Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2246

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Она условно подразделяется на три уровня:

  • высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравст­венных чувств и практическим действием;

  • средний уровень характеризуется частичной сформированно­стью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенны­ми этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда ру­ководством к действию, достаточно обостренным чувством до­бра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации;



1. Научные основы этики


47


  • низкий уровень характеризуется несформированностью от­дельных компонентов, поверхностными этическими знания­ми, недисциплинированным поведением, относительно низ­кими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на мо­рально-психологический климат служебного коллектива.

  1. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом катего­рий. Именно они наряду с законами, принципами, методами со­ставляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие поня­тия, отражающие существенные стороны действительности. Это — узловые пункты человеческого познания.

Категории этики
представляют собой наиболее общие понятия, от­ражающие самые существенные стороны и моменты морали и состав­ляющие теоретический аппарат этики как науки. Это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляют­ся на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть субъективное отражение нравственной стороны бытия, системати­зированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на дру­гом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. На­пример, есть категория долга, а есть и представление-индивида о том, что такое долг.


Говоря о категориях этики, следует сказать о том, что они выпол­няют и некоторые «служебные» функции самой науки, являя собой:

  • бесконечные ступеньки познания морали как сферы общест­венных отношений;

  • своеобразный инструмент познания;

  • форму движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро



48


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


(благо) и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а так­же крупных исторических событий. Наличие необходимых благ — непременное условие существования общества и человека, их раз­вития и совершенствования. Материальные блага — это прежде всего пища, одежда, жилье, средства передвижения и др. В качестве духовных благ выступают духовные ценности: познание, образова­ние, предметы культурного потребления, нравственные ценности, красота и т.д.

Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, по­желания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслу­живает одобрения. В современной этике добро раскрывается в не­скольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах:

  • добро как моральное качество поступка;

  • добро как совокупность положительных принципов и норм морали;

  • добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка;

  • добро (добродетель) как моральное качество человека, кото­рое выражается в таких понятиях, как добросовестность, от­ветственность, единство слова и дела и т.д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Зло — категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качест­вах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения.

Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п.

Добро и зло являются самыми общими категориями этики. Вся деятельность людей происходит в границах добра и зла. Вследствие этого категории добра и зла выполняют методологическую функ­цию, ибо практически невозможно рассматривать другие этические категории иначе, как через призму этих самых общих категорий.

Категории добра и зла находятся в тесной диалектической взаимоза­висимости и взаимосвязи. Не существует абсолютного добра и аб­



1. Научные основы этики


49


солютного зла. В каждом добром поступке можно обнаружить элементы зла и в каждом злом — хоть крошечную частицу добра. Более того, добро и зло могут меняться местами, не меняя при этом своего объективного содержания.

Известно, что в древней Спарте младенцев, родившихся с ка- кими-либо физическими недостатками, сбрасывали в пропасть, а в древней Японии старых немощных людей относили живыми в до­лину смерти, где они и заканчивали свой земной путь. Тогда это рассматривалось как добрые деяния, сейчас же мы считаем это вар­варством.

«Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, — писал Ф. Энгельс, — что часто прямо противоречили одно другому»1. Тем не менее JT.H. Толстой утверждал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру»2.

Следует подчеркнуть, что одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено и как добро и как зло. Убийство челове­ка — само по себе зло. Но если в схватке сотрудников правоохрани­тельных органов с бандитами последние были убиты, то это деяние получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. Призывы к убийству людей с позиции общей нравственной нормы безнравственны и представляют зло. А вот статья Ильи Эренбурга под названием «Убей немца» во время Великой Отечест­венной войны стала своеобразной программой действий для бойцов Красной Армии.

Выше было сказано, что нет абсолютного добра или зла. Так, победа советского народа в Великой Отечественной войне — благо, но гибель многих миллионов людей ради ее достижения — зло.

Не случайно говорят, что нет худа без добра, а добра без худа. Есть истина и в утверждении, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Для достижения благой цели часто приходится прибе­гать к компромиссам, выбирать меньшее зло. О проблеме мораль­ного выбора, т.е. выбора варианта действий, при котором зло будет наименьшим, пойдет речь впереди. Сейчас лишь необходимо под­черкнуть, что дело это весьма сложное и требует от исполнителей всестороннего рассмотрения и обоснования. Возьмем, например, проблему освобождения заложников. Вариантов здесь много. Мож­



1 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 94.


2 Цит. по: Воронцов В.П. Симфония разума. М., 1980. С. 57.



50


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


но пойти по пути выполнения требований преступников: выплатить им требуемую сумму денег, дать твердую гарантию сохранить им жизнь и т.п. Однако этот «наиболее легкий» путь является в то же время самым неэффективным и самым безнравственным, ибо толь­ко поощряет бандитов и провоцирует их на совершение подобных деяний и впредь. Есть путь уговоров, есть путь освобождения си­лой, иногда удается добиться нужного результата хитростью. Но во всех случаях речь идет, прежде всего, о том, чтобы торжество добра было достигнуто меньшим злом.

Объективным критерием добра всегда является реализация наи­более существенных интересов людей, достигаемая через гармонию личного и общественного. Конечно, решать эту задачу, как прави­ло, весьма трудно, но к этому стремиться следует всегда.

Категория добра как категория науки не во всем совпадает с обыденными представлениями о добре отдельных людей. Безуслов­но, наиболее общие представления о добре являются одинаковыми для абсолютного большинства людей (возьмем хотя бы десять биб­лейских заповедей), но при всем том в мотивациях конкретных по­ступков отдельных людей эти представления характеризуются ши­роким разнообразием. Для определения истинности добра в этих случаях целесообразно ориентироваться на общественное мнение, являющееся как бы обобщенным представлением людей о добре. Именно эти обобщенные нравственные ценности лежат в основе юридических норм, именно здесь наиболее важные из них охраня­ются правовыми санкциями. И именно здесь происходит слияние морали и права, что дает основание утверждать: борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохрани­тельных органов.

Очень близко к категории добра примыкает категория справедливо­сти.
Справедливость — категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость, прежде всего, как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседнев­ной моральной практике людей. Что касается служебной деятельно­сти работников правоохранительных органов, то можно с полным основанием утверждать, что эта категория является ее базой, целью и смыслом.


В самом общем виде справедливость — это соответствие чело­веческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние. Оно может проявляться в следующих основных формах.



1. Научные основы этики


51


  1. Между ролью отдельных людей, социальных групп, профессио­нальных образований и т.п. и их социальным положением. Для под­тверждения приведем такой пример.

Социальная роль колхозного крестьянства в первые годы совет­ской власти была чрезвычайно велика: оно было кормильцем стра­ны, оно было основным источником средств для проведения инду­стриализации, оно поставляло более половины молодых людей для службы в армии. Социальное же положение крестьянства было не­завидным: оно находилось практически на положении крепостных. Колхозники были обязаны выработать определенное властями ко­личество трудодней, им устанавливались обязательные поставки мяса, молока, яиц, шерсти и т.п., даже в тех случаях, когда никакой живности они не имели. Они не имели паспортов, а вознагражде­ние за труд им начислялось не деньгами, а трудоднями, которые после выплаты обязательных поставок государству зачастую имели грошовую ценность. Именно эта несправедливость и обусловила хроническое отставание сельского хозяйства, которое наша страна не может преодолеть до сих пор. Или другой пример. Роль учителей и врачей в жизни общества невозможно переоценить. Но в таком бедственном положении, в каком они оказались ныне, они не были даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Разумеется, и в этом случае говорить о справедливости не приходится. Следует добавить, что и социальное положение и материальное обеспечение работников силовых структур также не отвечает той ответственной роли, которую они выполняют в жизни общества и государства. И эта несправедливость по отношению к работникам «службы спра­ведливости» является одной из основных причин правонарушений, совершаемых сотрудниками органов правопорядка.


2.