Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2291

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждое из этих направлений может развиваться самостоятельно, но наиболее целесообразна координация всех их в совокупности.

  1. На досудебном разбирательстве не завершается нравственно­педагогическое воздействие на обвиняемого — оно продолжается и дальше. Поэтому на предварительном следствии обязательны дейст­вия, обеспечивающие перевоспитание обвиняемого на всех после­дующих стадиях. Они могут выражаться в сборе сведений о личности обвиняемого (превышающие необходимые для решения тактических задач и расследования совершенного преступления): отрицательные привычки, навыки, характерологические особенности, развитые под воздействием отрицательного образа жизни, окружения, жизненных установок. Следует изучить и процесс развития данной личности: особенности ее воспитания, образования, обучения для выявления



422


II. Прикладная этика


причин появления социально-психологических дефектов, а также для тактики и выбора методов и приемов воздействия на нее. Эти сведения следует отражать в приобщаемых к делу документах, справках, в протоколах допросов и т.д.

  1. Личное нравственно-педагогическое воздействие следователя, прокурора на обвиняемого может осуществляться в самых различ­ных формах и преследовать конкретные цели. Важно возбудить у обвиняемого чувство вины за совершенные преступные действия. Любое следственное действие даст больший эффект, если будет соче­таться с воспитательным влиянием на обвиняемого. Надо убеждать обвиняемого в ошибочности его расчетов на безнаказанность, опро­вергать его ошибочные доводы о причинах, приведших его к соверше­нию преступления, произвести детальный разбор его образа жизни, систему социальных связей, потребностей, привычек, самого процес­са подготовки, совершения, сокрытия следов преступления и т.д.

Уместна разъяснительная работа о действительной сущности совершенных данным лицом проступков, об их опасности для об­щества, о причинах, которые повлекли за собой совершение дан­ным лицом преступления. Необходимо добиться у обвиняемого мо­рального самоосуждения своих поступков, осознания противоправ­ности своих действий, правильного понимания причин, повлекших к этим действиям.

При помощи фактов необходимо убеждать обвиняемого в том, что имеющиеся у него личностные дефекты и образ жизни принесли и в дальнейшем принесут еще вред не только обществу, но и ему самому.

  1. Нельзя изменить нравственно-психологические особенности личности, если не будут изменены условия развития и существова­ния данной личности, те социальные связи, которые способствова­ли восприятию и развитию отрицательных качеств.

Мировоззрение, установки, привычки поведения во многом за висят от влияния социальных групп, в которых эта личность постоян­но находится. Одним из условий успеха нравственно-педагогического воздействия следователя, прокурора является выявление всех соци­альных групп, с которыми преимущественно общался подозревае­мый или обвиняемый. Необходимо ответить и на вопрос о том, по­ложительное или отрицательное влияние оказывала данная соци­альная группа на обвиняемого.

Если это была группа с отрицательными качествами, то решает­ся вопрос о мерах по ликвидации ее влияния на обвиняемого или изоляции последнего от группы, изменению, оздоровлению этой группы. Если же устанавливается возможность усиления положи­тельного влияния группы на правонарушителя, то следует решить вопросы о координации воспитательных усилий следователя, про­






И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


423


курора с этой группой. Возможно более детальное сообщение пред­ставителям коллектива установленных сведений о личности под­следственного, о совершенном им преступлении. Вместе с предста­вителями группы, коллектива может быть разработан совместный план воспитательного воздействия, координации усилий должност­ных лиц, осуществляющих досудебное разбирательство, семьи, тру­дового коллектива.

  1. К процедуре нравственно-педагогического воздействия на подследственного относится возбуждение у него стремления к са­мовоспитанию, без которого невозможно достижение целей воспи­тания, а тем более перевоспитания. Для этого убеждением следует вызывать отрицательное отношение к своим преступным действи­ям, образу жизни, сознание личного вреда и вреда для других граж­дан. Необходимым развитием этого процесса выступает возникно­вение желания стать другим, поиск путей, при помощи которых он мог бы доказать себе, своим близким, следователю, прокурору, суду свое действительное желание исправиться. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела, личностных качеств обвиняемого средствами перевоспитания могут быть: активное действие по воз­мещению ущерба; содействие следствию; разработка жизненной программы; формулировка мер, которые необходимо предпринять для устранения причин и условий, вызвавших совершение преступ­ления; сознательное изменение принятых решений к тому, чтобы пересмотреть линию своего поведения, которая противоречит инте­ресам общества и целям правосудия.

  2. В ходе следствия должностное лицо начинает решать и зада­чи ресоциализации подследственного, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заклю­чении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступле­ния или не раскаялось, а в отношении обвиняемого в повторных преступлениях — встал или не встал он на путь исправления. Со­ставленная следователем характеристика помогает суду определять степень раскаяния обвиняемого, а при направлении его в орган, исполняющий наказание, продолжить с ним работу по его ресоциа­лизации. В эту характеристику помимо психологических особенно­стей (биографических данных, сведений об условиях формирования личности, структуры личности — особенностях психических про­цессов и состояний, направленности, темперамента, характера, спо­собностей) должны войти достигнутые цели процесса нравственно- педагогического воздействия. Основными из них могут быть:

  • изменение у подследственного неправильно избранной линии поведения (противодействия, уклонения от дачи правдивых показаний) и преодоление на этой основе установки на ложь;




424


II. Прикладная этика


  • изменение системы отношений к различным фактам, людям, к самому себе;

  • укрепление в сознании нравственных убеждений, повышение уровня правосознания и правовой осведомленности;

  • усиление и рост активности в содействии правосудию, преду­преждении преступных проявлений со стороны лиц с анти­общественной направленностью.

В заключительной части характеристики важно указать, что можно ожидать от данного лица, в какие условия жизни и труда его необходимо поставить.

Оптимальным результатом индивидуального воздействия на об­виняемого при завершении предварительного следствия может счи­таться такое психическое состояние, отношение и само решение, при котором последующее воспитательное воздействие суда и испра­вительных учреждений будут восприниматься им наиболее полно.

Эффективность воздействия следователя, прокурора на лиц, участ­вующих в производстве по делу, в значительной мере зависит от
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   74

зна­ния и правильного использования основных принципиальных положений процессуально-педагогического воздействия. Имеются в виду такие принципы, с позиций которых познаются и практически реализу­ются закономерности процесса влияния одного человека на друго­го, когда внешние стимулы и побудители процессуально целесооб­разной деятельности должностного лица превращаются во внутрен­ние стимулы поведения, личные интересы, стремления, мотивы и волевые усилия. Отсюда следует, что при изучении существа воздей­ствия нужно уделять внимание не только отдельным рекомендаци­ям, сколько вскрытию теоретических основ, опираясь на которые, следователь, прокурор могут добиться положительных результатов с наименьшими затратами средств, времени и сил. «Главное дело, — писал К.Д. Ушинский, — вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают»1.

К специальным принципам,отражающим объективные закономер­ности и определяющим критерии правомерности и допустимости педагогического воздействия на участвующих в деле лиц, должны быть отнесены:

  • строгое соблюдение законности и объективность;

  • нравственная допустимость воздействия;

  • индивидуальный подход при осуществлении воздействия.

Что же касается методов нравственно-педагогического воздейст­вия,применяемых следователем, прокурором, — это общие методы,


1 Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950. Т. 8. С. 57.





И. Этика в следственной и прокурорской деятельности


425



но применяемые в специфических условиях досудебного производ­ства. Причем воздействие это бывает гораздо более эффективным, чем государственно-правовое. К основным воспитывающим и про­светительским методам воздействия на предварительном следствии относится убеждение,
которое требует активной мыслительной дея­тельности не только должностного лица, но и самого обвиняемого. Только при условии, что обвиняемый стремится понять и осознать то, что ему говорят, размышляет, переживает, осуждает отрицатель­ное в себе, можно говорить об эффективном убеждающем характере процессуальных действий.

Убеждение часто встречает внутреннее противодействие у обви­няемого — выдвижение других доводов, попытку следовать своим прежним установкам — и превращается в открытую и скрытую дис­куссию с должностным лицом. Последнему важно понять причины внутренних противоречий у обвиняемого для усиления развития убеждения. Чем выше уровень рефлексии (умения мыслить за дру­гого), тем выше степень осведомленности лица, осуществляющего правосудие. Возможность понять глубину и качество имитации рас- суждений противоборствующей стороны зависит от интеллектуаль­ных способностей субъекта, от умения использовать для убеждения наличную информацию. Необходимо не только прогнозировать ход мыслей убеждаемого, но и менять доводы, направленность убежде­ния в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности на подследственного могут быть использованы различные средства. Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т.д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись, как отне­слись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

При осуществлении убеждения следует учитывать