть, сблизиться с другими, инициатор общения должен обратиться к индивидуальным особенностям человека. Но именно такому про­никновению во внутренний мир барьеры препятствуют, создают «порочный» крут: барьер нельзя преодолеть без познания внутрен­него мира человека, а внутренний мир невозможно определить в связи с тем, что действуют барьеры.



9. Этика делового общения


359


В ряде работ рассматриваются подходы к технологии общения в сложных условиях, позволяющие одновременно устранять психоло­гические барьеры, организовывать сближение и диагностировать личностные особенности. Ряд приемов, изложенных в этике и пси­хотехнике контактного взаимодействия, можно с успехом использо­вать, когда непосредственное осуществление правоприменительных функций, сложные условия борьбы с преступлениями решительно трактуются как изначально экстремальные. При таком подходе эти­ка общения рассматривается как предпосылка успешного решения задач в рамках обычной профессиональной деятельности (экстре­мальные условия понимаются предельно широко), что нашло дос­таточно широкое освещение в специальной литературе.

Принципиальным моментом в данных работах является подход к объяснению сущности деятельности персонала правоохранитель­ных органов, в которой требуется умение общаться с людьми, точно выражать свои мысли, внимательно слушать и понимать собеседни­ков, принимать решения в обычной системе координат человека. Этические аспекты являются необходимыми компонентами всех умений, определяющих общение. Персоналу правоохранительных органов по своему служебному положению нельзя уходить от ответ­ственности за общение.

Таким образом, актуализация установки на тот или иной вари­ант поведения в ситуации общения в экстремальных обстоятельст­вах опосредована процессами, заключающими восприятие ситуа­ции, ее оценку, прогнозирование результатов и последствий уча­стия в ней. Важнейшим фактором эффективности общения в этих условиях является также изучение и учет психологических особен­ностей индивида и его поведение в данной ситуации. Вот почему социально-психологическая, коммуникативная и этическая компе­тентность сотрудника, определяющая его умение воздействовать на людей путем общения с ними, служит предпосылкой успешного решения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.

  1. Культура общения с гражданами

Из различных подходов к определению понятия «общение» более подробно остановимся на том, которое рассматривает общение как сложный и многоплановый процесс становления и развития кон­тактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Сущность и содержание культуры общения

сотрудника органов внутренних дел. Объектом особого внимания в деятельности сотруд­



360


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ника должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения.

Под культурой общения
сотрудника органов внутренних дел по­нимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимо­отношения с людьми в процессе профессиональной деятельности.

О совершенной культуре общения сотрудника можно говорить лишь в том случае, если в его речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие его интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести доброжелательность, отзывчивость, тактич­ность, вежливость и другие.

Прочные навыки речевого общения помогают уладить свыше 90% инцидентов, потенциально требующих применения силы. В связи с этим назрела необходимость выработки у сотрудников навыков общения с правонарушителями, что поможет изменить в лучшую сторону как их поведение, так и поведение правонарушителей, а также позволит избежать многих конфликтов, ранений и случаев гибели сотрудников.

Умение сотрудника органов внутренних дел пользоваться мето­дами речевого общения с правонарушителями является признаком его высокого профессионализма. В том случае, если сотрудник мо­жет интерпретировать должным образом вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) сигналы, поступающие от людей, он может заранее предугадать агрессивное поведение лица до его напа­дения и нейтрализовать правонарушителя. Как считают эксперты, около 7% нашего общения состоит из словесных сигналов, а все остальное — из несловесных. Поэтому нужно уметь черпать инфор­мацию и из неречевых сигналов. Например, если человек лжет, то это становится очевидным не только из неувязок и несогласованности в его сообщениях, но и по многим другим признакам.

Членораздельная речь контролируется сознанием, а все осталь­ные функции — подсознательны. Так как подсознанием нельзя управ­лять, то всякого рода подсознательные явления сразу выдают ложь, которую можно выявить при зрительном контакте по жестам и позам.


Можно почерпнуть много информации из движений глаз чело­века, с которым сотрудник ведет беседу, а также из наблюдения за человеком и местом, на котором он находится. По мнению экспер­тов, зрительная (визуальная) информация составляет свыше 85% всей информации, которой оперируют люди. Около 10% информа­ции составляет слуховая (акустическая) информация. Другие органы чувств доставляют нам только около 5% информации.



9. Этика делового общения


361


Грамотный сотрудник органов внутренних дел, взглянув на че­ловека, может сразу определить, агрессивен ли он, спокоен, пьян, психически болен или собирается предпринять какие-либо актив­ные действия.

Во время разговора очень важна длительность зрительного кон­такта. При поддержании зрительного контакта в то время, когда сотрудник сам говорит с правонарушителем, следует руководство­ваться некоторыми ограничениями. Если он поддерживает слишком интенсивный зрительный контакт, то это может быть истолковано правонарушителем как агрессивность.

Поддерживая во время беседы зрительный контакт с собесед­ником, которого сотрудник внимательно слушает, и дополняя этот контакт одобрительными знаками, он тем самым способствует снижению напряженности отношений с собеседником. К сожале­нию, многим сотрудникам ОВД характерно стремление прервать говорящего и высказать свое мнение, что часто ведет к конфликтам.

Поддержание зрительного контакта в момент, когда назревает конфликт, имеет свои особенности. Прямой непрерывный зритель­ный контакт с нападающим можно использовать только тогда, ко­гда непосредственно грозит нападение и сотрудник хочет быть осо­бенно напористым. Этот тип прямого зрительного контакта можно использовать наряду с принятием оборонительной позы и подняти­ем рук выше пояса, что может удержать правонарушителя от напа­дения на сотрудника ОВД.

Говоря о зрительном контакте в самом общем виде, следует вы­делить другие виды визуальной информации. Так, при близком рас­смотрении глаз человека можно определить размер его зрачков. Ес­ли человек находится в состоянии сильной злобы и ненависти, то его зрачки сужаются. Неожиданное сужение зрачков человека — признак того, что с его стороны вам грозит опасность, поэтому на­до быть готовым к противодействию.

Определенную информацию дает направление взгляда. Всегда перед тем, как предпринять какие-либо действия, человек сначала смотрит на цель. Перед тем, как нанести удар, нападающий всегда смотрит или на подбородок, или в пах. Если вы заметили это, то нужно быть готовым к противодействию.

Важно своевременно обращать внимание на жесты и позы чело­века, которые помогают получить очень полезную информацию. Если голова наклонена вперед, то это признак подчинения, покор­ности и поддержки, особенно если человек одобрительно кивает вам. Если голова человека слегка наклонена назад, то это признак агрес­сии. Если голова расположена прямо, то это свидетельствует о на­пористости и осведомленности.




362


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Достаточно очевидным образом может выдать чувства и мысли людей выражение лица. Чаще всего именно на лице можно прочи­тать чувства страха, злобы или удивления. Следует также обращать внимание на цвет лица. Если лицо краснеет, то это признак увели­чения кровяного давления и возбуждения. Если неожиданно белеет лицо или неожиданно обнажаются зубы — это признак гнева и гро­зящего вам нападения со стороны этого человека.

Основной навык вербального общения, необходимый для раз­решения конфликтов, состоит из следующих элементов:

а) нужно вести себя открыто, беспристрастно и непредвзято;

б) внимательно слушать;

в) интерпретировать то, что говорит собеседник;

г) действовать активно.

Если к вам обратился человек с какой-либо просьбой, вникните в его проблему и попытайтесь решить ее. Старайтесь при этом об­ращаться с ним вежливо и обходительно.

В процессе общения вам помогут несколько правил, которые позволят дать вашим собеседникам понять, что вы искренне желае­те их слушать и совместно с ними хотите решить их проблемы.

Основное правило, которым рекомендуют руководствоваться эксперты, выглядит на первый взгляд несколько странно: не думай­те заранее о том, что вы скажете.

Далее эти правила можно сформулировать следующим образом:

  • не игнорируйте и не относитесь отрицательно к чувствам че­ловека, с которым вы говорите;

  • используйте свои знания о несловесных сигналах для того, чтобы интерпретировать должным образом всю информацию, о которой вам расскажет человек;

  • не претендуйте на то, что вы поняли все, о чем вам поведал человек; если вы в самом деле ничего не поняли, слушайте дальше, чтобы он вам все обстоятельно рассказал;

  • не говорите о себе: этим вы можете создать себе дополни­тельные проблемы;

  • уважайте точку зрения человека, с которым вы говорите. Это совсем не значит, что вы должны соглашаться с ней, но вы должны видеть, почему ваш собеседник пребывает в состоя­нии сильной злобы или плохом настроении.

Если вы находитесь в состоянии конфликта с каким-либо че­ловеком, постарайтесь использовать имеющиеся у вас навыки об­щения для разрешения этого конфликта таким образом, чтобы все стороны были удовлетворены. Учитесь смотреть, видеть, слушать и слышать.