ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2252
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между преступлением и наказанием. Эту проблему сотрудникам правоохранительных органов приходится решать ежедневно и ежечасно.
Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД. Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на нарушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только злобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует характеру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника.
52
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность определяются как существующими условиями, так и близкой к ней категорией равенства. Близость этих категорий не означает их тождества. При наличии равенства в тех или иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости.
В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (т.е. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство признавалось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции практически всех буржуазно-демократических государств. Однако неопровержимым фактом было и остается то, что до подлинной справедливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, знаменитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на скорый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еще на памяти
ныне живущих людей, чернокожие в этой стране рассматривались как люди второго сорта. То же можно сказать о латиноамериканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в воззрениях многих людей эти предрассудки еще живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ведет к справедливости и гармонии.
Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны пе
1. Научные основы этики
53
ред законом и судом», — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопоставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто сумел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от карающей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами». Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. Дети политической элиты, бизнесменов, банкиров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными благовидными предлогами от службы в армии уклоняются.
В силу этого ныне российская армия действительно стала рабо- че-крестьянской. Образовательный уровень военнослужащих резко упал. Из-за социальных условий жизни ухудшилось физическое и духовное здоровье призывников. Кроме того, материальное и техническое обеспечение армии и правоохранительных органов переживает не самые лучшие времена. Однако все требования разобраться в истинных причинах такого наложения «уходят в песок». Не удивительно, что подобная ситуация вызывает чувство протеста среди рабочих и крестьян и оценивается ими как несправедливая. Армия и флот, спецслужбы, полиция, другие правоохранительные органы должны стать предметом заботы не только властей, но и всего общества, получить обеспечение, соответствующее их самоотверженной деятельности и той пользе, которую они приносят обществу, — в этом подлинная справедливость и социальная и нравственная.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами:
54
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.
Вот «зарисовка с натуры»: Сотрудники патрульно-постовой службы «грузят» в машину мертвецки пьяного мужчину. Вокруг, как водится, собралась толпа зевак, по-разному комментировавшая происходящее. Особенно активна была одна пожилая женщина. «Антихристы, проклятые! Что же вы делаете, — кричала она, — человек проспится и сам уедет домой...». Сотрудники ППС под ее напором на минутку замешкались, а потом, быстро сделав свое дело, уехали. Налицо не только разное, но прямо противоположное понимание таких категорий, как добро, справедливость, заботливость. На первый взгляд, можно было бы согласиться с добросердечной гражданкой, но это только на первый взгляд. Поддайся сотрудники на уговоры, и трудно даже представить, какие могли бы быть последствия. Пьяного человека могли ограбить, избить и т.п.
Как уже отмечалось, этические категории весьма многочисленны, поэтому в интересах науки и практики их принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные (или сущностные). Критерием для такой классификации является деление категорий в зависимости от их места в системе морали и самой науке этике, где одни из них рассматриваются как ее каркас, а другие — как выражающие ее содержательный, сущностный аспект.
1. Научные основы этики
55
К структурным категориям относятся такие, как нравственный закон, нравственный принцип, нравственная норма, нравственные убеждения, нравственный идеал, нравственные отношения, нравственный поступок и т.п. При таком подходе в составе структурных категорий можно обнаружить и категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения и др.), и категории нравственных отношений (нравственный контакт, нравственный конфликт и т.д.), и категории моральной практики (нравственный поступок, нравственная санкция и пр.).
К субстанциональным, или сущностным, относятся категории, в которых выражается сущность морали как социального явления, как формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность и т.д.). Именно с помощью этих категорий приобретают соответствующее наполнение структурные категории. Более того, именно с помощью сущностных категорий формируются нравственные принципы и требования к поведению людей: «Будь человеком долга», «Береги честь смолоду», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.д.
Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. Однако более традиционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Принципиальной разницы между этими позициями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.
Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздействие друг на друга.
Моральное сознание в значительной степени определяет нравственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь только реальная нравственная практика является критерием истин
56
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующими реальными действиями, — пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем самым вступает в противоречие со своими заявлениями.
Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий великодушия, самоотверженности, выдержки, смелости, храбрости и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.
В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо, какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции. Простое морализирование, оторванные от жизни разговоры о добре и зле, справедливости и несправедливости мало чего дают. Более того, они ведут к ханжеству, демагогии, равнодушию. «Читать мораль» — нет ничего вреднее для нравственного воспитания. И наоборот, если категории морального сознания отражают реальные отношения и действия, активно воздействуют на них, то несомненно, что они помогают лучше понять суть происходящего.
Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД. Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на нарушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только злобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует характеру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника.
52
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
Между достоинством людей и его признанием со стороны как граждан, так и представителей государства.
Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность определяются как существующими условиями, так и близкой к ней категорией равенства. Близость этих категорий не означает их тождества. При наличии равенства в тех или иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости.
В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (т.е. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство признавалось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции практически всех буржуазно-демократических государств. Однако неопровержимым фактом было и остается то, что до подлинной справедливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, знаменитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на скорый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еще на памяти
ныне живущих людей, чернокожие в этой стране рассматривались как люди второго сорта. То же можно сказать о латиноамериканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в воззрениях многих людей эти предрассудки еще живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ведет к справедливости и гармонии.
Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны пе
1. Научные основы этики
53
ред законом и судом», — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопоставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто сумел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от карающей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами». Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. Дети политической элиты, бизнесменов, банкиров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными благовидными предлогами от службы в армии уклоняются.
В силу этого ныне российская армия действительно стала рабо- че-крестьянской. Образовательный уровень военнослужащих резко упал. Из-за социальных условий жизни ухудшилось физическое и духовное здоровье призывников. Кроме того, материальное и техническое обеспечение армии и правоохранительных органов переживает не самые лучшие времена. Однако все требования разобраться в истинных причинах такого наложения «уходят в песок». Не удивительно, что подобная ситуация вызывает чувство протеста среди рабочих и крестьян и оценивается ими как несправедливая. Армия и флот, спецслужбы, полиция, другие правоохранительные органы должны стать предметом заботы не только властей, но и всего общества, получить обеспечение, соответствующее их самоотверженной деятельности и той пользе, которую они приносят обществу, — в этом подлинная справедливость и социальная и нравственная.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами:
-
отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект; -
носят оценочный, аксиологический характер, т.е. их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.;
54
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
-
являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного; -
авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований (принципов, норм, требований, правил и т.п.), базируются на силе общественного мнения или самосознании личности; -
в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.
Вот «зарисовка с натуры»: Сотрудники патрульно-постовой службы «грузят» в машину мертвецки пьяного мужчину. Вокруг, как водится, собралась толпа зевак, по-разному комментировавшая происходящее. Особенно активна была одна пожилая женщина. «Антихристы, проклятые! Что же вы делаете, — кричала она, — человек проспится и сам уедет домой...». Сотрудники ППС под ее напором на минутку замешкались, а потом, быстро сделав свое дело, уехали. Налицо не только разное, но прямо противоположное понимание таких категорий, как добро, справедливость, заботливость. На первый взгляд, можно было бы согласиться с добросердечной гражданкой, но это только на первый взгляд. Поддайся сотрудники на уговоры, и трудно даже представить, какие могли бы быть последствия. Пьяного человека могли ограбить, избить и т.п.
Как уже отмечалось, этические категории весьма многочисленны, поэтому в интересах науки и практики их принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные (или сущностные). Критерием для такой классификации является деление категорий в зависимости от их места в системе морали и самой науке этике, где одни из них рассматриваются как ее каркас, а другие — как выражающие ее содержательный, сущностный аспект.
1. Научные основы этики
55
К структурным категориям относятся такие, как нравственный закон, нравственный принцип, нравственная норма, нравственные убеждения, нравственный идеал, нравственные отношения, нравственный поступок и т.п. При таком подходе в составе структурных категорий можно обнаружить и категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения и др.), и категории нравственных отношений (нравственный контакт, нравственный конфликт и т.д.), и категории моральной практики (нравственный поступок, нравственная санкция и пр.).
К субстанциональным, или сущностным, относятся категории, в которых выражается сущность морали как социального явления, как формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность и т.д.). Именно с помощью этих категорий приобретают соответствующее наполнение структурные категории. Более того, именно с помощью сущностных категорий формируются нравственные принципы и требования к поведению людей: «Будь человеком долга», «Береги честь смолоду», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.д.
Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. Однако более традиционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Принципиальной разницы между этими позициями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.
Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздействие друг на друга.
Моральное сознание в значительной степени определяет нравственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь только реальная нравственная практика является критерием истин
56
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующими реальными действиями, — пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем самым вступает в противоречие со своими заявлениями.
Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий великодушия, самоотверженности, выдержки, смелости, храбрости и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.
-
Категории собственно морального сознания.
В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо, какие бы стороны морали они не отражали, все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики, ибо в этом случае они теряют свою земную точку опоры и превращаются в пустые абстракции. Простое морализирование, оторванные от жизни разговоры о добре и зле, справедливости и несправедливости мало чего дают. Более того, они ведут к ханжеству, демагогии, равнодушию. «Читать мораль» — нет ничего вреднее для нравственного воспитания. И наоборот, если категории морального сознания отражают реальные отношения и действия, активно воздействуют на них, то несомненно, что они помогают лучше понять суть происходящего.