ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2292
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительное расследование по уголовному делу осуществляется в формах предварительного следствия (ст. 162—222 УПК РФ) или дознания (ст. 223—226 УПК РФ).
В юридической литературе справедливо отмечается, что в своей процессуальной деятельности должностные лица, осуществляющие предварительное расследование по уголовному делу, руководствуются процессуальными, криминалистическими и нравственными правилами1.
Процессуальные правила устанавливают то, что именно, в каких формах и в каком порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, должен делать следователь. Криминалистические рекомендации помогают следователю выработать тактику производства того или иного следственного действия, приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно выполнить стоящие перед предварительным следствием задачи. Нравственные же нормы дают возможность оценить допустимость тех или иных действий, приемов и методов расследования с точки зрения морали. При этом «все виды правил, — пишет ученый-юрист А.С. Кобликов, — находятся между собой в теснейшей связи и не должны входить в противоречие, хотя среди них главенствует закон, который презюмируется высоконравственным и целесообразным». Что же касается самого лица, осуществляющего по делу предварительное расследование, то оно «должно быть объективным, беспристрастным, справедливым, гуманным, бдительным; в своем служебном общении... должно соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность»2.
1 См.: Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 76—77.
2 Там же. С. 77.
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
417
Отношения таких лиц со всеми другими участниками уголовного процесса (обвиняемыми и их защитниками, потерпевшими, свидетелями, экспертами и др.) должны всегда основываться на прочном фундаменте законности и морали. Надлежит помнить о том, что любой обман, в том числе в виде так называемых «следственных ловушек», использование приема «введение противника (т.е. того же подозреваемого, обвиняемого) в заблуждение» вредят выполнению назначения уголовного процесса, роняют авторитет следователя (дознавателя, прокурора) как представителя государственной власти. В отличие от обвиняемого (подозреваемого) для названных должностных лиц государства «права на ложь» не существует.
При назначении на должности прокуроров и следователей названные лица принимают присягу, в которой указывается на те нравственные требования, которым должны соответствовать лица, претендующие на такие должности.
Проведем один из текстов присяги, а именно присягу прокурора, следователя (ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы общества и государства; четко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры1.
Во многом аналогичными по своему содержанию являются присяги сотрудников других правоохранительных органов.
Порядок производства следственных действий обстоятельно регламентируется соответствующими нормами УПК РФ, содержащими указания на те процессуальные документы, в которые должны облекаться следственные действия и их результаты (ч. 6 УПК РФ).
1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 2 декабря.
418
II. Прикладная этика
В основе производства любого следственного действия лежат принципы уголовного процесса (ст. 7—19 УПК РФ), наполненные, как мы уже отмечали, не только правовым, но и нравственным содержанием. Среди них особо выделяется закрепленный в ст. 9 УПК РФ принцип «уважение чести и достоинства личности»1. Законодатель в ст. 164 УПК РФ, посвященной общим правилам производства следственных действий, указывает, в частности, на недопустимость: а) производства таких действий в ночное время, т.е. с 22.00 вечера до 6.00; в) применения при производстве следственных действий насилия, угроз и иных незаконных мер, создания опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц.
Если производство следственного действия сопряжено с ограничением конституционных прав человека, то оно допустимо только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ). Нравственное содержание общих правовых положений конкретизируется законодателем применительно к отдельным следственным действиям. Назовем лишь некоторые из них.
1 См. подробнее: Зинатуллин Т.З. и Закиров А.З. Уважение чести и достоинства личности в российском уголовном процессе. Ижевск, 2006.
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
419
указанного лица, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения» (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).
Анализ приведенных уголовно-процессуальных норм позволяет согласиться с профессором Д.П. Котовым в том, что «можно выделить определенную совокупность нравственных требований, характерных для всех следственных действий, для всей следственной тактики». По его мнению, «наряду с принципами справедливости и гуманизма, уважения чести и достоинства граждан в эту совокупность необходимо включить, как минимум, следующие нравственные требования: непримиримое отношение к любым нарушениям буквы и духа процессуального закона, регламентирующего следственные действия, строжайшее соблюдение культуры уголовного процесса, ответственность, принципиальность, отсутствие тенденциозности, предвзятости, недоверия, подозрительности, обвинительного уклона, стремления не причинить вреда отдельным лицам и коллективам при производстве любых следственных действий»1.
Приведенные нравственные требования могут быть скорректированы (например, по отношению к участникам уголовного процесса с различным процессуальным статусом), их перечень дополнен. Они как правовые и в то же время высоконравственные средства в совокупности своей способствуют успешному собиранию доказательств по уголовному делу и достижению всех других стоящих перед стадией предварительного расследования задач.
Конечно, необходимость в неуклонном соблюдении правовых предписаний и нравственных норм возникает и при производстве множества иных процессуальных действий, что имеют место в рассматриваемой стадии российского уголовного процесса. В их числе процессуальные действия, связанные с формулированием обвинения по уголовному делу и предъявлением его обвиняемому (ст. 171—172 УПК РФ), с избранием в отношении обвиняемого такой меры уго-
1 Кокорев Л.Д.,Котов Д.П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993. С. 110.
420
II. Прикладная этика
ловно-процессуального пресечения, как заключение под стражу, со сложной и психологически напряженной процедурой ознакомления обвиняемого с материалами оконченного расследования уголовного дела (ст. 217-219, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).
На стадии досудебного производства начинает реализовываться нравственно-педагогическая функция правосудия, которую наряду с просветительскими функциями выполняют следователь и прокурор. Хотя в действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ о педагогическом воздействии говорится лишь в контексте правонарушений несовершеннолетних (ст. 299, 421, 427), практика досудебного производства показывает, что нравственно-педагогическая деятельность органов следствия, прокуратуры реализуется во многих направлениях. Во-первых, она нацелена на правовое воспитание всех граждан, поскольку любое общение со следователем, прокурором всегда включает цель нравственно-педагогического воздействия. Во-вторых, активная деятельность следователя, прокурора по борьбе с преступностью является исключительно ярким, убедительным примером поведения, отношения к преступным проявлениям для всех граждан. Положительным примером является и проявление нравственных качеств следственного, прокурорского работника: гуманность, справедливость, непредвзятость, понимание человека, моральность, культурность в общении. В-третьих, нравственно-педагогическая деятельность следователя, прокурора направлена на ликвидацию морального ущерба, нанесенного потерпевшим и свидетелям, так как действия преступника могли привести к появлению у них стойких отрицательных психических состояний. И наконец, поскольку преступная деятельность других лиц может привести к выводу о безнаказанности некоторых преступников, работа следователя, прокурора нацелена на изобличение преступников, ликвидацию нанесенного ими общественного вреда, что является четвертым критерием нравственно-педагогической функции участников досудебного производства.
Всей своей деятельностью (с учетом конкретных особенностей дела) подготовленный в нравственно-педагогическом отношении следователь, прокурор помогает правильному, адекватному формированию общественного мнения о преступлении, о личности преступника. Все действия, высказывания такого должностного лица вызывают у граждан уважение к закону, к деятельности органов
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
421
следствия, способствуют воспитанию правосознания. Каждое общение им используется и для осуществления нравственного воспитания, т.е. передачи гражданам положительных этических навыков: дисциплинированности, ответственности, честности, доверительности, добросовестности.
Но все же основная направленность нравственно-педагогических усилий следователя, прокурора — это участие в перевоспитании лиц, совершивших преступления. С учетом особенностей досудебного производства ставятся более узкие цели в общей деятельности по перевоспитанию личности правонарушителя. На стадии досудебного разбирательства по необходимости в большинстве случаев предусматривается только достижение определенных этапов в общем процессе перевоспитания правонарушителя.
Нравственно-педагогическое воздействие должностных лиц, осуществляющих правосудие на стадии досудебного разбирательства, может реализовываться в виде ряда частных задач, каждая из которых вносит свой вклад в правовую и нравственную воспитанность, просвещенность правонарушителя. Можно выявить следующие основные направления такой деятельности в процессе досудебного производства:
В юридической литературе справедливо отмечается, что в своей процессуальной деятельности должностные лица, осуществляющие предварительное расследование по уголовному делу, руководствуются процессуальными, криминалистическими и нравственными правилами1.
Процессуальные правила устанавливают то, что именно, в каких формах и в каком порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, должен делать следователь. Криминалистические рекомендации помогают следователю выработать тактику производства того или иного следственного действия, приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно выполнить стоящие перед предварительным следствием задачи. Нравственные же нормы дают возможность оценить допустимость тех или иных действий, приемов и методов расследования с точки зрения морали. При этом «все виды правил, — пишет ученый-юрист А.С. Кобликов, — находятся между собой в теснейшей связи и не должны входить в противоречие, хотя среди них главенствует закон, который презюмируется высоконравственным и целесообразным». Что же касается самого лица, осуществляющего по делу предварительное расследование, то оно «должно быть объективным, беспристрастным, справедливым, гуманным, бдительным; в своем служебном общении... должно соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность»2.
1 См.: Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 76—77.
2 Там же. С. 77.
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
417
Отношения таких лиц со всеми другими участниками уголовного процесса (обвиняемыми и их защитниками, потерпевшими, свидетелями, экспертами и др.) должны всегда основываться на прочном фундаменте законности и морали. Надлежит помнить о том, что любой обман, в том числе в виде так называемых «следственных ловушек», использование приема «введение противника (т.е. того же подозреваемого, обвиняемого) в заблуждение» вредят выполнению назначения уголовного процесса, роняют авторитет следователя (дознавателя, прокурора) как представителя государственной власти. В отличие от обвиняемого (подозреваемого) для названных должностных лиц государства «права на ложь» не существует.
При назначении на должности прокуроров и следователей названные лица принимают присягу, в которой указывается на те нравственные требования, которым должны соответствовать лица, претендующие на такие должности.
Проведем один из текстов присяги, а именно присягу прокурора, следователя (ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы общества и государства; четко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры1.
Во многом аналогичными по своему содержанию являются присяги сотрудников других правоохранительных органов.
Порядок производства следственных действий обстоятельно регламентируется соответствующими нормами УПК РФ, содержащими указания на те процессуальные документы, в которые должны облекаться следственные действия и их результаты (ч. 6 УПК РФ).
1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 2 декабря.
418
II. Прикладная этика
В основе производства любого следственного действия лежат принципы уголовного процесса (ст. 7—19 УПК РФ), наполненные, как мы уже отмечали, не только правовым, но и нравственным содержанием. Среди них особо выделяется закрепленный в ст. 9 УПК РФ принцип «уважение чести и достоинства личности»1. Законодатель в ст. 164 УПК РФ, посвященной общим правилам производства следственных действий, указывает, в частности, на недопустимость: а) производства таких действий в ночное время, т.е. с 22.00 вечера до 6.00; в) применения при производстве следственных действий насилия, угроз и иных незаконных мер, создания опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц.
Если производство следственного действия сопряжено с ограничением конституционных прав человека, то оно допустимо только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ). Нравственное содержание общих правовых положений конкретизируется законодателем применительно к отдельным следственным действиям. Назовем лишь некоторые из них.
-
Регламентируя процедуру освидетельствования, законодатель закрепляет правило, согласно которому при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если такое действие сопровождается обнажением данного лица. Освидетельствование в этом случае производится врачом (ч. 4 ст. 179 УПК РФ). -
Законодатель разрешает производство следственного эксперимента только при условии, если не создается опасности для здоровья участвующих в нем лиц (ст. 181 УПК РФ). -
Согласно ч. 7 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска необходимо применять меры к тому, чтобы «не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц». -
Согласно ч. 3 ст. 184 УПК РФ «личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии». -
В осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции в качестве понятых могут участвовать лишь работники данного учреждения связи (ч. 5 ст. 185 УПК РФ). -
Контроль и запись переговоров потерпевших, свидетелей или их родственников допускается только «по письменному заявлению
1 См. подробнее: Зинатуллин Т.З. и Закиров А.З. Уважение чести и достоинства личности в российском уголовном процессе. Ижевск, 2006.
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
419
указанного лица, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения» (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).
-
Законодатель регламентирует продолжительность времени допроса не более 8 часов, а несовершеннолетнего — 4 часов (ст. 187 УПК РФ). При этом отмечается, что «при наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача» (ч. 4 ст. 187 УПК РФ). Свидетель вправе являться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ч. 5 ст. 189 УПК РФ). -
В соответствии с ч. 2 ст. 202 УПК РФ «при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство».
Анализ приведенных уголовно-процессуальных норм позволяет согласиться с профессором Д.П. Котовым в том, что «можно выделить определенную совокупность нравственных требований, характерных для всех следственных действий, для всей следственной тактики». По его мнению, «наряду с принципами справедливости и гуманизма, уважения чести и достоинства граждан в эту совокупность необходимо включить, как минимум, следующие нравственные требования: непримиримое отношение к любым нарушениям буквы и духа процессуального закона, регламентирующего следственные действия, строжайшее соблюдение культуры уголовного процесса, ответственность, принципиальность, отсутствие тенденциозности, предвзятости, недоверия, подозрительности, обвинительного уклона, стремления не причинить вреда отдельным лицам и коллективам при производстве любых следственных действий»1.
Приведенные нравственные требования могут быть скорректированы (например, по отношению к участникам уголовного процесса с различным процессуальным статусом), их перечень дополнен. Они как правовые и в то же время высоконравственные средства в совокупности своей способствуют успешному собиранию доказательств по уголовному делу и достижению всех других стоящих перед стадией предварительного расследования задач.
Конечно, необходимость в неуклонном соблюдении правовых предписаний и нравственных норм возникает и при производстве множества иных процессуальных действий, что имеют место в рассматриваемой стадии российского уголовного процесса. В их числе процессуальные действия, связанные с формулированием обвинения по уголовному делу и предъявлением его обвиняемому (ст. 171—172 УПК РФ), с избранием в отношении обвиняемого такой меры уго-
1 Кокорев Л.Д.,Котов Д.П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993. С. 110.
420
II. Прикладная этика
ловно-процессуального пресечения, как заключение под стражу, со сложной и психологически напряженной процедурой ознакомления обвиняемого с материалами оконченного расследования уголовного дела (ст. 217-219, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).
-
Нравственно-педагогическая деятельность органов досудебного производства
На стадии досудебного производства начинает реализовываться нравственно-педагогическая функция правосудия, которую наряду с просветительскими функциями выполняют следователь и прокурор. Хотя в действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ о педагогическом воздействии говорится лишь в контексте правонарушений несовершеннолетних (ст. 299, 421, 427), практика досудебного производства показывает, что нравственно-педагогическая деятельность органов следствия, прокуратуры реализуется во многих направлениях. Во-первых, она нацелена на правовое воспитание всех граждан, поскольку любое общение со следователем, прокурором всегда включает цель нравственно-педагогического воздействия. Во-вторых, активная деятельность следователя, прокурора по борьбе с преступностью является исключительно ярким, убедительным примером поведения, отношения к преступным проявлениям для всех граждан. Положительным примером является и проявление нравственных качеств следственного, прокурорского работника: гуманность, справедливость, непредвзятость, понимание человека, моральность, культурность в общении. В-третьих, нравственно-педагогическая деятельность следователя, прокурора направлена на ликвидацию морального ущерба, нанесенного потерпевшим и свидетелям, так как действия преступника могли привести к появлению у них стойких отрицательных психических состояний. И наконец, поскольку преступная деятельность других лиц может привести к выводу о безнаказанности некоторых преступников, работа следователя, прокурора нацелена на изобличение преступников, ликвидацию нанесенного ими общественного вреда, что является четвертым критерием нравственно-педагогической функции участников досудебного производства.
Всей своей деятельностью (с учетом конкретных особенностей дела) подготовленный в нравственно-педагогическом отношении следователь, прокурор помогает правильному, адекватному формированию общественного мнения о преступлении, о личности преступника. Все действия, высказывания такого должностного лица вызывают у граждан уважение к закону, к деятельности органов
И. Этика в следственной и прокурорской деятельности
421
следствия, способствуют воспитанию правосознания. Каждое общение им используется и для осуществления нравственного воспитания, т.е. передачи гражданам положительных этических навыков: дисциплинированности, ответственности, честности, доверительности, добросовестности.
Но все же основная направленность нравственно-педагогических усилий следователя, прокурора — это участие в перевоспитании лиц, совершивших преступления. С учетом особенностей досудебного производства ставятся более узкие цели в общей деятельности по перевоспитанию личности правонарушителя. На стадии досудебного разбирательства по необходимости в большинстве случаев предусматривается только достижение определенных этапов в общем процессе перевоспитания правонарушителя.
Нравственно-педагогическое воздействие должностных лиц, осуществляющих правосудие на стадии досудебного разбирательства, может реализовываться в виде ряда частных задач, каждая из которых вносит свой вклад в правовую и нравственную воспитанность, просвещенность правонарушителя. Можно выявить следующие основные направления такой деятельности в процессе досудебного производства:
-
создание основы для последующего усиленного нравственнопедагогического воздействия после завершения предварительного следствия; -
нравственно-педагогическое воздействие во время осуществления досудебного разбирательства; -
организация и активизация воспитательного воздействия со стороны семьи, коллективов, в которые входит обвиняемый; -
возбуждение и активизация процесса самовоспитания, самообучения саморазвития, самообразования у обвиняемого; -
решение задач ресоциализации обвиняемого.