Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2249

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1. Научные основы этики


43


Перечисленные требования дают достаточно наглядное представле­ние о тех нравственных качествах,
которыми должен обладать со­трудник правоохранительных органов. При этом на разных уровнях эти нравственные качества различаются по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам.

  1. Отношение к окружающим: скромность, гордость своей про­фессией, уважение чувства достоинства и чести — у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, веж­ливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

  2. Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требователь­ность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, ини­циативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

  3. Отношение к Родине, обществу, государству, народу, патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность.

Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоох­ранительных органов, — это требование гуманности и терпимости. Он должен постоянно помнить, что его деятельность подобна работе врача включает лечение и профилактику заболеваний. Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работ­ник правоохранительного органа — социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочув­ствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые? Разу­меется, они должны быть преданы суду и понести наказание. Про­ще всего укрыться здесь за спасительной фразой: «Сам виноват». Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочный образ жизни, несоблюдение режима, другие «излишества» — в результате ослабление иммунитета организма, разрыв «слабого звена» и болезнь.


Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник — других, но и это не совсем верно. И больной нака­зывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его за­болевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое долж­но тратить средства на его лечение, и т.д. И преступник тоже не






44


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


рождается таковым, но становится им, причем немалую роль здесь
играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он
себя при этом, как и больной, ибо, обрекая себя на преступный
образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало
страданий. И ему, «социальному больному», при всем том негодо-
вании, а порой ненависти и отвращении, которые он вызывает у
обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна челове-
ческая доброта. Доброта — тоже лекарство, и она может лечить по-
рой даже эффективнее, чем самое суровое наказание.

Вспомним роман В. Гюго «Отверженные». Главный герой —
Жан Валъжан — был закоренелым преступником, точнее, он стал

таким, поскольку со стороны людей он
встречал только несправедливость и жесто-
кость и платил им тем же. И вот однажды он
обокрал приютившего его священника —
украл его единственную ценность: серебря-
ные подсвечники. Его поймали жандармы и
привели к священнику на опознание. Каково
же было его потрясение, когда священник
заверил жандармов, что он подарил ему эти
подсвечники, и он действительно подарил их
ему! Доброта священника переродила Валь-
жана, и все дальнейшее действие романа —

В Гюго
эт0 громадный перечень добрых дел, совер-

шенных Вальжаном, которые он совершил с величайшей самоотверженностью, порой жертвуя жизнью и ничего не требуя взамен.

Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все да­леко не так «красиво и благородно», и это во многом будет верно. Но вместе с тем в реальной жизни существует немало случаев, ко­гда доброта делала из бывших преступников людей и людей замеча­тельных. Прочтите «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Там все правда, это просто художественное (замечательно интересное) изложение процесса перевоспитания бывших воров, проституток, хулиганов и пр. в достойных людей. Макаренко «лечил» их, причем лечил добротой. Доброта эта бывала суровой, порой очень жесткой, но это была доброта и любовь к людям! И она дала прекрасные ре­зультаты — у Макаренко практически не было неудач. И если мы говорим, что врач — гуманная профессия, то не менее гуманной должна считаться профессия работника правоохранительных орга­нов. Сотрудник органов должен быть гуманным, он должен любить людей, без этого качества, как и врач, он не может стать полноцен­ным специалистом. Да, порой ему приходится быть жестким, даже жестоким, но в этой жесткости — высшая доброта!





КГ


i


)


1. Научные основы этики


45


Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранитель-
ных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать
это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже
самое «профессионально необходимое» — такое, как, скажем, му-
жество,
порождает не только результативность, но еще и подлин-
ное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, не-
посредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтвер-
ждение этого еще один пример.

Майор внутренней службы А.С. Громов (г. Подольск) возвра-
щался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете
фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за
ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина.
А.С. Громов остановил машину, вышел и потребовал, чтобы тот
прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бро-
сился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным
оружием, ему ничего не стоило его применить. Однако майор не
стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям
превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на
него наручники и произвел задержание. Позднее Громов так объяснил
свои действия: «Конечно, он негодяй, тем более, как потом оказа-
лось, рецидивист, закоренелый преступник. Но не мог я вот просто
так убить человека, а потом с этим жить».

Особого внимания заслуживает такое профессиональное качество,
как справедливость. Пожалуй, это качество, и сопряженное с ним

чувство являются наиболее
трудным и в том смысле,
что, вынося справедливое
решение, очень непросто
найти единственно пра-
вильное. Собственно гово-
ря, деятельность любого
сотрудника правоохрани-
тельных органов базирует-
ся на принципе справед-
ливости, и во имя торже-
ства этого принципа она и
осуществляется. Почему

же следование этому принципу представляется наиболее трудным?
Прежде всего потому, что как деяние, так и его последствия нико-

гда не носят однозначный характер, а всегда представляют собой
некое сочетание злого и доброго. Работник правоохранительных
органов, вынося решение по той или иной коллизии, обязан точ-





Кадр из кинофильма Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс»



46


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


но просчитать меру того и другого, что зачастую бывает очень не­просто: недаром как следствие, так и судебные процессы длятся месяцами.

Вспомним фильм замечательного американского режиссера Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс». Хотя он и художест­венный, но почти буквально повторяет все перипетии реально со­стоявшегося судебного процесса над членами верховного трибунала гитлеровской Германии. На первый взгляд гитлеровские судьи од­нозначно представлялись преступниками: именно они выносили людоедские приговоры, по которым убивали, уничтожали в газовых камерах, подвергали зверским истязаниям многие тысячи людей. Но и сами судьи и их адвокаты доказывали абсолютную невинов­ность подсудимых! Да, утверждали они, все инкриминируемые под­судимым факты — совершенная правда. Но виновны ли в них су­дьи? Всегда, начиная с древнейших времен, судья лишь служитель закона, он просто исполняет то, что ему им предписано. Да, дейст­вительно, законы были людоедские, бандитские, античеловечные. Но не судьи их придумали. Они просто, как и всегда, служили за­кону — в этом священный долг каждого судьи. Виновен только за­конодатель, именно он подлежит суду, а судьи виновны только тогда, когда они извращают закон. В данном случае этого не было, а потому... Этот процесс длился несколько недель, и в конце кон­цов суд вынес безусловно справедливый приговор: судьи винов­ны! Да, преступен сам закон, но у судей был нравственный выбор: служить этому закону или нет. Они выбрали первое, хотя и пони­мали, что закон преступен, а потому они полностью разделяют ви­ну вместе с законодателем. Судьи были осуждены, но как непросто было перед мировым демократическим сообществом доказать, что этот приговор справедлив.

Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника.