Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2292

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительное расследование по уголовному делу осуществляется в формах предварительного следствия (ст. 162—222 УПК РФ) или доз­нания (ст. 223—226 УПК РФ).

В юридической литературе справедливо отмечается, что в своей процессуальной деятельности должностные лица, осуществляющие предварительное расследование по уголовному делу, руководству­ются процессуальными, криминалистическими и нравственными правилами1.

Процессуальные правила устанавливают то, что именно, в каких формах и в каком порядке, определенном Уголовно-процессуаль­ным кодексом РФ, должен делать следователь. Криминалистиче­ские рекомендации помогают следователю выработать тактику про­изводства того или иного следственного действия, приемы и мето­ды, позволяющие наиболее эффективно выполнить стоящие перед предварительным следствием задачи. Нравственные же нормы дают возможность оценить допустимость тех или иных действий, прие­мов и методов расследования с точки зрения морали. При этом «все виды правил, — пишет ученый-юрист А.С. Кобликов, — находятся между собой в теснейшей связи и не должны входить в противоре­чие, хотя среди них главенствует закон, который презюмируется высоконравственным и целесообразным». Что же касается самого лица, осуществляющего по делу предварительное расследование, то оно «должно быть объективным, беспристрастным, справедливым, гуманным, бдительным; в своем служебном общении... должно соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность»2.


1 См.: Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 1999. С. 76—77.


2 Там же. С. 77.



И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


417


Отношения таких лиц со всеми другими участниками уголовно­го процесса (обвиняемыми и их защитниками, потерпевшими, сви­детелями, экспертами и др.) должны всегда основываться на проч­ном фундаменте законности и морали. Надлежит помнить о том, что любой обман, в том числе в виде так называемых «следствен­ных ловушек», использование приема «введение противника (т.е. того же подозреваемого, обвиняемого) в заблуждение» вредят выпол­нению назначения уголовного процесса, роняют авторитет следова­теля (дознавателя, прокурора) как представителя государственной власти. В отличие от обвиняемого (подозреваемого) для названных должностных лиц государства «права на ложь» не существует.

При назначении на должности прокуроров и следователей назван­ные лица принимают присягу, в которой указывается на те нравст­венные требования, которым должны соответствовать лица, претен­дующие на такие должности.

Проведем один из текстов присяги, а именно присягу прокурора, следователя (ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, не допуская ма­лейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми на­рушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следст­вия; активно защищать интересы общества и государства; четко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать луч­шие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры1.

Во многом аналогичными по своему содержанию являются при­сяги сотрудников других правоохранительных органов.

Порядок производства следственных действий обстоятельно регла­ментируется соответствующими нормами УПК РФ, содержащими указания на те процессуальные документы, в которые должны об­лекаться следственные действия и их результаты (ч. 6 УПК РФ).


1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // Российская газета. 2009. 2 декабря.



418


II. Прикладная этика


В основе производства любого следственного действия лежат принципы уголовного процесса
(ст. 7—19 УПК РФ), наполненные, как мы уже отмечали, не только правовым, но и нравственным содер­жанием. Среди них особо выделяется закрепленный в ст. 9 УПК РФ принцип «уважение чести и достоинства личности»1. Законодатель в ст. 164 УПК РФ, посвященной общим правилам производства следственных действий, указывает, в частности, на недопустимость: а) производства таких действий в ночное время, т.е. с 22.00 вечера до 6.00; в) применения при производстве следственных действий насилия, угроз и иных незаконных мер, создания опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц.



Если производство следственного действия сопряжено с огра­ничением конституционных прав человека, то оно допустимо толь­ко на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ). Нравственное содержание общих правовых положений конкретизи­руется законодателем применительно к отдельным следственным действиям. Назовем лишь некоторые из них.

  1. Регламентируя процедуру освидетельствования, законодатель закрепляет правило, согласно которому при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если такое действие сопровождается обнажением данного лица. Освидетельствование в этом случае производится врачом (ч. 4 ст. 179 УПК РФ).

  2. Законодатель разрешает производство следственного экспе­римента только при условии, если не создается опасности для здо­ровья участвующих в нем лиц (ст. 181 УПК РФ).

  3. Согласно ч. 7 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска не­обходимо применять меры к тому, чтобы «не были оглашены выяв­ленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в поме­щении которого был произведен обыск, его личная и (или) семей­ная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц».

  4. Согласно ч. 3 ст. 184 УПК РФ «личный обыск лица произво­дится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следст­венном действии».

  5. В осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции в качестве понятых могут участвовать лишь работники данного учре­ждения связи (ч. 5 ст. 185 УПК РФ).

  6. Контроль и запись переговоров потерпевших, свидетелей или их родственников допускается только «по письменному заявлению


1 См. подробнее: Зинатуллин Т.З. и Закиров А.З. Уважение чести и достоинства личности в российском уголовном процессе. Ижевск, 2006.



И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


419


указанного лица, а при отсутствии такого заявления — на основа­нии судебного решения» (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

  1. Законодатель регламентирует продолжительность времени до­проса не более 8 часов, а несовершеннолетнего — 4 часов (ст. 187 УПК РФ). При этом отмечается, что «при наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основа­нии заключения врача» (ч. 4 ст. 187 УПК РФ). Свидетель вправе являться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).

  2. В соответствии с ч. 2 ст. 202 УПК РФ «при получении образ­цов для сравнительного исследования не должны применяться ме­тоды, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство».

Анализ приведенных уголовно-процессуальных норм позволяет согласиться с профессором Д.П. Котовым в том, что «можно выде­лить определенную совокупность нравственных требований, харак­терных для всех следственных действий, для всей следственной так­тики». По его мнению, «наряду с принципами справедливости и гуманизма, уважения чести и достоинства граждан в эту совокуп­ность необходимо включить, как минимум, следующие нравствен­ные требования: непримиримое отношение к любым нарушениям буквы и духа процессуального закона, регламентирующего следст­венные действия, строжайшее соблюдение культуры уголовного процесса, ответственность, принципиальность, отсутствие тенден­циозности, предвзятости, недоверия, подозрительности, обвини­тельного уклона, стремления не причинить вреда отдельным лицам и коллективам при производстве любых следственных действий»1.

Приведенные нравственные требования могут быть скорректи­рованы (например, по отношению к участникам уголовного про­цесса с различным процессуальным статусом), их перечень допол­нен. Они как правовые и в то же время высоконравственные сред­ства в совокупности своей способствуют успешному собиранию доказательств по уголовному делу и достижению всех других стоя­щих перед стадией предварительного расследования задач.

Конечно, необходимость в неуклонном соблюдении правовых предписаний и нравственных норм возникает и при производстве множества иных процессуальных действий, что имеют место в рас­сматриваемой стадии российского уголовного процесса. В их числе процессуальные действия, связанные с формулированием обвинения по уголовному делу и предъявлением его обвиняемому (ст. 171—172 УПК РФ), с избранием в отношении обвиняемого такой меры уго-



1 Кокорев Л.Д.,Котов Д.П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993. С. 110.



420


II. Прикладная этика


ловно-процессуального пресечения, как заключение под стражу, со сложной и психологически напряженной процедурой ознакомления обвиняемого с материалами оконченного расследования уголовного дела (ст. 217-219, ч. 2 ст. 225 УПК РФ).

  1. Нравственно-педагогическая деятельность органов досудебного производства

На стадии досудебного производства начинает реализовываться нравственно-педагогическая функция правосудия
, которую наряду с просветительскими функциями выполняют следователь и прокурор. Хотя в действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ о педа­гогическом воздействии говорится лишь в контексте правонаруше­ний несовершеннолетних (ст. 299, 421, 427), практика досудебного производства показывает, что нравственно-педагогическая деятель­ность органов следствия, прокуратуры реализуется во многих на­правлениях. Во-первых, она нацелена на правовое воспитание всех граждан, поскольку любое общение со следователем, прокурором всегда включает цель нравственно-педагогического воздействия. Во-вторых, активная деятельность следователя, прокурора по борь­бе с преступностью является исключительно ярким, убедительным примером поведения, отношения к преступным проявлениям для всех граждан. Положительным примером является и проявление нравственных качеств следственного, прокурорского работника: гуманность, справедливость, непредвзятость, понимание человека, моральность, культурность в общении. В-третьих, нравственно-пе­дагогическая деятельность следователя, прокурора направлена на ликвидацию морального ущерба, нанесенного потерпевшим и сви­детелям, так как действия преступника могли привести к появлению у них стойких отрицательных психических состояний. И наконец, поскольку преступная деятельность других лиц может привести к выводу о безнаказанности некоторых преступников, работа следова­теля, прокурора нацелена на изобличение преступников, ликвида­цию нанесенного ими общественного вреда, что является четвертым критерием нравственно-педагогической функции участников досу­дебного производства.


Всей своей деятельностью (с учетом конкретных особенностей дела) подготовленный в нравственно-педагогическом отношении следователь, прокурор помогает правильному, адекватному форми­рованию общественного мнения о преступлении, о личности пре­ступника. Все действия, высказывания такого должностного лица вызывают у граждан уважение к закону, к деятельности органов





И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


421


следствия, способствуют воспитанию правосознания. Каждое обще­ние им используется и для осуществления нравственного воспита­ния, т.е. передачи гражданам положительных этических навыков: дисциплинированности, ответственности, честности, доверительно­сти, добросовестности.

Но все же основная направленность нравственно-педагогических усилий следователя, прокурора — это участие в перевоспитании лиц, совершивших преступления. С учетом особенностей досудеб­ного производства ставятся более узкие цели в общей деятельности по перевоспитанию личности правонарушителя. На стадии досу­дебного разбирательства по необходимости в большинстве случаев предусматривается только достижение определенных этапов в общем процессе перевоспитания правонарушителя.

Нравственно-педагогическое воздействие должностных лиц,
осущест­вляющих правосудие на стадии досудебного разбирательства, может реализовываться в виде ряда частных задач, каждая из которых вносит свой вклад в правовую и нравственную воспитанность, просвещен­ность правонарушителя. Можно выявить следующие основные на­правления такой деятельности в процессе досудебного производства:

  • создание основы для последующего усиленного нравственно­педагогического воздействия после завершения предвари­тельного следствия;

  • нравственно-педагогическое воздействие во время осуществ­ления досудебного разбирательства;

  • организация и активизация воспитательного воздействия со стороны семьи, коллективов, в которые входит обвиняемый;

  • возбуждение и активизация процесса самовоспитания, само­обучения саморазвития, самообразования у обвиняемого;

  • решение задач ресоциализации обвиняемого.