ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2314
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Умение образно, умно, тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения сотрудника милиции и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.
Таким образом, отличительными чертами сотрудника органов внутренних дел в общении должны быть доброжелательность, тактичность, высокое чувство собственного достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете «излишества прекрасней, чем излишек благодарности». Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает людям жизнь.
368
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
Особенности делового общения с иностранными гражданами
Все основные принципы и правила общения с иностранными гражданами определяются дипломатическим протоколомЭти правила подразумевают уважение суверенитета, равенства, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, соблюдение необходимых норм этикета и церемониала. При проведении бесед, переговоров, подписании договоров и соглашений, встречах и проводах иностранных делегаций, реагировании на праздничные и траурные события четкое соблюдение норм дипломатического протокола является обязательным. Всякое отступление от соблюдения принятых норм рассматривается как нанесение ущерба достоинству и чести государства. Даже невольная ошибка может быть расценена как умышленное оскорбление.
В настоящее время в основе отношений между государствами лежит «Венская конвенция о дипломатических отношениях» (подписанная СССР), принятая в 1991 г. Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному признаку. Для него характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой страны.
Правила дипломатического протокола основываются на принципе «международной вежливости», в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство2.
Протоколом определяются поведение официальных лиц в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т д. Отклонение от норм международного этикета при общении с иностранными коллегами допускается только при неформальном общении во внеслужебной обстановке, во время контактов, носящих неофициальный характер. Однако и в этих случаях следует всячески избегать таких форм общения, которые могут быть расценены как проявление бестактности или дурного вкуса. Это относится и к такому виду общения, как визиты.
Визиты проводятся на основании международных соглашений о сотрудничестве между странами и ведомствами. Визиты разделяются
1 Дипломатический протокол — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представителями, официальными лицами в международном общении. См.: Дипломатический словарь: В 2 т. М., 1986. С. 445.
2 См.: Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М., 1993. С. 284—14.
9. Этика делового общения
369
на официальные, когда делегацию возглавляет глава ведомства или представитель ведомства, наделенный полномочиями, и рабочие — участие в конференции или совещании, проведение целевых переговоров, обмен опытом и т.д., а также в связи с розыском преступников, раскрытием преступлений, выполнением отдельных следственных действий и других оперативных мероприятий.
Положительный итог визита складывается из результатов переговоров, достигнутых соглашений, а также из впечатлений гостей от знакомства со страной, отдельными учреждениями и организациями, с сотрудниками органов и представителями населения, входивших с ними в контакты. Как правило, официальный визит заканчивается подписанием итоговых документов, в которых фиксируется оценка состояния двусторонних соглашений, намечаются пути и конкретные меры по дальнейшему расширению и углублению этих отношений.
Проект программы визита составляет управление международных связей соответствующего ведомства совместно с лицом, подписавшим заявку, и в сотрудничестве с соответствующими управлениями и отделами ведомства. При составлении программы с учетом срока визита тщательно рассчитывается время, отводимое для переговоров, деловых встреч, протокольных мероприятий, их последовательность, интервалы между ними. Учитывается физическая дневная нагрузка. По желанию или с согласия делегации в программе визита может быть предусмотрено время для выступления по телевидению и проведения пресс-конференции или интервью для журналистов. Тщательно составляются списки официальных лиц, которые будут присутствовать на отдельных мероприятиях и сопровождать в необходимых случаях гостя или делегацию, представителей средств массовой информации. Необходимо учитывать, что журналисты, освещающие визит и дающие ему оценку, руководствуются при этом, в частности, и тем, кто встречал делегацию, кто присутствовал на переговорах и на других мероприятиях, кто принимал делегацию или ее отдельных членов, какое участие принимала общественность и т.д. И здесь существенную роль играет пресс-служба, сотрудники которой взаимодействуют со средствами массовой информации, предоставляя им необходимые сведения и способствуя их определенной ориентации.
Во всех случаях, когда предусмотрен выезд иностранной делегации на места, здесь составляется собственная программа, которая согласовывается с вышестоящим руководством. После завершения визита отчет о выполнении программы направляется в управление международных связей ведомства.
Хозяйственные органы обязаны тщательно подготовиться к тому, чтобы пребывание делегации прошло безупречно. Определяется и подготавливается место проживания гостей, предусматривается буфетная продукция в номерах, организуется питание (с учетом особенностей национальной кухни), бытовое и медицинское обслу
370
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
живание и т.п. Все эти вопросы включаются в программу, представляя в ней специальный раздел.
Прежде чем визит начинается, все элементы программы должны быть тщательно выверены и согласованы с теми, с кем она будет выполняться совместно. Лица, отвечающие за прием делегации, должны удостовериться в том, что в понимании своих обязанностей при приеме делегации у всех, кто будет выполнять те или иные пункты программы, имеется полная ясность.
Важным разделом программы является протокол мероприятия. Как правило, он включается в программу визита делегаций высшего уровня. Сюда относятся прежде всего приемы, которые устраиваются должностным лицом в честь главы делегации. На приеме стороны обмениваются речами или тостами. Проведение приема преследует следующие цели: отдать дань уважения гостю и его стране, определить направление дальнейших переговоров, оказать содействие завязыванию личных контактов между членами делегации и приглашенными. Для гостя организация ответного протокольного мероприятия не является обязательной, но может планироваться в программе по его желанию. В программе целесообразно предусмотреть посещение театра или других мероприятий членами иностранных делегаций, осмотр исторических памятников, знакомство с достопримечательностями, посещение выставок, музеев и других культурных объектов. В этом случае делегацию сопровождают назначенные для этого официальные лица.
Необходимо четко уяснить, что в организации приема иностранной делегации нет мелочей. Здесь важно все: и быстрая доставка багажа, и правильное размещение гостей, и нормальное питание и т.п. В организации визита не должно быть обезлички: как за организацию визита в целом, так и за проведение отдельных мероприятий должны отвечать конкретные лица. Важно точно соблюдать время намеченных мероприятий, присутствие на них всех предусмотренных программой лиц с нашей стороны. В этих целях составляется рабочий план подготовки и проведения визита, где все эти вопросы, а также порядок финансирования находят четкое отражение.
Важно подчеркнуть, что любая делегация, отправляющаяся за рубеж, является представителем нашей страны, нашего народа. К такой представительской миссии необходимо тщательно готовиться.
Можно ожидать, что в стране пребывания руководителя делегации или любого из ее членов попросят дать интервью представителям средств массовой информации, выступить перед коллективом сотрудников полиции, прочесть лекцию, принять участие в том или ином служебном или торжественном мероприятии. Такого рода предложения не должны заставать членов делегации врасплох. Поэтому уровень организации подготовки зарубежного визита в существенной мере предопределяет его результаты.
9. Этика делового общения
371
После решения вопроса о командировке разрабатывается техническое задание, где каждому члену делегации поручается определенный круг вопросов. Техническое задание подписывается руководителем органа и утверждается руководством ведомства. Перед выездом в командировку следует четко оговорить с руководством пределы своих полномочий и получить достаточно исчерпывающие сведения о целях и задачах командировки, характере контактов и т.п. После того как вопрос о командировании делегации окончательно согласован, установлены точная дата выезда, цель и задачи визита, необходимо решить все организационно-технические вопросы визита. По возвращении из командировки составляется и докладывается руководству ведомства подробный отчет о ее результатах и о всех моментах, которые могут представить служебный интерес. В отчете указывается:
-
что выполнено по техническому заданию и в каком объеме; -
полученная информация; -
что можно использовать и внедрить; -
какие и с кем установлены деловые контакты.
Находясь в служебной командировке за рубежом, сотрудник правоохранительных органов начинает свою деятельность с установления контактов с официальными лицами на соответствующем его служебному положению уровне, руководствуясь целями и задачами командировки. В ходе этих контактов ведутся беседы, которые требуют тщательной подготовки. При подготовке и во время проведения беседы необходимо помнить о трех опорных пунктах, обеспечивающих участникам беседы деловой успех. Во-первых, это умение заинтересовать собеседника в полезности деловой встречи. Во- вторых, это создание в процессе встречи атмосферы взаимного доверия. И наконец, в-третьих, это искусное использование методов убеждения при передаче информации во время деловой встречи. В зависимости от поставленных задач и от полученных инструкций беседы могут принимать самый разнообразный характер. Очень важно, когда завершение беседы сопровождается принятием определенного решения, в результате которого снимается та или иная проблема, устанавливаются отношения и пр.
Очень часто глава делегации и ее члены могут иметь поручения от руководства, которые должны быть выполнены в беседах с теми или иными официальными лицами. Такие поручения могут быть даны без конкретного указания лиц, в беседе с которыми следует их выполнять. В этих случаях следует обратиться за советом к соответствующим сотрудникам посольства или же (если поручение не носит конфиденциального характера) к тем представителям полиции или правоохранительных органов страны пребывания, которые работают с делегацией.
В том случае, когда речь идет о передаче каких-либо документов или текстов, необходимо приложить к ним во избежание неточностей перевод (для текстов большого объема — краткое содер
372
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
жание), выполненный заблаговременно, а при отсутствии такой возможности прибегнуть для этого к помощи сотрудников посольства. Однако в этом случае следует указать, что перевод является неофициальным (обычно на переводе в верхнем углу печатается: «неофициальный перевод»). При получении поручения о передаче документа необходимо запросить инструкции о том, следует ли давать ответы на вопросы, которые при этом могут быть заданы, или же ни в какие переговоры не вступать.
Техника ведения переговоровопределяется существующими в каждой стране традициями и умением участников переговоров. Главная задача участников любых переговоров заключается в том, чтобы, четко и ясно изложив свою позицию, убедить в ее правоте своих собеседников и побудить их в конечном счете к соглашению на основе этой позиции. Иногда, и даже довольно часто, приходится искать компромиссные формулировки и решения, которые могут удовлетворить всех участников переговоров. В этом случае нужно иметь четкое представление о границах уступок и о принципах, которыми не следует поступаться ни при каких условиях.
При подготовке к беседе необходимо продумать, какие вопросы могут возникнуть у собеседника и что можно сказать в ответ. Полезно (в сложных случаях) заранее проговорить вопросы и ответы с компетентными сотрудниками ведомства еще до отъезда, а также со старшими сотрудниками посольства, отвечающими за эту сферу работы. На беседу целесообразно взять кого-либо из членов делегации или младших сотрудников посольства, хорошо владеющих языком страны пребывания. На него возлагается также обязанность делать необходимые записи для оформления беседы.