Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2252

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между преступлением и наказанием. Эту проблему сотрудни­кам правоохранительных органов приходится решать ежедневно и ежечасно.

Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД. Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на на­рушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только злобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует харак­теру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника.



52


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  1. Между достоинством людей и его признанием со стороны как граждан, так и представителей государства.
Когда человек рассмат­ривается не как цель, а как средство, когда он становится объектом манипулирования, когда бесчестные люди, подхалимы, пустозвоны, приспособленцы преуспевают, а достойных работников дискреди­тируют и унижают — такая несправедливость раскалывает и кол­лектив и общество в целом, ведет к противостоянию социальных групп, административных работников и населения.

Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность опреде­ляются как существующими условиями, так и близкой к ней кате­горией равенства. Близость этих категорий не означает их тождест­ва. При наличии равенства в тех или иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости.

В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (т.е. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство призна­валось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции прак­тически всех буржуазно-демократических государств. Однако неоп­ровержимым фактом было и остается то, что до подлинной спра­ведливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, зна­менитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на ско­рый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еще на па­мяти
ныне живущих людей, чернокожие в этой стране рассматри­вались как люди второго сорта. То же можно сказать о латиноаме­риканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в воззрениях многих людей эти предрассудки еще живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ве­дет к справедливости и гармонии.

Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны пе­



1. Научные основы этики


53


ред законом и судом», — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопо­ставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто су­мел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от караю­щей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами». Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. Дети политической элиты, бизнесменов, бан­киров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными бла­говидными предлогами от службы в армии уклоняются.

В силу этого ныне российская армия действительно стала рабо- че-крестьянской. Образовательный уровень военнослужащих резко упал. Из-за социальных условий жизни ухудшилось физическое и духовное здоровье призывников. Кроме того, материальное и тех­ническое обеспечение армии и правоохранительных органов пере­живает не самые лучшие времена. Однако все требования разо­браться в истинных причинах такого наложения «уходят в песок». Не удивительно, что подобная ситуация вызывает чувство протеста среди рабочих и крестьян и оценивается ими как несправедливая. Армия и флот, спецслужбы, полиция, другие правоохранительные органы должны стать предметом заботы не только властей, но и всего общества, получить обеспечение, соответствующее их само­отверженной деятельности и той пользе, которую они приносят обществу, — в этом подлинная справедливость и социальная и нравственная.

Имея много общего с категориями других наук, этические катего­рии обладают и некоторыми особенными чертами:

  • отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с катего­риями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект;

  • носят оценочный, аксиологический характер, т.е. их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, бесприн­ципный и пр.;




54


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


  • являются средством регулирования взаимоотношений и пове­дения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;

  • авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех дру­гих нравственных образований (принципов, норм, требований, правил и т.п.), базируются на силе общественного мнения или самосознании личности;

  • в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях мо­рали в значительно большей степени, чем в категориях и по­нятиях других наук, выражена эмоциональная сторона обще­ственных отношений.

Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентри­ровано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания лю­дей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людь­ми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.

Вот «зарисовка с натуры»: Сотрудники патрульно-постовой службы «грузят» в машину мертвецки пьяного мужчину. Вокруг, как водится, собралась толпа зевак, по-разному комментировавшая происходящее. Особенно активна была одна пожилая женщина. «Антихристы, проклятые! Что же вы делаете, — кричала она, — че­ловек проспится и сам уедет домой...». Сотрудники ППС под ее напором на минутку замешкались, а потом, быстро сделав свое де­ло, уехали. Налицо не только разное, но прямо противоположное понимание таких категорий, как добро, справедливость, заботли­вость. На первый взгляд, можно было бы согласиться с добросер­дечной гражданкой, но это только на первый взгляд. Поддайся со­трудники на уговоры, и трудно даже представить, какие могли бы быть последствия. Пьяного человека могли ограбить, избить и т.п.

Как уже отмечалось, этические категории весьма многочисленны, поэтому в интересах науки и практики их принято классифициро­вать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные (или сущностные). Критерием для такой классификации является деление категорий в зависимости от их места в системе морали и самой науке этике, где одни из них рассматриваются как ее каркас, а другие — как выражающие ее содержательный, сущностный аспект.




1. Научные основы этики


55


К структурным категориям относятся такие, как нравственный закон, нравственный принцип, нравственная норма, нравственные убеждения, нравственный идеал, нравственные отношения, нравст­венный поступок и т.п.
При таком подходе в составе структурных категорий можно обнаружить и категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения и др.), и кате­гории нравственных отношений (нравственный контакт, нравст­венный конфликт и т.д.), и категории моральной практики (нравст­венный поступок, нравственная санкция и пр.).

К субстанциональным, или сущностным, относятся категории, в которых выражается сущность морали как социального явления, как формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность и т.д.). Именно с помощью этих категорий приобретают соответствующее наполне­ние структурные категории. Более того, именно с помощью сущ­ностных категорий формируются нравственные принципы и требо­вания к поведению людей: «Будь человеком долга», «Береги честь смолоду», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.д.

Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных эле­ментов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. Одна­ко более традиционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Принципиальной разницы между эти­ми позициями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нравствен­ная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравст­венных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все катего­рии находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздей­ствие друг на друга.


Моральное сознание в значительной степени определяет нрав­ственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь только реальная нравственная практика является критерием истин­



56


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующи­ми реальными действиями, — пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем са­мым вступает в противоречие со своими заявлениями.

Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Ка­тегория мужества раскрывается с помощью категорий великодушия, самоотверженности, выдержки, смелости, храбрости и др. Катего­рия справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудо­любие, беспристрастность, признательность и т.п.

  1. Категории собственно морального сознания.
К ним относятся: моральный принцип, моральная норма, моральная или этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т.п.

В принципе можно утверждать, что все категории этики явля­ются и категориями морального сознания, ибо, какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном созна­нии. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — занимают центральное ме­сто в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции. Простое морализирование, оторванные от жизни разговоры о добре и зле, справедливости и несправедливости мало чего дают. Более того, они ведут к ханжеству, демагогии, равнодушию. «Читать мо­раль» — нет ничего вреднее для нравственного воспитания. И на­оборот, если категории морального сознания отражают реальные отношения и действия, активно воздействуют на них, то несомнен­но, что они помогают лучше понять суть происходящего.