Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2314

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умение образно, умно, тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения сотрудника милиции и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактич­ность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.

Таким образом, отличительными чертами сотрудника органов внутренних дел в общении должны быть доброжелательность, так­тичность, высокое чувство собственного достоинства, а также осоз­нанное понимание того, что нет на свете «излишества прекрасней, чем излишек благодарности». Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает людям жизнь.



368


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Особенности делового общения с иностранными гражданами

Все основные принципы и правила общения с иностранными граж­данами определяются дипломатическим протоколом
Эти правила подразумевают уважение суверенитета, равенства, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, соблю­дение необходимых норм этикета и церемониала. При проведении бесед, переговоров, подписании договоров и соглашений, встречах и проводах иностранных делегаций, реагировании на праздничные и траурные события четкое соблюдение норм дипломатического протокола является обязательным. Всякое отступление от соблюде­ния принятых норм рассматривается как нанесение ущерба досто­инству и чести государства. Даже невольная ошибка может быть расценена как умышленное оскорбление.

В настоящее время в основе отношений между государствами лежит «Венская конвенция о дипломатических отношениях» (под­писанная СССР), принятая в 1991 г. Признавая и соблюдая обще­принятые нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному признаку. Для него характерны политическая целесообразность, демократич­ность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой страны.

Правила дипломатического протокола основываются на прин­ципе «международной вежливости», в понятие которого входит со­блюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство2.

Протоколом определяются поведение официальных лиц в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т д. Отклонение от норм международного этикета при общении с иностранными коллега­ми допускается только при неформальном общении во внеслужебной обстановке, во время контактов, носящих неофициальный характер. Однако и в этих случаях следует всячески избегать таких форм обще­ния, которые могут быть расценены как проявление бестактности или дурного вкуса. Это относится и к такому виду общения, как визиты.


Визиты проводятся на основании международных соглашений о сотрудничестве между странами и ведомствами. Визиты разделяются


1 Дипломатический протокол — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представителями, официальными лицами в международном общении. См.: Дипломатический
словарь: В 2 т. М., 1986. С. 445.


2 См.: Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М., 1993. С. 284—14.



9. Этика делового общения


369


на официальные, когда делегацию возглавляет глава ведомства или представитель ведомства, наделенный полномочиями, и рабочие — участие в конференции или совещании, проведение целевых пере­говоров, обмен опытом и т.д., а также в связи с розыском преступ­ников, раскрытием преступлений, выполнением отдельных следст­венных действий и других оперативных мероприятий.

Положительный итог визита складывается из результатов пере­говоров, достигнутых соглашений, а также из впечатлений гостей от знакомства со страной, отдельными учреждениями и организациями, с сотрудниками органов и представителями населения, входивших с ними в контакты. Как правило, официальный визит заканчивается подписанием итоговых документов, в которых фиксируется оценка состояния двусторонних соглашений, намечаются пути и конкретные меры по дальнейшему расширению и углублению этих отношений.

Проект программы визита составляет управление международ­ных связей соответствующего ведомства совместно с лицом, подпи­савшим заявку, и в сотрудничестве с соответствующими управле­ниями и отделами ведомства. При составлении программы с учетом срока визита тщательно рассчитывается время, отводимое для перего­воров, деловых встреч, протокольных мероприятий, их последователь­ность, интервалы между ними. Учитывается физическая дневная на­грузка. По желанию или с согласия делегации в программе визита мо­жет быть предусмотрено время для выступления по телевидению и проведения пресс-конференции или интервью для журналистов. Тща­тельно составляются списки официальных лиц, которые будут присут­ствовать на отдельных мероприятиях и сопровождать в необходимых случаях гостя или делегацию, представителей средств массовой ин­формации. Необходимо учитывать, что журналисты, освещающие ви­зит и дающие ему оценку, руководствуются при этом, в частности, и тем, кто встречал делегацию, кто присутствовал на переговорах и на других мероприятиях, кто принимал делегацию или ее отдельных чле­нов, какое участие принимала общественность и т.д. И здесь сущест­венную роль играет пресс-служба, сотрудники которой взаимодейст­вуют со средствами массовой информации, предоставляя им необхо­димые сведения и способствуя их определенной ориентации.



Во всех случаях, когда предусмотрен выезд иностранной делега­ции на места, здесь составляется собственная программа, которая согласовывается с вышестоящим руководством. После завершения визита отчет о выполнении программы направляется в управление международных связей ведомства.

Хозяйственные органы обязаны тщательно подготовиться к то­му, чтобы пребывание делегации прошло безупречно. Определяется и подготавливается место проживания гостей, предусматривается буфетная продукция в номерах, организуется питание (с учетом особенностей национальной кухни), бытовое и медицинское обслу­



370


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


живание и т.п. Все эти вопросы включаются в программу, пред­ставляя в ней специальный раздел.

Прежде чем визит начинается, все элементы программы должны быть тщательно выверены и согласованы с теми, с кем она будет выполняться совместно. Лица, отвечающие за прием делегации, должны удостовериться в том, что в понимании своих обязанностей при приеме делегации у всех, кто будет выполнять те или иные пункты программы, имеется полная ясность.

Важным разделом программы является протокол мероприятия.
Как правило, он включается в программу визита делегаций высшего уров­ня. Сюда относятся прежде всего приемы, которые устраиваются должностным лицом в честь главы делегации. На приеме стороны об­мениваются речами или тостами. Проведение приема преследует сле­дующие цели: отдать дань уважения гостю и его стране, определить направление дальнейших переговоров, оказать содействие завязыва­нию личных контактов между членами делегации и приглашенными. Для гостя организация ответного протокольного мероприятия не явля­ется обязательной, но может планироваться в программе по его жела­нию. В программе целесообразно предусмотреть посещение театра или других мероприятий членами иностранных делегаций, осмотр истори­ческих памятников, знакомство с достопримечательностями, посеще­ние выставок, музеев и других культурных объектов. В этом случае делегацию сопровождают назначенные для этого официальные лица.

Необходимо четко уяснить, что в организации приема ино­странной делегации нет мелочей. Здесь важно все: и быстрая дос­тавка багажа, и правильное размещение гостей, и нормальное пита­ние и т.п. В организации визита не должно быть обезлички: как за организацию визита в целом, так и за проведение отдельных меро­приятий должны отвечать конкретные лица. Важно точно соблюдать время намеченных мероприятий, присутствие на них всех преду­смотренных программой лиц с нашей стороны. В этих целях состав­ляется рабочий план подготовки и проведения визита, где все эти вопросы, а также порядок финансирования находят четкое отражение.


Важно подчеркнуть, что любая делегация, отправляющаяся за рубеж, является представителем нашей страны, нашего народа. К такой представительской миссии необходимо тщательно готовиться.

Можно ожидать, что в стране пребывания руководителя делега­ции или любого из ее членов попросят дать интервью представите­лям средств массовой информации, выступить перед коллективом сотрудников полиции, прочесть лекцию, принять участие в том или ином служебном или торжественном мероприятии. Такого рода пред­ложения не должны заставать членов делегации врасплох. Поэтому уровень организации подготовки зарубежного визита в существен­ной мере предопределяет его результаты.



9. Этика делового общения


371


После решения вопроса о командировке разрабатывается техни­ческое задание, где каждому члену делегации поручается определен­ный круг вопросов. Техническое задание подписывается руководите­лем органа и утверждается руководством ведомства. Перед выездом в командировку следует четко оговорить с руководством пределы своих полномочий и получить достаточно исчерпывающие сведения о це­лях и задачах командировки, характере контактов и т.п. После того как вопрос о командировании делегации окончательно согласован, установлены точная дата выезда, цель и задачи визита, необходимо решить все организационно-технические вопросы визита. По воз­вращении из командировки составляется и докладывается руково­дству ведомства подробный отчет о ее результатах и о всех моментах, которые могут представить служебный интерес. В отчете указывается:

  • что выполнено по техническому заданию и в каком объеме;

  • полученная информация;

  • что можно использовать и внедрить;

  • какие и с кем установлены деловые контакты.

Находясь в служебной командировке за рубежом, сотрудник правоохранительных органов начинает свою деятельность с уста­новления контактов с официальными лицами
на соответствующем его служебному положению уровне, руководствуясь целями и задачами командировки. В ходе этих контактов ведутся беседы, которые тре­буют тщательной подготовки. При подготовке и во время проведе­ния беседы необходимо помнить о трех опорных пунктах, обеспе­чивающих участникам беседы деловой успех. Во-первых, это уме­ние заинтересовать собеседника в полезности деловой встречи. Во- вторых, это создание в процессе встречи атмосферы взаимного до­верия. И наконец, в-третьих, это искусное использование методов убеждения при передаче информации во время деловой встречи. В зависимости от поставленных задач и от полученных инструкций беседы могут принимать самый разнообразный характер. Очень важно, когда завершение беседы сопровождается принятием опре­деленного решения, в результате которого снимается та или иная проблема, устанавливаются отношения и пр.


Очень часто глава делегации и ее члены могут иметь поручения от руководства, которые должны быть выполнены в беседах с теми или иными официальными лицами. Такие поручения могут быть даны без конкретного указания лиц, в беседе с которыми следует их выполнять. В этих случаях следует обратиться за советом к соответствующим со­трудникам посольства или же (если поручение не носит конфиденци­ального характера) к тем представителям полиции или правоохрани­тельных органов страны пребывания, которые работают с делегацией.

В том случае, когда речь идет о передаче каких-либо докумен­тов или текстов, необходимо приложить к ним во избежание не­точностей перевод (для текстов большого объема — краткое содер­



372


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


жание), выполненный заблаговременно, а при отсутствии такой возможности прибегнуть для этого к помощи сотрудников посоль­ства. Однако в этом случае следует указать, что перевод является неофициальным (обычно на переводе в верхнем углу печатается: «неофициальный перевод»). При получении поручения о передаче документа необходимо запросить инструкции о том, следует ли да­вать ответы на вопросы, которые при этом могут быть заданы, или же ни в какие переговоры не вступать.

Техника ведения переговоров
определяется существующими в каждой стране традициями и умением участников переговоров. Главная задача участников любых переговоров заключается в том, чтобы, четко и ясно изложив свою позицию, убедить в ее правоте своих собеседников и побудить их в конечном счете к соглашению на ос­нове этой позиции. Иногда, и даже довольно часто, приходится ис­кать компромиссные формулировки и решения, которые могут удовлетворить всех участников переговоров. В этом случае нужно иметь четкое представление о границах уступок и о принципах, ко­торыми не следует поступаться ни при каких условиях.

При подготовке к беседе необходимо продумать, какие вопросы могут возникнуть у собеседника и что можно сказать в ответ. По­лезно (в сложных случаях) заранее проговорить вопросы и ответы с компетентными сотрудниками ведомства еще до отъезда, а также со старшими сотрудниками посольства, отвечающими за эту сферу работы. На беседу целесообразно взять кого-либо из членов делега­ции или младших сотрудников посольства, хорошо владеющих язы­ком страны пребывания. На него возлагается также обязанность делать необходимые записи для оформления беседы.