Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2295

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1 См.: Власенков В.В., Гришин А.Л., Гущин С.В. и др. Этика сотрудников правоох­ранительных органов: Учебник. М., 2002. С. 441.


2 Селиванов Н.А. Некоторые особенности расследования преступлений, совершае­мых организованными группировками // Прокурорская и следственная практика. 1997. № 1. С. 99-117.



412


II. Прикладная этика


хологического принуждения, как оговорены и незаконные (запре­щенные) средства такого принуждения, в связи с чем угроза психо­логического принуждения адресована как тем, кто препятствует или может препятствовать достижению задач правосудия, так и тем, кто решает эти задачи запрещенными средствами, противоречащими нравственности и нарушающими конституционные права, свободы и интересы граждан.

Правомерное психологическое воздействие
законодатель регламен­тирует в самой общей форме в силу невозможности такой регламен­тации применительно к разнообразию ситуаций деятельности рас­следования. Общие критерии правомерности и допустимости исходят прежде всего из принципов непротиворечия законности и нравст­венности общества, их избирательности.

Анализ распространенности неправомерного психологического воз­действия показывает его достаточно широкое применение при рас­следовании преступлений. Изучались мнения как подследственных, так и самих сотрудников1. О его применении при расследовании заявило 79,6% проанкетированных подследственных, а 44% оператив­ных работников и 32,4% следователей считают, что такое психоло­гическое воздействие применяется в отношении 50% и более под­следственных.

Подавляющее большинство сотрудников признает необходимость психологического воздействия в расследовании преступлений, од­нако его использованию уделяют большое внимание только 45,1%. Остальные допускают его применение по мере возможности и в случае необходимости. Одной из причин такого отношения к ис­пользованию психологического воздействия является недостаточный уровень психологических знаний и умений сотрудников, а также отсутствие стремления к их повышению, что частично компенсиру­ется опытом работы. Сами сотрудники критически относятся к своим умениям психологического воздействия: 48,3% считают их недостаточными, испытывают затруднения при его применении. Указанную оценку подтверждают и подследственные, в отношении которых ими применялось психологическое воздействие. Однако даже имеющийся уровень применения психологического воздейст­вия позволяет сотрудникам получать доказательственную информа­цию и изобличать подследственных в совершении преступлений, о чем заявили 47,6% подследственных. Реализацию потребности ов­ладения умением психологического воздействия сотрудники видят в углубленном изучении психологии, развитии необходимых для пси­



1 См.: Власенков В.В., Гришин А.Л., Гущин С.В. и др. Этика сотрудников правоох­ранительных органов. С. 442.



И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


413


хологического воздействия качеств, в повышении профессиональ­ного уровня психологического воздействия через общение, практику, освоение передового и приобретение собственного опыта. В целом разработка эффективных приемов и методов психологического воз­действия признается актуальной, так как отражает запросы практики.

Спокойные деловые отношения с обвиняемым (подозреваемым) рациональны и чаще всего экономны в плане психофизических на­грузок. Завоевать уважение и доверие лиц с тем, чтобы они осозна­ли содеянное, раскаялись и дали правдивые показания, — главная цель следователя.

А если такая тактика общения не дала результатов? Если обви­няемый агрессивно лжив, упорно настаивает на многократно опро­вергнутой версии освещения события преступления? А сроки под­жимают... Как быть в таком случае? Представляется, что для допус­тимости применения при производстве следственных действий тех или иных тактических приемов немаловажное значение имеет реше­ние с позиции нравственности вопроса о соотношении целей рас­следования и средств их достижения.

Глубоко нравственные цели борьбы с преступностью не могут быть достигнуты любыми средствами: они должны основываться на принципах гуманизма и справедливости.


Проблема нравственно-этических отношений следователя с участ­никами уголовного процесса обусловлена также множественностью целей общения, их соподчиненностью, иерархичностью, определена уголовно-процессуальными нормами. Эти качества предварительного расследования также накладывают особый отпечаток на морально- этический фон общения, обусловливают высочайшую нравственную ответственность следователя как его инициатора.

Направляя деятельность следственных и судебных органов на установление истины по уголовному делу, мораль оценивает сред­ства, при помощи которых эта цель может быть достигнута, способ­ствуя устранению из уголовного процесса всего, что могло бы за­труднить установление истины, направить действия лиц, осуществ­ляющих судопроизводство, по ложному пути. Так, ст. 74 УПК РФ устанавливает, что не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источ­ник своей осведомленности.



  1. Нравственные основы производства в стадии возбуждения уголовных дел

Досудебное производство включает в себя стадии возбуждения уго­ловного дела и предварительное расследование по нему. Последнее



414


II. Прикладная этика


осуществляется в формах предварительного следствия либо дозна­ния в зависимости, прежде всего, от предметной подследственности уголовных дел. Специфика решаемых в каждой из названных ста­дий уголовного процесса вопросов накладывает отпечаток на нрав­ственные основы осуществляемой в них уголовно-процессуальной деятельности.

Основное назначение стадии возбуждения уголовного дела
заключается в проверке наличия в поступившей в правоохранительный орган информации признаков преступления. Если информация подтвер­дилась — принимается решение о возбуждении уголовного дела, если нет — отказывается в этом.

Информация о преступлении чаще всего поступает от граждан, выполняющих свой гражданский долг, не желающих мириться с на­рушениями правил человеческого общежития, нравственных и пра­вовых предписаний. В данных обстоятельствах должностные лица правоохранительных органов должны не только строго выполнять нормы ст. 141 УПК РФ и требования Типового положения о еди­ном порядке приема, регистрации и проверки сообщений о престу­плениях, утвержденного Приказом Генерального прокурора и МВД Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 39, но и внимательно, тактично относиться к заявителю.

Согласно названному Приказу в правоохранительных органах орга­низован круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соот­ветствующее оформление. Должностное лицо, принявшее в соответ­ствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени их принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении, а также невыдача заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

Принятое сообщение о преступлении немедленно регистрирует­ся в специальной книге под порядковым номером, присвоенным зарегистрированному сообщению, с указанием даты и времени его принятия, кем принято, под каким номером выдано уведомление заявителю и некоторых иных сведений. Обратим внимание на то, что Приказ (п. 23) запрещает отражать в книге регистрации сооб­щений ставшие известными сведения о частной жизни заявителя, его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом. Такое четкое регламентирова­ние порядка приема и регистрации сообщений о преступлении на­правлено на недопущение случаев укрытия преступлений от учета и должного реагирования на них.




И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


415


Почему же законодатель требует предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе заявления делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя? Со временем надобность в таком предупреж­дении, надо полагать, отпадет. Но сегодня в этом еще есть необхо­димость, и заявитель должен быть тактично уведомлен об этом. При этом не должно быть никаких угроз, запугиваний, психологиче­ского давления на заявителя. Все подобное полностью исключается. От принимающего такое заявление лица требуется только внима­тельное и доброжелательное отношение к заявителю, максимум такта и ничего более.

Такие же требования должны предъявляться и к лицу, пожелавшему сделать добровольное сообщение о совершенном им самим же престу­плении. Законодатель называет это явкой с повинной
(ст. 142 УПК РФ).

В явившемся с повинной лице всегда необходимо видеть чело­века, совершившего своего рода мужественный поступок. Прини­мающее такое заявление должностное лицо (прокурор, следователь, дознаватель) должно проникнуться тем огромным психологическим напряжением, что имеет место быть в душе человека, делающего заявление о своих преступных действиях. Доверие к правоохрани­тельной системе, к государству, гражданином которой осознает себя заявитель, не может быть ни словом, ни действием нарушено. О каком бы совершенном им преступлении не сообщал заявитель (пусть по сложившимся в обществе представлениям о самом омер­зительном), всегда необходимо относиться к нему как к человеку, нуждающемуся в помощи. Еще А.Ф. Кони писал о том, что «нет такого падшего или преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ»1. Отказывать в помощи пад­шему нельзя и по религиозным заповедям.

При проведении комплекса действий по проверке наличия основа­ния для возбуждения уголовного дела (ст. 144 УПК РФ) необходи­мо помнить о том, что осуществляемые в этих целях действия хотя и являются процессуальными, но за незначительным закрепленным в ч. 4 ст. 146 УПК РФ исключением (относительно осмотра места происшествия
, освидетельствования и назначения судебной экспер­тизы) не относятся к категории следственных. В силу этого для них не характерны свойство принудительности, возможность примене­ния в отношении не выполняющих просьбу проверяющего каких- либо мер уголовно-процессуального принуждения.


1 Кони А.Ф. Избр. соч. М., 1959. Т. 2. С. 55.



416


II. Прикладная этика


Необходимо помнить и о том, что заявители имеют возмож­ность в установленном ст. 124 и 125 УПК РФ порядке обжаловать действия и решения должностного лица правоохранительного орга­на, осуществляющего проверку информации о преступлении.

Все сказанное равным образом надлежит иметь в виду и соблю­дать дознавателям, следователям, прокурорам, другим должностным лицам, проводящим производство предварительного расследования по уголовному делу или участвующим в нем.

  1. Нравственные основы производства предварительного расследования уголовных дел

1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   74