Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2310

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В служебной деятельности важно придерживаться норм субор­динации, основанных на обязательном подчинении младших стар­



10. Служебный этикет


383


шим, правилах служебной дисциплины и четком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчине­ние, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Нормы этикета — это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей го­раздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренеб­режение ими.

Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напомина- тели», содержащие правила поведения. Назначение их — помочь руководителям в организации как личного поведения, так и пове­дения подчиненных для создания благоприятного морально-психо­логического климата в коллективе.

В качестве примера приведем некоторые рекомендации:

  • без нужды не критикуй, критика — средство, а не цель;

  • не повторяй ни публично, ни один на один критические за­мечания в адрес человека, исправившего положение дела;

  • без надобности в дела подчиненного не вмешивайся;

  • умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

  • убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все осталь­ные средства;

  • всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую;

  • не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц;

  • объектом критики чаще всего должна быть плохо выполнен­ная работа, а не человек;

  • критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чув­ства самостоятельности;

  • чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и време­ни он должен посвящать перспективам;

  • чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умениям гово­рить, разговаривать, слушать;

  • никогда не раздражайся, имей терпение;

  • никогда не ругайся (не матерись);




384


II. Прикладная этика


  • не стыдись элегантности;

  • позаботься о том, чтобы твои работники были освобождены от забот, отвлекающих их от работы;

  • учись на своих ошибках;

  • будь внимателен к чужому мнению;

  • будь объективен в оценке предложений, исходящих от непри­ятных для тебя людей;

  • будь внимателен и объективен к бесполезным предложениям. Отвергнуть грубо бесполезные предложения сейчас значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

  • при отклонении предложений будь тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения;

  • работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимого руководителя;

  • не бойся талантливых подчиненных, старайся поддержать их разумные начинания;

  • знание возможностей своих сотрудников — достоинство и пре­имущество хорошего начальника;

  • умение сочетать гуманность с требовательностью — предпо­сылка здорового морального климата в коллективе;

  • отдавая распоряжения, будь краток;

  • высшая форма неуважения к подчиненным — задержать на­чало работы из-за опоздания руководителя или неподготов­ленности совещания;

  • хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой — копит их для публичного разноса;

  • твоя уверенность в успехе дела — уверенность всего коллектива;

  • будь краток в телефонных разговорах;

  • умей подчиняться;

  • если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя;

  • занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно (твой опыт, кругозор, авторитет);

  • ничто так не разлагает работу, как приписывание заслуг кол­лектива одному лицу;

  • критикуя любого работника, создай обстановку, побуждаю­щую к деловым ответам и замечаниям;

  • будь самокритичен;

  • будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому работнику из членов коллектива;



10. Служебный этикет


385



  • культурный человек здоровается первым;

  • помни, что сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;

  • будь справедлив к служебной характеристике человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его отношение к тебе — следствие твоих несо­вершенств;

  • начиная служебную деятельность, позаботься о том, чтобы твои рациональные принципы работы с самого начала стали известны подчиненным;

  • ты можешь иногда не проверять положительной оценки чело­века. Но не имеешь права использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчиненных;

  • будь бдителен к хвалящим тебя. Ищи мотивы их действий. Опасайся лести и чрезмерной похвалы;

  • не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчиненных, но не афишируй этих знаний (не делай из них без нужды предмета публичных выступлений);

  • знание мотивов поступков людей — одна из основ формиро­вания делового настроения;

  • не забывай, что у подчиненных семья, а у членов семей есть знаменательные даты;

  • требуй выполнения определенных правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;

  • предпочитай приятному, но неинициативному работнику «ершистого»;

  • помни, что твои недостатки умножаются на число подчинен­ных, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

Служебная этика выполняет много различных функций. Она спо­собствует сплочению сотрудников, организации здорового психоло­гического климата, обеспечению эффективности служебной деятель­ности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.

Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, до­верия, симпатии между людьми.

Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фа­мильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собе­седника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т.п. являются антиэстетическими качествами



386


II. Прикладная этика


манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопо­ниманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.

К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и прав­дивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, от­зывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаи­моуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» — всем известно это ставшее крылатым выражение М. Сервантеса. В вежливости проявляется тонкость душевной орга­низации человека, за ней стоит его воспитанность, она предполага­ет интеллектуальность, интеллигентность и просто доброе отноше­ние к людям, она составляет потребность культурных людей. Каж­дый хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека и относились к нему по-человечески.

«Воспитанные люди, — писал А.П. Чехов, — по моему мне­нию, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня... Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они воспитывают в себе эстетику».

Вежливость

проявляется во всех сферах жизни и деятельности сотрудников: в службе, учебе, быту; в их отношениях с гражданами; в отношениях с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями; в общении между самими сотрудниками (начальником и подчинен­ным, старшим и младшим или равными по должности и званию). Вежливость включает в себя систему различных по содержанию правил, в которых закреплены наиболее целесообразные формы контактов между людьми, а именно: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлин­ного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать ус­лугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, про­пустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные чело­веку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порож­дает деликатность. Деликатный человек своим поведением может



10. Служебный этикет


387


предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость
выражает точное и вместе с тем сдержанное соблю­дение внешних форм уважения. Корректность — вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Соблюдение указанных правил общения каждым сотрудником милиции отвечает интересам всех. На службе их выполнение спо­собствует достижению главной цели деятельности — утверждению законности, справедливости и правопорядка, дает возможность из­бежать многих конфликтных ситуаций, вольных или невольных ошибок при ведении различных дел, помогает сплочению коллек­тива, созданию здорового морально-психологического климата и устранению того, что мешает интересам дела. В личных отношениях их соблюдение способствует взаимопониманию, установлению по­зитивной моральной атмосферы.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные и противоречивые ситуации, в которых честь и достоинство людей не всегда могут быть обеспечены соблю­дением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотруд­ник должен найти необходимую форму общения — нужное слово, нестандартное действие, отказавшись от привычных форм поведе­ния, т.е. он должен проявить такт.


Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Сотруднику органов внутренних дел в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение незави­симо от должности или звания обязывает его быть таковым.

Бестактность может причинить человеку обиду и даже страда­ния (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя «обидчик» и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его. Способность сотрудника органов внутренних дел избежать этих крайностей в своем поведении — важнейшее свойство такта.

Ситуации, требующие от сотрудников ОВД проявления такта, весьма многообразны. Чувство меры, такта необходимо в служеб­ных отношениях (отношениях начальника к подчиненным и под­чиненных к начальнику, в отношениях сотрудников к гражданам при их приеме, на посту, особенно при задержании, обыске, веде­нии следствия, допроса и т.д.); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту — при приеме



388


II. Прикладная этика


гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях явля­ется создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликт­ным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Дать сотрудникам органов внутренних дел рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Выработать же устойчивую внутрен­нюю меру поведения — одна из важных задач нравственного воспи­тания. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а выраба­тывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспита­ния, самовоспитанием достоинства личности.

Высокое чувство собственного достоинства,
основанное на пра­вильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойст­вом культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Простота — предполагает нетерпимость ко всему показному, к пышности, всякого рода излишествам. Простота и скромность — высшие достоинства человека.